Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 19:41, реферат
Программированное обучение — это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью компьютерных средств обучения. В традиционном обучении ученик обычно читает полный текст учебника и воспроизводит его, при этом его работа по воспроизведению почти никак не управляется, не регламентируется. Главная идея программированного обучения – это управление учением, учебными действиями обучающегося с помощью обучающей программы.
Введение стр.3
I. Вклад бихевиорима в программирование стр.6
II. Вклад Советской и русской школы
в программированное обучение стр.13
III. Практические вопросы программированного обучения стр.15
IV. Линейное программирование стр.17
V.Разветвленное программирование стр.21
VI.Смешанная программа стр.25
Заключение стр.28
Список используемой литературы стр.30
К числу несомненных достоинств программированного обучения надо отнести возможность использовать технические и электронные средства учебной деятельности, применение которых высвобождает преподавателю время для творческой работы.
У программированного обучения есть и слабые стороны. Во-первых, не любой материал поддается алгоритмизации и, следовательно, программированию, особенно же тот, который рассчитан на эмоциональное воздействие обучающегося. Например, восприятие художественного текста, поэзии, музыкального произведения. Трудно и даже невозможно дать, например, контрольное задание, чтобы проверить уровень приращения нравственности, патриотизма и подобных качеств личности, достигнутые в результате обучения. Между тем программированное обучение дает хорошие результаты в тех случаях, когда задача научения связана с выработкой практических умений и навыков, например, при изучении родного и особенно иностранных языков, выработке навыков решения так называемых типовых задач, отработке техники игры на музыкальном инструменте, техники трудовых операций, закреплении и проверке знаний.
При программированном обучении нет коллективной работы учащихся, роль обучающего снижена, он консультант. Если в операции проверки в качестве ответов предлагаются альтернативы, например выбрать правильный ответ из 3-5 предложенных, то не исключается вероятность случайного угадывания правильного ответа от 1 : 3 до 1:5, хотя учащийся даже не знает этот материал. При программированном обучении часто используются условные знаки, закодированные ответы. Их расшифровка создает дополнительные шумы, то есть помехи.
Программированное
обучение используется наряду и вместе
с другими дидактическими системами,
в сочетании разной организации
и методов обучения. Оно более
результативно в старших классах школы
и вузах.
Программированные учебники различаются между собой в зависимости от вида программы, представлению которой они и должны служить. В соответствии с этим можно говорить об учебниках с линейной, разветвленной и смешанной структурами. Разными бывают и машины, предназначенные для представления запрограммированных текстов. Наиболее часто в качестве основания деления используются их дидактические функции. Применительно к этому основанию выделяем:
-- информационные машины, предназначенные для передачи учащимся новой информации;
--экзаменаторы, служащие для проверки знаний учащихся, а точнее — для контроля и оценки знаний, которыми они овладели;
-- репетиторы, предназначенные целью закрепления знаний;
-- тренировочные машины, или тренажеры, используемые для формирования у учащихся необходимых практических умений, как, например, печатания на машинке, алгоритмизации поиска повреждений в технических устройствах, обслуживания машин и т. п.
Современные
средства вычислительной техники позволяют
создавать сложные электронные системы
обучения, телекоммуникационные сети,
которые в перспективе обладают большими
дидактическими возможностями. Уже в настоящее
время, наряду с программированным обучением,
как отмечалось ранее, в дидактических
целях все более и более используются
и другие информационные технологии.
Список используемой литературы
1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. 1982; Т. 3. 1983; Т. 4. 1984.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
3. Выдающиеся психологи Москвы / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Ярошевского. М., 1997.
4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
6. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
7. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий – М., 1968
8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения – М., 1996
9. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст – М., 1971
10. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний – М., 1984
11.
Формирование учебной деятельности //
под ред. Ляудиса В.Я. – М., 1989
Информация о работе Теория программированного обучения в бихевиоризме и в отечественной науке