Теория программированного обучения в бихевиоризме и в отечественной науке

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 19:41, реферат

Описание работы

Программированное обучение — это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью компьютерных средств обучения. В традиционном обучении ученик обычно читает полный текст учебника и воспроизводит его, при этом его работа по воспроизведению почти никак не управляется, не регламентируется. Главная идея программированного обучения – это управление учением, учебными действиями обучающегося с помощью обучающей программы.

Содержание

Введение стр.3

I. Вклад бихевиорима в программирование стр.6

II. Вклад Советской и русской школы

в программированное обучение стр.13

III. Практические вопросы программированного обучения стр.15

IV. Линейное программирование стр.17

V.Разветвленное программирование стр.21

VI.Смешанная программа стр.25

Заключение стр.28

Список используемой литературы стр.30

Работа содержит 1 файл

Теория программированного обучения в бихевиоризме и в отечественной науке.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

       К числу несомненных достоинств программированного обучения надо отнести возможность  использовать технические и электронные  средства учебной деятельности, применение которых высвобождает преподавателю  время для творческой работы.

       У программированного обучения есть и  слабые стороны. Во-первых, не любой  материал поддается алгоритмизации и, следовательно, программированию, особенно же тот, который рассчитан на эмоциональное  воздействие обучающегося. Например, восприятие художественного текста, поэзии, музыкального произведения. Трудно и даже невозможно дать, например, контрольное задание, чтобы проверить уровень приращения нравственности, патриотизма и подобных качеств личности, достигнутые в результате обучения. Между тем программированное обучение дает хорошие результаты в тех случаях, когда задача научения связана с выработкой практических умений и навыков, например, при изучении родного и особенно иностранных языков, выработке навыков решения так называемых типовых задач, отработке техники игры на музыкальном инструменте, техники трудовых операций, закреплении и проверке знаний.

       При программированном обучении нет  коллективной работы учащихся, роль обучающего снижена, он консультант. Если в операции проверки в качестве ответов предлагаются альтернативы, например выбрать правильный ответ из 3-5 предложенных, то не исключается вероятность случайного угадывания правильного ответа от 1 : 3 до 1:5, хотя учащийся даже не знает этот материал. При программированном обучении часто используются условные знаки, закодированные ответы. Их расшифровка создает дополнительные шумы, то есть помехи.

       Программированное обучение используется наряду и вместе с другими дидактическими системами, в сочетании разной организации  и методов обучения. Оно более  результативно в старших классах школы и вузах. 

       Программированные учебники различаются между собой  в зависимости от вида программы, представлению которой они и  должны служить. В соответствии с  этим можно говорить об учебниках  с линейной, разветвленной и смешанной структурами. Разными бывают и машины, предназначенные для представления запрограммированных текстов. Наиболее часто в качестве основания деления используются их дидактические функции. Применительно к этому основанию выделяем:

       -- информационные машины, предназначенные для передачи учащимся новой информации;

       --экзаменаторы, служащие для проверки знаний  учащихся, а точнее — для контроля  и оценки знаний, которыми они  овладели;

       -- репетиторы, предназначенные целью  закрепления знаний;

       -- тренировочные машины, или тренажеры, используемые для формирования у учащихся необходимых практических умений, как, например, печатания на машинке, алгоритмизации поиска повреждений в технических устройствах, обслуживания машин и т. п.

       Современные средства вычислительной техники позволяют создавать сложные электронные системы обучения, телекоммуникационные сети, которые в перспективе обладают большими дидактическими возможностями. Уже в настоящее время, наряду с программированным обучением, как отмечалось ранее, в дидактических целях все более и более используются и другие информационные технологии. 

       Список  используемой литературы

       1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. 1982; Т. 3. 1983; Т. 4. 1984.

       2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

       3. Выдающиеся психологи Москвы / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Ярошевского. М., 1997.

       4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

       5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

       6. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.

       7. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий – М., 1968

       8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения – М., 1996

       9. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст – М., 1971

       10. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний – М., 1984

       11. Формирование учебной деятельности // под ред. Ляудиса В.Я. – М., 1989 
 

Информация о работе Теория программированного обучения в бихевиоризме и в отечественной науке