Теория программированного обучения в бихевиоризме и в отечественной науке

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 19:41, реферат

Описание работы

Программированное обучение — это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью компьютерных средств обучения. В традиционном обучении ученик обычно читает полный текст учебника и воспроизводит его, при этом его работа по воспроизведению почти никак не управляется, не регламентируется. Главная идея программированного обучения – это управление учением, учебными действиями обучающегося с помощью обучающей программы.

Содержание

Введение стр.3

I. Вклад бихевиорима в программирование стр.6

II. Вклад Советской и русской школы

в программированное обучение стр.13

III. Практические вопросы программированного обучения стр.15

IV. Линейное программирование стр.17

V.Разветвленное программирование стр.21

VI.Смешанная программа стр.25

Заключение стр.28

Список используемой литературы стр.30

Работа содержит 1 файл

Теория программированного обучения в бихевиоризме и в отечественной науке.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

       Другой  особенностью этой дидактической системы  надо признать цикличность, то есть повторяемость последовательных учебных операций при изучении разных частей учебного материала.

       Программирование проводится в определенной последовательности: Уточняется тема.

       Содержанию  материала придается строгая логическая структура.

       Определяется  основная задача изучения курса или  его раздела, части.

       Выясняются  особенности обучающихся, которым  адресована программа учебных действий -- их возраст, уровень образования, учебные умения и навыки.

       Следующий очень важный этап программирования — это разработка алгоритма учебной  деятельности для учащегося.

       Для этого весь материал, который необходимо выучить, изучить, делят на шаги: кванты, порции, дозы, единицы информации. Величина каждого шага определяется опытным путем. Причем, если шаг будет большим, то его трудно усвоить в один прием, а маленькие шаги потом сложно обобщать.

       Итак, весь материал разбит на ряд последовательных частей — это та самая дискретность о которой говорилось в связи с алгоритмизацией обучения. После этого составляется собственно алгоритм, по которому будет проходить усвоение учебного материала. Вспомним, что алгоритм — это целый ряд точных предписаний, которые надо обязательно выполнить точно и в полном объеме, чтобы добиться намеченного результата, в данном случае промежуточного, то есть части общего результата. В свою очередь эти предписания - алгоритмы для каждого шага имеют циклический характер, то есть повторяющийся по кругу. Получается столько циклов, сколько шагов. Каждый цикл состоит из операций-указаний. Выполнение их обеспечивает усвоение учащимися материала того шага, который в данный момент изучается.

       Схема изображает последовательные учебные операции, которые содержат указания по изучению и усвоению лишь одного шага. Переход к изучению второго и последующих шагов допускается тогда, когда правильно и только правильно выполнено задание-предписание первого шага.

       Операция 1 — предъявление новой информации для усвоения: прочитать, изучить  такой-то материал по такой-то литературе, учебнику, монографии, методичке, по фонограмме, видео-, кинофильму, — точнее, это  задание по получению информации определенного содержания.

       Операция 2 — восприятие и осмысление учащимися  предложенной информации данного шага: запомнить дату, название, слово  или выражение, факт, термин , осмыслить  понятие, разобраться в схеме, чертеже, таблице, графике .

       Операция 3 — тут же, без отсрочки, после восприятия учащемуся предъявляются контрольные вопросы, на которые он обязан ответить, или задание — выполнить тест, решить задачу, привести пример, составить схему, подготовить план.

       Операция 4 — ответ учащегося в устной, письменной, графической форме или вариант альтернативного ответа: выбрать ответ из 3-4-х предложенных, из которых верен только один .

       Операция 5 — оценка ответа: верно, неполно, неверно, т.е. в какой мере ответ учащегося  соответствует или не соответствует  эталону. Оценка также дается тут же, без задержки.

       Операция 6 — это возможное альтернативное указание о дальнейших операциях. Если ответ точный, полный, то дается указание перейти к изучению новой информации 2-го шага. Начинается новый цикл: изучению новой порции, отсюда — к операции 2 .

       Если  же ответ неверный или неполный, то переход ко 2-му шагу не допускается. В таком случае дается указание на переход к операции 7а.

       Операция 7а — это указание еще раз  изучить такой-то материал, повторить  его, получить консультацию у обучающей  машины или преподавателя, т.е. необходимо ликвидировать пробел, восполнить информацию, осмыслить и т.п.

       Операция 8 следует после 7а: это дополнительные контрольные вопросы и задания. После выполнения их дальнейшие операции следуют 4-5 и т.д. по “малому” кругу  с теми же ответом, оценками до тех пор, пока предложенная информация не будет точно и полностью усвоена и, следовательно, ответы будут только верными.

       Операция 7 — это, по сути, и не операция для  ученика, а только прямое указание перейти  к следующему шагу, к началу нового цикла.

       Точно такая последовательность операций повторяется по каждому шагу —  в этом и состоит цикличность  изучения всего материала. Алгоритмизация в программированном обучении также  предполагает эту цикличность, как  и дискретность. В этой цикличности мы отмечаем такие элементы управления учебным процессом, как подача информации, восприятие и обработка ее учащимся, обратная связь от учащегося к обучающему и, при необходимости, — коррекция учебного процесса.

       В только что изложенном цикле обучения может быть подключено техническое средство в любой одной или нескольких операциях: будь то в 1-й— подача новой информации, 3-й— контрольные вопросы и задания и т.д. Тогда говорят о машинном программировании. Если же техническое средство подключается ко всем операциям и способно их обеспечить, то оно, по сути, является обучающей машиной. Вспомогательными средствами при программированном обучении являются простейшие карточки-задания, перфокарты, дешифраторы. Они полезны тогда, когда программируются отдельные фрагменты учебных занятий, а не вся тема или раздел учебной программы.

       V. Линейное программирование

       Линейное  программирование характеризуется тем, что каждое задание имеет один правильный ответ. После него учащийся сразу переходит к следующему, то есть последовательно от первого шага до последнего, никуда не отклоняясь и так все последующие шаги до последнего, до конечного.

       Теоретические основы современной версии линейного  программирования разработал американский психолог Б. Ф. Скиннер, в прошлом  профессор Гарвардского университета. Во время конференции, посвященной анализу тенденций развития психологии, которая состоялась в марте 1954 г. в Питтсбурге, он сделал доклад на тему «Наука учения и искусство преподавания», представив в нем общий очерк своей концепции программированного обучения. Ее главными принципами были следующие:

       --Учение, движущей силой которого является страх перед наказанием, насмешками со стороны учителя и товарищей, плохими оценками?  доминирующее сегодня в большинстве школ мира, не дает хороших результатов. Более того, удивительно, что «оно вообще дает какие-либо положительные результаты».

       -- Новейшие результаты лабораторных исследований обучения животных и людей свидетельствуют о том, что такое неблагоприятное положение дел можно изменить к лучшему. Для этого материал, который учащийся должен усвоить в ходе собственной познавательной деятельности, нужно делить на минимальные части и сразу же усиливать каждую правильную реакцию с помощью соответствующих поощрений. В случае вербального обучения, которым мы здесь и интересуемся, поощрением является подтверждение каждого удавшегося шага на пути, ведущем к достижению поставленной цели, к овладению определенным запасом знаний и умений.

       -- Чувство успеха, сознание успешного преодоления встреченных в работе трудностей содействует возникновению у учащегося интереса к учебе. Поэтому программированный текст не должен содержать трудных «шагов», несущих опасность совершения учеником ошибок, так как это отрицательно влияет на его отношение к работе.

       Учение, по Скиннеру, — это процесс выработки  у учащегося новых способов поведения  или модификации уже сложившихся. Вероятность того, что данный субъект  овладеет каким-то новым, желательным, с точки зрения автора программы, способом поведения, новым действием или определенными знаниями, возрастает благодаря его многократному повторению. Однако это повторение не должно быть механическим; его результаты должны контролироваться самим обучающимся и включаться в более широкий контекст.

       Например, овладение учащимся темой «Условные  и безусловные рефлексы» требует, по крайней мере двух-трех-кратного повторения всех обобщений, входящих в  этот раздел программы и иллюстрирующих их примеров.

       При этом обобщения и примеры, должны повторяться каждый раз по-разному, в изменяющейся системе связей, поскольку каждое из них должно создавать основу для выявления учеником сходств и различий, наблюдающихся между отдельными обобщениями и примерами, предоставлять ему материал для новых обобщений, словом, содействовать более глубокому пониманию и прочному овладению содержанием прорабатываемого раздела.

       В случае обучения животных активизирующим фактором оказывается создание ситуаций, требующих удовлетворения таких  биологических потребностей, как, например, голод, жажда. Стремясь к их удовлетворению, животные выполняют различные действия. Когда экспериментатор заметит действие, желательное с точки зрения достижения поставленной им цели, он усиливает его попросту с помощью корма, придавая этому действию сравнительную устойчивость. Именно таким образом Скиннер научил своих голубей реагировать на определенные раздражители: переступать с ноги на ногу, играть в настольный теннис, отличать круг от эллипса/

       Вербальное  обучение, характерное для людей, требует других активизирующих факторов. Стремление к удовлетворению потребностей может быть использовано как движущая сила и здесь, однако в этом случае на первый план выступают потребности не биологические, а познавательные, возникшие, например, вследствие помещения учащихся в проблемные ситуации. Особенно эффективным, по мнению Скиннера, с этой точки зрения является сократовский метод, так как он требует от ученика непрерывной активности, вынуждая его после каждого шага вперед снова давать ответ на очередной вопрос.

       Безусловно, ответы должны удовлетворять определенным требованиям. Во-первых, эти ответы должны быть самостоятельно сформулированы на основе внимательного изучения текста. Во-вторых, они должны быть доступны внешней проверке, потому что только в этом случае ученику можно помочь в устранении возможных ошибок. В-третьих, степень трудности подготовки ответа должна возрастать в соответствии с принципом «от простого к сложному», однако эта трудность не должна переходить границы, определяемые принципом предупреждения ошибок. И, наконец, в-четвертых, методы подтверждения правильных ответов при обучении людей и животных должны быть различными, поскольку у людей вероятность случайного нахождения правильного ответа путем проб и ошибок значительно меньше, так как не подлежит сомнению возможность разных реакций на идентичные раздражители. В этой ситуации, чтобы оградить ученика от поисков ответа на ощупь и от фантазирования, используемая в опытах с животными форма свободного поведения заменяется формой поведения контролированного, подсказывающего ему правильный ответ. Понятно, что сила этой подсказки снижается по мере того, как ученик переходит от первых рамок программы к последующим, благодаря чему возрастает степень самостоятельности его работы.

       По  мнению Скиннера, охарактеризованная выше концепция учения, определяемая как инструментальное учение, существенно отличается от классической павловской концепции условных рефлексов. Разница состоит в том, что в ходе классического условного рефлекса закрепляется прежде всего реактивное поведение, существенной чертой которого является непосредственная реакция на предваряющий ее раздражитель, в то время как инструментальное учение определяет оперативное поведение, соответствующее предвидимым следствиям. Этот вид поведения Скиннер считает основным и на его исследовании концентрирует свое основное внимание.

       Ход процесса изучения содержания по скиннеровской  программе должен быть следующим:

       -- учащийся подвергается воздействию упорядоченной последовательности раздражителей,

       -- на эти стимулы он реагирует, давая ответы, т. е. вписывая отсутствующие в рамках слова, причем

       -- его реакция сразу же позитивно или негативно оценивается посредством сравнения данного им ответа с правильным ответом, находящимся в тексте,

       --в итоге учащийся, делая мало ошибок и закрепляя правильные реакции

       -- приобретает знания «малыми шагами»

       Основу  такого учения образует так называемая инструментальная обусловленность.

       При линейном принципе программирования ученик, работая над учебным материалом, последовательно переходит от одного шага программы к следующему. При этом все ученики идут одним путем, прорабатывая все шаги программы подряд.

       VI.Разветвленное программирование

       Более сложным является разветвленное программирование, когда на один и тот же вопрос возможны и допустимы несколько альтернативных ответов. Пример: вечером в комнате был электрический свет. И вдруг в неподходящий момент он погас. Почему? Может быть несколько равновероятных ответов: перегорела лампочка, неисправен выключатель, перегорел предохранитель, отключили рубильник на щите. И вот заинтересованный человек проверяет разными способами варианты причин, обусловивших отсутствие света. Это типичный случай поиска причины по разветвленной программе: проверяется одна причина, если она найдена, то на этом дальнейший поиск прекращается за ненадобностью. Если же она в этом случае не обнаружена, то поиск причины продолжается до тех пор, пока она не будет найдена,в нашем примере, когда загорится свет.

Информация о работе Теория программированного обучения в бихевиоризме и в отечественной науке