Теория личности по З.Фрейду

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Описание и раскрытие различных стадий развития личности по Фрейду.

Содержание

Введение 2
1. Психоанализ как основа теории личности Зигмунда Фрейда. 1.1 Предпосылки возникновения психоанализа. З. Фрейд 5
1.2 Психоанализ: основные концепции и принципы 8
2. Теория личности.
2.1 Развитие личности 11
2.2 Топографическая модель уровней сознания 14
2.3 Структура личности 16
2.4 Защитные психические механизмы 23
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Теория личности по З.Фрейду..docx

— 89.57 Кб (Скачать)

Необходимо  различать два проблемно –  теоретических слоя в психоанализе. Первый связан с медициной, практическим лечением неврозов, методами: свободных  ассоциаций, толкований сновидений, группового тренинга и др. Цель практического  психоанализа – это коррекция  психики, переработка индивидуальных болезненных комплексов. В процессе клинического психоанализа добывается огромное количество конкретных знаний о больной и здоровой психике. Их нелегко обобщить и привести в  систему, поскольку  они возникают  на основе неповторимого взаимодействия между врачом и пациентом как  между уникальными личностями.

Второй слой идей психоанализа совпадает с общей  теорией личности. Она складывается у психоаналитиков на основе их практического  опыта, теоретических размышлений  и дискуссий с коллегами – психиатрами. Этот второй слой представляет собой теорию, которая взаимодействует с другими теориями в психологии, такими, как рефлексология, гештальт – терапия, когнитивная психология.

Судьба психоанализа необычна и вместе с тем характерна. Встреченный насмешками и возмущением  академических кругов, он со временем завоевал популярность, сравнимую разве  что с популярностью марксизма  и мировых религий. Будучи задуман  своим творцом как метод лечения  неврозов и теория душевной жизни, психоанализ  превратился со временем в философию  человека и культуры, оказался в  центре политической полемики. Достаточно сказать, что в нацисткой Германии книги Фрейда были сожжены, а в  СССР – запрятаны в спецхран.

Уже в начале ХХ века психоанализ приобрел всемирную  известность. Ряд работ Фрейда и  его учеников был издан в 20 – 30 годы на русском языке в основанной профессором Д.А. Ерамковым «психоаналитической библиотечке».

В течение  нескольких десятилетий (с середины 20 – х до начала 60-х годов) психоанализ  находился под запретом. И только с середины 80 –х годов стали широко издаваться работы Фрейда, Юнга, Адлера и др. крупнейших психоаналитиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Теория личности.

 

2.1 Развитие личности.

 

Одна из предпосылок  создания психоаналитической теории состоит  в том, что человек рождается  с определенным количеством либидо, которая затем проходит в своем развитии несколько стадий, именуемых как психосексуальные стадии развития. Психосексуальное развитие – биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от культурного уровня.

Фрейдом была предложена гипотеза о четырех стадиях: оральной, анальной, фаллической и генитальной. При рассмотрении этих стадий надо учитывать еще несколько факторов, введенных Фрейдом.

Фрустация. В случае фрустации психосексуальные потребности ребенка пересекаются родителями или воспитателями, поэтому не находят оптимального удовлетворения.

Сверхзаботливость. При сверхзаботливости ребенок не имеет возможности сам управлять своими внутренними функциями.

В любом случае происходит скопление либидо, что  в зрелые годы может привести к  «остаточному» поведению, связанного с той стадией, на которую пришлась фрустация или регрессия.

Так же важными  понятиями психоаналитическкой  теории является регрессия и фиксация. Регрессия, т.е. возврат в наиболее раннюю стадию и проявлении ребяческого поведения, характерного для этого периода. Хотя регрессию считают особым случаем фиксации – задержкой или остановкой развития на определенной стадии. Последователи Фрейда считают регрессию и фиксацию взаимодополняющими.

Оральная стадия

Оральная  стадия длится от рождения примерно до 18 – месячного возраста. В этот период ребенок полностью зависит  от родителей, и область рта связана  с сосредоточением принятых ощущений и удовлетворений биологических потребностей. По мнению Фрейда, рот остается важной эрогенной зоной на протяжении всей жизни человека. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Фрейд описал два типа личности при фиксации на этой стадии:

  • Орально – пассивный – веселый, оптимистичный, ожидает «материнского» отношения к себе. Характеризуется доверчивостью, пассивностью, незрелостью и чрезмерной зависимостью.
  • Орально – агрессивный – выражается в таких чертах как любовь спорам, пессимизм, циничное отношение. Этому типу свойственно эксплуатировать людей и доминировать  над ними с целью удовлетворения своих нужд.

Анальная стадия

Анальная  стадия начинается в возрасте от 18 –ти  месяцев и продолжается до третьего  года жизни. В течении данного периода маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания выталкивания фекалий. В этой стадии приучения к туалету ребенок учится разграничивать требования бессознательного (удовольствия от медленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей (самостоятельный контроль над потребностями). Фрейд считал, что все будущие формы сомоконтроля и саморегуляции берут начало в этой стадии.

В результате фрустации в этот период («сейчас  же сходи на  горшок») возможно формирование анально – удерживающего типа личности. Этот тип в более взрослом возрасте чрезвычайно скуп, методичен, пунктуален и упрям. Второй результат этой анальной фиксации – анально –выталкивающий. Чертами такого типа является склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистскую жестокость.

Некоторые родители поощряют своих детей к  регулярному опорожнению и щедро  хвалят за это. Подобный подход, по мнению Фрейда, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.

Фаллическая стадия

Между тремя  и шестью годами интересы, обусловленные  либидо, смещаются в зону гениталий. На протяжении фаллической фазы психосексуального развития дети могут исследовать половые органы, маструрбировать и проявлять интерес в вопросах связанных с рождением и половыми отношениями. Дети, по мнению Фрейда, имеют хотя бы смутное представление о сексуальных отношениях и, в большой своей части, понимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери.

Доминирующий  конфликт этой стадии у мальчиков называется Эдиповым комплексом, и аналогичный у девочек – комплекс Электры.

Суть  этих комплексов заключена в неосознанном желании каждого ребенка обладать родителем противоположного пола и  устранении родителя одного с ним  пола.

Взрослые  мужчины с фиксацией на фаллической  стадии ведут себя дерзко, они хвастливы  и опрометчивы, желают, добиваются успеха (символической победой над родителем), им характерен «донжуанский» стиль  поведения.

Женщин  фаллическая фиксация приводит к  склонности флиртовать, обольщать, к  беспорядочным половым связям, хотя они могут казаться наивными и  невинными в сексуальном отношении.

Неразрешенные комплексы могут вести к невротическим  моделям поведения, имеющим отношения к импотенции и фригидности.

Латентный период

В промежутке от 6 – 7 лет до начала подросткового  возраста располагается фаза сексуального затишья, латентный период.

Фрейд уделял мало внимания процессам  в этот период, так как, по его мнению, сексуальный  инстинкт в это время предположительно дремлет.

Генитальная стадия

Начальная фаза генитальной стадии (периода, продолжающегося  от зрелости до смерти) характеризуется  биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Результатом  этих изменений является характерное  для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. Иначе говоря, вступление в генитальную  стадию отмечено наиболее полным удовлетворением сексуального инстинкта. Развитие в норме ведут к выбору брачного партнера и создания семьи.

  Генитальный характер – идеальный тип личности в психоаналитической теории. Разрядка либидо в половом акте обеспечивает возможность физиологического контроля над импульсами, поступающими от половых органов. Фрейд говорил, что для того чтобы сформировался нормальный генитальный тип характера, человек должен отказаться от пассивности, свойственной с детства, когда все формы удовлетворений давались легко.

После того, как мы охарактеризовали основные стадии развития личности, рассмотрим взгляды  Фрейда на организацию психики. Начнем с так называемой «топографической модели».

 

2.2 Топографическая модель уровней  сознания.

 Термин «психоанализ» имеет три значения: 1) теория личности и психопатологии, 2) метод терапии личностных расстройств и 3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. Это соединение теории с терапией и с оценкой личности пронизывает все аспекты представлений Фрейда о человеческом поведении. Однако под всеми этими хитросплетениями и сложностями лежит относительно небольшое число исходных концепций и принципов, в которых отражается психоаналитический подход Фрейда к личности. Рассмотрим сначала его взгляды на организацию психики, которую часто называют «топографической моделью» Фрейда.

Согласно этой модели, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.

Уровень сознание состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации,  хранящейся в мозге, и эта информация быстро опускается в область предсознательного и бессознательного по мере переключения человека на другие сигналы.

Область предсознательного, область «доступной памяти», включает в себя опыт, не востребованный в данный момент, но который может вернуться в сознание спонтанно или с минимум усилий. Предсознательное является мостом между осознанными и неосознанными областями психического.

Самая глубокая и значимая область разума – бессознательное. Оно представляет с собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания. Область бессознательного во многом определяет наше повседневное функционирование.

Фрейд придал концепции бессознательной жизни эмпирический статус. В частности, он подчеркивал, что бессознательное следует рассматривать не как гипотетическую абстракцию, а скорее, как реальность, которую можно продемонстрировать и проверить. Фрейд твердо верил в то, что действительно значимые аспекты поведения человека оформляются и направляются импульсами и побуждениями, всецело находящимися вне сферы сознания. Эти влияния не только не осознаются, но, более того, если они начинают осознаваться или выражаться в поведении, это встречает сильное внутренне сопротивление индивидуума. Неосознанные переживания, в отличие от предсознательных, полностью недоступны для осознания, но они в значительной степени определяют действия людей. Однако неосознанный материал может выразиться в замаскированной или символической форме, подобно тому, как неосознаваемые инстинктивные побуждения косвенно находят удовлетворения в снах, фантазиях, игре и работе. [1. стр.111-112]

 

 

 

 

 

 

 

 

           2.3 Структура личности.

Концепция неосознаваемых психических процессов являлась центральной в раннем описании личностной организации. Однако в начале 20 – х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго. Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами.

Взаимосвязь между топографической и структурными моделями показана на рисунке. 

 

Рис. 1. Связь  структурной модели с уровнями сознания

 

Из рисунка  видно, что сфера ИД полностью  неосознаваема, в то время как  суперэго пронизывает три уровня. Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная часть его  сформирована импульсами, исходящими от ИД.

Рассомтрим  подробнее все три структуры.

ИД. «Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни». [3. стр.80]

Фрейд предавал огромное значение этому делению: «здесь начинается психоаналитическая теория».

ИД представяет собой локализованное в бессознательном средоточие инстинктивных побуждений, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности. Самая мощная сфера личности – не признающий течения времени, действующий по принципу удовольствия комплекс разнообразных бессознательных побуждений, представлений, тенденций, импульсов, движущих сил личности, инстинктов и прочих компонентов. Котел, полный бурлящих возбуждений, и полный резервуар либидо, где сосуществуют противоположные импульсы и силы всех основопологающих душевных процессов. Для процессов, идущих в нем, не существует логических законов, поэтому там, не удаляясь и не отменяя друг друга, сосуществуют противоположные импульсы, могущие под давлением принципа экономии для разрядки энергии объединяться в компромиссные образования. Оно не знакомо ни с какими оценками, с добром и злом, ни с какой моралью. Оно иррационально и бессознательно и потому находиться в антогонизме со Сверх-Я, включающим моральные стандарты и запреты. [7. стр.363]

Слово «ИД»  происходит от латинского «ОНО», в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекта личности, такие как сон, еда, дефекция, копуляция и наполняет наше поведение энергией. Ид имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограниччений, хаотично. Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизи – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка и получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, ид, в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества. Также оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами. Фрейд также описал два процесса, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Примером рефлекторных действий является кашель на раздражение дыхательных путей. Но не всегда эти действия приводят к снятию наапряжения. Тогда вступают в  действия првичные процессы, которые формируют психический образ, непосредственно связан с удовлетворением основной потребности.

Информация о работе Теория личности по З.Фрейду