Психоаналитическая теория З.Фрейда. Проблема личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 08:02, реферат

Описание работы

Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволюционировал к сложному психоанализу общества, культуры. В своем мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный и противоречивый путь.

Содержание

Введение…..…………………………………………………………………………........3
Структура личности………………………………………………………………………4
На грани внутреннего взрыва……………………………………………………………7
Защитные механизмы эго…………………………………………………………….......7
Развитие личности………………………………………………………………………..9
Заключение………………………………………………………………………………12

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 83.50 Кб (Скачать)
МИНИСТЕРСТВО  НАУКИ  И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГОУ  ВПО «АмГПГУ») 
 

Институт  педагогики и психологии

Кафедра педагогики профессионального образования 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Психология 
 

ТЕМА

«Психоаналитическая теория З.Фрейда. Проблема личности.» 
 
 
 
 

                                             
 

Выполнил(а): Солуянова Ю.С. (гр. СР-16)

                                                 Проверил(а): Бакина А.В. 
 
 
 

Комсомольск-на-Амуре, 2011г. 

СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение…..…………………………………………………………………………........3

Структура личности………………………………………………………………………4

На грани внутреннего  взрыва……………………………………………………………7

Защитные механизмы  эго…………………………………………………………….......7

Развитие личности………………………………………………………………………..9

Заключение………………………………………………………………………………12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволюционировал к сложному психоанализу общества, культуры. В своем мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный и противоречивый путь.              Во второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направлении работала первая в то время лаборатория В. Вундта. Поэтому появление радикально иного подхода к изучению людей вызывало ошеломляющий эффект. Разработанная молодым венским врачом З.Фрейдом теория личности, представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического - в неосознанном.         Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.           По мере роста известности Фрейда росло и количество критических работ, направленных против его взглядов. В 1933 году нацисты сожгли его книги в Берлине. После захвата немцами Австрии положение Фрейда становится опасным, он подвергается преследованиям. Зарубежные психоаналитические общества собирают значительную сумму денег и фактически выкупают Фрейда у немцев, которые дают ему разрешение уехать в Англию. Однако его болезнь прогрессирует, не помогают никакие операции и лекарства и в 1939 году он умирает, оставив после себя созданный им мир, уже полностью открытый для толкований и критики. 

Структура личности. 

      З.Фрейда более всего интересовало развитие человека как личности, проблемы, возникающие  в процессе его личностного становления. Он рассматривал поведение как проявление биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека, на которые влияют условия его воспитания в семье в детском возрасте, и считал, что мы не осознаем многих причин нашего поведения, поскольку они скрыты от нас, и что происходящее с нами есть результат деятельности подсознания (бессознательного), содержимое которого накапливается в течение всей жизни. Фрейд выделил три компонента человеческой психики, каждый из которых выполняет свои функции: ид (оно), эго (Я) и суперэго(сверх-Я). Рассмотрим поподробнее все три структуры.     

      ИД.  «Деление  психики  на  сознательное  и  бессознательное является основной предпосылкой  психоанализа,  и  только  оно  дает  ему  возможность  понять и приобщить науке часто  наблюдающиеся и очень  важные  патологические процессы в душевной жизни». Фрейд  предавал  огромное  значение   этому   делению:   «здесь   начинается психоаналитическая теория».

        Слово «ИД» происходит от латинского  «ОНО», в  теории  Фрейда  означает

примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты  личности,  такие  как  сон, еда, дефекация, копуляция и наполняет  наше  поведение  энергией.  Ид  имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни,  оно  не имеет  каких  либо  ограничений,  хаотично.  Являясь   исходной   структурой психики,  ид  выражает  первичный  принцип   всей   человеческой   жизни   – немедленную   разрядку   психической   энергии,   производимой    первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых  приводит  к  напряжению  в личностном  функционировании.  Эта  разрядка  и  получила  название  принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или  тревоги,  ид, в чистом его проявлении, может  представлять  опасность  для  индивидуума  и общества.  Также  оно  играет  роль   посредника   между   соматическими   и психическими процессами.  Фрейд  также  описал  два  процесса,  посредством которых  ид  избавляет  личность  от  напряжения:  рефлекторные  действия  и первичные  процессы.  Примером  рефлекторных  действий  является  кашель  на раздражение дыхательных путей. Но не всегда эти действия приводят  к  снятию напряжения. Тогда вступают в действия первичные процессы, которые  формируют психические  образ,  непосредственно  связан  с   удовлетворением   основной потребности.

  Первичные процессы - нелогичная,  иррациональная  форма  человеческих   представлений.  Она  характеризуется  неспособностью  подавлять  импульсы  и различать  реальное  и  нереальное.  Проявление  поведения  как   первичного процесса может привести к гибели  индивидуума,  если  не  появятся  внешние источники удовлетворения потребностей. Так младенцы, по  утверждению  Фрейда

не могут  откладывать удовлетворение своих  первичных потребностей.  И  только после осознания ими существования внешнего мира,  появляется  способность  к отсрочке удовлетворений этих потребностей. С момента появления этого  знания возникает следующая структура – эго.          ЭГО. (Лат. «ego» – «я») Компонент психического аппарата, отвечающий за

принятие  решений. Эго, является отделением от  ид,  черпает  от  него  часть энергии,  для  преобразования  и   реализацию   потребностей   в   социально приемлемом   контексте,   таким   образом   обеспечивая    безопасность    и самосохранение  организма.  Оно  использует  когнитивные   и   перцепционные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид.  Эго в своих  проявления  руководствуется  принципом  реальности,  цель которого – сохранение целостности организма  путем  отсрочки  удовлетворения до  нахождения  возможности  его  разрядки  и/или   соответствующих  условий внешней  среды.  Эго   было   названо   Фрейдом   вторичным   процессом,« исполнительным  органом»  личности,  областью  протекания   интеллектуальных процессов решения проблем. Освобождение некоторого количества энергии эго  для  решения  проблем  на  более  высоком уровне  психики,  является  одной  из  основных   целей   психоаналитической терапии.

      Таким образом, мы подошли к последней структуре психики СУПЕРЭГО. Мы   хотим   сделать   предметом   этого   исследования   Я,   наше наисобственнейшее Я. Но возможно ли это? Ведь  Я  является  самым  подлинным субъектом, как же оно может стать  объектом?  И  все-таки,  несомненно,  это возможно. Я может взять себя в качестве объекта, обращаться с собой,  как  с прочими объектами, наблюдать себя, критиковать и бог знает, что еще с  самим собой делать. При этом одна часть Я  противопоставляет  себя  остальному Я. Итак, Я расчленимо, оно расчленяется в некоторых своих функциях, по  крайней мере, на время…Я мог бы сказать просто,  что  особая  инстанция,  которую  я начинаю различать в Я,  является  совестью,  но  более  осторожным  было  бы считать эту инстанцию самостоятельной и предположить, что  совесть  является одной из ее функций, а самонаблюдение, необходимое как предпосылка  судебной деятельности совести, является другой ее функцией.  А  так  как,  признавая  самостоятельное  существование какой-либо вещи, нужно дать ей имя, я буду отныне называть эту  инстанцию  в Я "Сверх-Я"».

      Так представлял Фрейд суперэго  –  последний  компонент  развивающейся личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики,  разумно

совместимых с теми, что приняты в окружении  индивидуума.

       Будучи   морально-этической   силой   личности,   суперэго   является

следствием  продолжительной зависимости от родителей. «Роль, которую  позднее берет на себя  Сверх-Я,  исполняется  сначала  внешней  силой,  родительским авторитетом…Сверх-Я, которое, таким образом, берет на себя власть, работу  и

даже  методы родительской инстанции, является не только ее преемником,  но  и действительно   законным   прямым   наследником» .Далее функцию развития берет социум (школа, сверстники и т.д.). Можно  также рассматривать суперэго как индивидуальное отражение «коллективной совести» социума, хотя ценности общества бывают искажено восприятием ребенка.

       Суперэго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть  приобретается  посредством  родительских  наказаний.  Она  включает способность  к  критической самооценке,  наличие   моральных   запретов   и возникновение чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект супереэго –эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет  индивидуума к установлению у себя высоких стандартов.

      Суперэго  считается полностью сформировавшимся, когда  родительский  контроль заменяется на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля не  служит  принципу реальности.  Суперэго  направляет  человека  к  абсолютному  совершенству  в мыслях,  словах  и  поступках.  Оно  пытается  убедить  эго  в  преимуществе идеалистических идей над реалистическими идеями.

На  грани внутреннего  взрыва.

      Фрейд подчеркивал, что между этими  тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как  не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в “Оно” стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. “Сверх-Я”, в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом “Я” становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются “Оно” и “Сверх-Я”. Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между “Оно” и “Сверх-Я”.

                                                                        Фрейд выделил три  компонента человеческой психики, каждый из которых выполняет свои функции: ид (оно), эго (Я) и суперэго (сверх-Я). Расс

Защитные  механизмы эго. 

      Основная  функция тревоги – помогать избегать неприемлемых выявлений  у

себя инстинктивных импульсов и поощрять  удовлетворение  их  в надлежащей форме и в подходящее время. Защитные механизмы помогают  осуществлению  этой

функции. По мнению Фрейда, эго реагирует  на  угрозу  прорыва  импульсов  ид двумя способами:

     1. Блокированием выражения импульсов в сознательном поведении

     2. Или искажением их до такой   степени,  что  начальная   интенсивность

        снизилась или отклонилась в  сторону.

Рассмотрим  некоторые основные защитные стратегии:

      1) Вытеснение. Вытеснение считается первичной  защитой  эго,  потому  что обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги, так же  являясь  основой для построения более  сложных  механизмов.  Вытеснение  или  «мотивированное забывание» представляет  собой  процесс  удаления  из  сознания  мыслей  или чувств, причиняющих страдания.

      2) Проекция. Проекция представляет собой  процесс,  посредством  которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли  чувства  и  поведение другим людям. Проекцией объясняется  социальные  предрассудки  и  феномен  «козла отпущения», поскольку этнические  и  расовые  стереотипы  представляют собой удобную мишень для ее проявления.

      3) Замещение.  В  данном  защитном  механизме  проявление  инстинктивного импульса  переадресовывается  от   более   угрожающего   объекта   к   менее угрожающему. Мало распространенная форма замещения – направление  на  самого

себя: враждебные импульсы направленные на других, переадресуются  себе,  что вызывает ощущение подавленности и осуждение самого себя.

     3) Рационализация. Другой способ справиться с фрустацией  и тревогой  – исказить реальность. Рационализация имеет отношение к  ложной  аргументации, благодаря которой иррациональное  поведение  представляется  таким  образом, что выглядит вполне разумным. Наиболее часто  употребляемым  видом  является рационализация по типу «зелен виноград», берущий название из басни « Лиса  и виноград»

Информация о работе Психоаналитическая теория З.Фрейда. Проблема личности