Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 19:09, курсовая работа
Описание и раскрытие различных стадий развития личности по Фрейду.
Введение 2
1. Психоанализ как основа теории личности Зигмунда Фрейда. 1.1 Предпосылки возникновения психоанализа. З. Фрейд 5
1.2 Психоанализ: основные концепции и принципы 8
2. Теория личности.
2.1 Развитие личности 11
2.2 Топографическая модель уровней сознания 14
2.3 Структура личности 16
2.4 Защитные психические механизмы 23
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Содержание:
Введение
1. Психоанализ как основа теории
личности Зигмунда Фрейда.
1.2 Психоанализ: основные
2. Теория личности.
2.1 Развитие личности
2.2 Топографическая модель
2.3 Структура личности
2.4 Защитные психические
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Одним из существенных аспектов неуклонного вхождения психологии в современную науку является изучение ею личности человека. Основная цель сегодняшней психологии личности – объяснить с позиции науки, почему люди ведут себя так, а не иначе.
Во второй половине XIX века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направлении начала работать первая в то время лаборатория, возглавляемая В. Вундтом. В качестве основной задачи психологии Вундт выдвигал разложение процессов сознания на основополагающие элементы и изучение закономерных связей между ними. Именно поэтому появление радикально иного подхода к изучению людей, разработанного молодым венским врачом Зигмундом Фрейдом, вызывало ошеломляющий эффект. Вместо того, чтобы ставить в центр психической жизни человека сознание, Фрейд сравнил ее с айсбергом, ничтожно малая часть которого выступает над поверхностью воды. В противоположность господствовавшему в XIX веке взгляду на человека как на существо разумное и осознающее свое поведение, он выдвинул иную теорию: люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в другой, более обширной сфере психической жизни – в неосознаваемых побуждениях.
Почему же теория З. Фрейда не теряет актуальности и в наше время?
Среди психологов ХХ века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. С тех пор, как его первый труд «Толкование сновидений» увидел свет 1900 году, в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой негаснущий интерес, как Фрейд, как его теория. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в ХХ столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности. Не ограничиваясь изучением и лечением невропатов, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека. Эта теория приобрела в странах Запада столь великую популярность, что многие там и в наши дни убеждены, что «психология – это и есть Фрейд». Фрейдовская теория во многих зарубежных странах прочно вошла в учебники не только по психологии, психотерапии, психиатрии; она также оказала влияние и на другие науки о человеке – социологию, педагогику, антропологию, этнографию, а также на искусство и литературу.
Фрейд одним из первых представил психику человека как вечное противостояние между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека. Его теория является первой развернутой теорией личности.
Трудно дать оценку современным теориям личности, не отдав должного признания теории Фрейда. Независимо от того, принимаем мы или отвергаем какие-то (или все) его идеи, невозможно оспорить тот факт, что влияние Фрейда на западную цивилизацию было глубоким и прочным. Можно утверждать, что во всей истории человечества очень немногие идеи оказали столь широкое и мощное воздействие. Это, конечно, сильное утверждение, но трудно представить, что у Фрейда найдется много конкурентов. Его взгляд на природу человека нанес ощутимый удар господствовавшем в то время представлениям викторианского общества; он предложил трудный, но притягательный путь к достижению понимания таких аспектов психической жизни человека, которые считались темными, скрытыми и, по – видимому, недоступными.
Целью данной работы является изучение основных положений теории личности З. Фрейда. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Данная работа состоит из двух глав. В первой главе представлены предпосылки возникновения психоанализа, его основные концепции и принципы, также предлагается краткая биография основоположника психоаналитического учения – Зигмунда Фрейда. Во второй главе изложены основные положения психодинамической теории личности.
1.1 Предпосылки возникновения психоанализа. Зигмунд Фрейд.
В 1895 году заведующий кафедрой нервных
болезней Венского университета Зигмунд
Фрейд, работая над «Проектом
программы научной психологии»,
пришел к необходимости теоретически
осмыслить свой опыт врача невропатолога,
который не укладывался в рамки
традиционной трактовки сознания. Психоанализ
Фрейда оказал явно или неявно влияние
почти на все современные
Ортодоксальный психоанализ
Возникновение новых направлений в психологии, социологии и философии обнажало узкое, примитивное толкование причинно-следственных связей локализационистского подхода. Проблема неосознаваемых (бессознательных) психических процессов становится предметом пристального внимания исследователей различных специальностей.
И. Кант говорил о бессознательном в психике человека, описывая «смутные» представления, которыми рассудок пытается овладеть, так как он не способен «избавиться от тех нелепостей, к которым его приводит влияние этих представлений…». Гегель рассматривает бессознательный тайник, в котором «сохраняется мир бесконечно многих образов и представлений без наличия их в сознании». А. Шопенгауэр продвигается несколько дальше, формулируя вывод о примате бессознательного над сознанием в своем произведении «Мир как воля и представление». Ф. Ницше уже пытается наполнить бессознательное определенными сюжетными механизмами, такими как «бессознательная воля к власти». К концу ХIХ века проблемой бессознательного занимаются не только философы, но и представители экспериментального направления в науке. В 1868 году английский физиолог Карпентер выступает с сообщением, посвященным бессознательной мозговой деятельности человека. Этот доклад, прослушанный в Лондонском королевском институте, вызвал оживленную дискуссию. В 1886 году Майерс высказывает мысль о существовании «подкоркового сознания», функционирующего во многих актах жизнедеятельности человека. Эти факты и послужили объективным фоном для создания З. Фрейдом знаменитой психоаналитической теории.
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в городе Фрейбурге (бывшая Моравия), входившим в состав Астро – Венгрии (ныне - Чехия). Рос в буржуазной семье среднего достатка. В автобиографии (1925) он писал: «Мои родители были евреями, и я остался евреем». В 1873 году поступает на медицинский факультет венского университета, где проявляет интерес к таким наукам, как сравнительная анатомия, гистология, физиология. З. Фрейд, будучи студентом, под руководством Брюкке, выполняет ряд вполне самостоятельных исследований по перечисленным дисциплинам. С 1882 года работает врачом в отделении внутренних болезней венской общей клиники, далее – в психиатрической клинике под руководством Мейнерта.
В 1885 году Фрейд уезжает на годичную стажировку к Шарко в клинику «Сальпетриер» (Париж). Там же он овладевает методом гипнотерапии. По возвращении прослушал курс лекций по психологии философа Франца Брентано, после чего отмечает возникновение интереса к психической жизни человека и его законам. До этого совместно с Карлом Колером открывает местноанестезирующее действие кокаина. Начинает заниматься вопросами патогенеза истерии, публикует первые клиничесике статьи, работает вместе с Брейером, в основном используя гипнотерапию. Параллельно продолжает исследования чисто неврологического характера (проблемы детского паралича, афазий, локализации мозговых функций).
К 1895 году, совместно с Брейером, З. Фрейд разработал метод гипнокатарсиса. После ряда клинических публикаций в 1895 году пишет монографию «Проект», в которой совершается первая попытка умозрительно разработать закономерности деятельности мозга человека.
В 1886 году женится на Марте Бернэй. К 1901 году (год публикации монографии «Толкование сновидений») полностью отказывается от метода гипноза и разрабатывает оригинальную методику свободных ассоциаций. В 1904- 1905 годах публикует «Психопатологию обыденной жизни», «Остроумие и его отношение к бессознательному», «Три очерка в теории сексуальности» и другие известные монографии. К моменту I Мировой войны З. Фрейд сосредотачивается на разработке философских и историко - социологических аспектов жизни общества, т.е. начинает создавать «метапсихологическую» теорию. В 1908 году проходит I Международный психоаналитический конгресс в городе Зальцбурге. В 1909 году выходит в свет первый международный психоаналитический журнал. В 1909 году совместно с К. Юнгом посещает США, читает курс лекций в Массачусетском университете, по окончанию курса получает степень почетного доктора права. В 1910 году создается международная психоаналитическая ассоциация. В 1920 году открывается первый психоаналитический институт в Берлине. В 1930 году З. Фрейд получает международную премию им. Гете. В 1936 году становится почетным иностранным членом Королевского научного общества Англии. В 1939 году публикует последний крупный труд «Моисей и единобожие», в котором продолжает развитие культурно - исторических концепций. [5. стр.28-46 ]
Усиление антисемитизма в 1930-х годах также оказало сильное влияние на взгляды Фрейда о социальной природе человека. В 1932 году он был постоянной мишенью для нападок гитлеровцев (в Берлине нацисты устроили несколько публичных сожжений его книг). Эти события Фрейд прокомментировал так: «Какой прогресс! В Средневековье сожгли бы меня самого, теперь же они довольствуются сожжением моих книг».
После оккупации нацистами Австрии Фрейд подвергается преследованиям, домашнему аресту. По ходатайству ряда коронованных особ и крупному выкупу, заплаченному нацистам Международным союзом психоаналитических обществ, З. Фрейд смог выехать в Лондон. Он не сумел вызволить из Австрии сестер, которые погибли в газовых камерах. В последние годы жизни страдал распространяющейся раковой опухолью глотки и челюсти (Фрейд выкуривал ежедневно 20 кубинских сигар), но упорно отказывался от лекарственной терапии, за исключением небольших доз аспирина. Он настойчиво работал, несмотря на то, что перенес 33 тяжелые операции, которые должны были остановить распространение опухоли. [1. стр.110 ]
Фрейд умер 23 сентября 1939 года в Лондоне, где он оказался как перемещенный еврейский эмигрант. Смерть основоположника психоанализа ни в коей мере не повлекла за собой забвение созданного им направления.
1.2 Психоанализ: основные концепции и принципы.
Термин
«психоанализ» имеет три
В самом общем смысле психоанализ – это стремление выявить скрытые мотивы действия, мнений, истоки морально – психологических установок личности. Большинство людей не задумываются над тем, что сознание – это еще не вся психика и даже не ее большая часть. За пределами сознания находится мощный психический аппарат, который формировался в течении многих тысячелетий и деятельность которого не доступна самонаблюдению, подобна тому, как не доступны ему деятельность печени и других жизненно важных органов. Однако именно в этой скрытой, бессознательной части психики находится первоисточник многих наших чувств и мыслей.
Первая и универсальная задача психоанализа – это расшифровка, истолкование, противоречивого, что возникает в сознании и человеческих отношениях. Очевидно, что психоанализом занимаются все люди с нормальной, да и с отклоняющейся психикой, когда сталкиваются с чем – то лично их задевающим.
Выделение психоанализа специальный и целенаправленный дискурс, в виде терапевтического общения врача и пациента произошло в XX веке – вероятно потому, что глубокие и не привычные перемены во взаимоотношениях людей привели к психическому дискомфорту разного рода. Под влиянием урбанизации, усилившейся мобильности, ускоренного развития культуры и других факторов, нарушились привычные психологические связи между людьми. Возникли не имевшие аналогов в прошлом ощущения утраты смысла жизни, непреодолимого барьера между поколениями, одиночество и отчуждение, невозможности самореализации. На этой почве возросло количество заболеваний разного рода, преступлений, самоубийств, обострились идеологические конфликты. [4. стр.35 ]
Психоанализ как направление в медицине и психологии возник на заре ХХ века. Но он не был лишь научным изобретением, принадлежащим блестящему уму. Он явился так же ответом на социокультурные перемены, потребовавшие специальной коррекции личности в ситуации взаимного отчуждения людей и усиливавшийся конфликтности.
Уникальность, необычность психоанализа связана с тем, что он возник на границе между практической медициной, наукой и бытовым дискурсом. Этим, во многом объясняется и его научная революционность, необычный интерес к нему широкой общественностью, а так же шквал разоблачений, упреков, обвинений в безнравственности и шарлатанстве, который со всех сторон посыпались на психоаналитиков. Психоанализ открыл новую эпоху в истории самопознания человека.