Теория личности по З.Фрейду

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Описание и раскрытие различных стадий развития личности по Фрейду.

Содержание

Введение 2
1. Психоанализ как основа теории личности Зигмунда Фрейда. 1.1 Предпосылки возникновения психоанализа. З. Фрейд 5
1.2 Психоанализ: основные концепции и принципы 8
2. Теория личности.
2.1 Развитие личности 11
2.2 Топографическая модель уровней сознания 14
2.3 Структура личности 16
2.4 Защитные психические механизмы 23
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Теория личности по З.Фрейду..docx

— 89.57 Кб (Скачать)

Первичные процессы – нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать ральное и нереальное. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. Так младенцы, по утверждению Фрейда не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. И только после осознания ими существования внешнего мира, появляется способность к отсрочке удовлетворений этих потребностей. С момента появления этого знания возникает следующая структура – эго. [1. стр.113]

ЭГО.  (Лат. «ego» - «я») Компонет психического аппарта, отвечающий за принятие решений. Эго является от ид, черпает от него часть энергии, для преобразования и реализации потребностей в социально приемлемом контексте, таким образом, обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Оно использует когнитивные и перцепционные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид.

Эго в  своих проявлениях руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, «исполнительным органом» личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем. Освобождение некоторого количества энергии эго для решения проблем на более высоком уровне психики, является одной из основных целей психоаналитической терапии. [1. стр.115]

До сих  пор, говоря о бессознательном, Фрейд  имел дело только с «Оно»: ведь вытесненные  влечения принадлежали именно ему. Поэтому  все бессознательное представлялось чем-то низшим, темным, аморальным. Все  же высшее, моральное, разумное совпадало  с сознанием. Этот взгляд неверен. Бессознательное  не только «Оно». И в «Я», и притом в его высшей сфере, есть область бессознательного. Бессознателен исходящий из «Я» процесс вытеснения, бессознательна совершающаяся в интересах «Я» работа вытеснения. Таким образом, значительная область «Я» также оказывается бессознательной. На этой области и сосредотачивает свое мнение Фрейд в последний период. Она оказывается гораздо шире, глубже и существеннее, чем казалось вначале.

«Если бы «Я» было только частью «ОНО», определяемой влиянием системы восприятия, только представителем реального внешнего мира в душевной области, все было бы просто. Однако сюда присоединяется еще нечто». [6. стр.433]

Таким образом, мы подошли к последней структуре  психики.

Суперэго 

«Мы хотим  сделать предметом этого исследования Я, наше наисобственнейшее Я. Но возможно ли это? Ведь Я является самым подлинным субъектом, как же оно может стать объектом? И все-таки, несомненно, это возможно. Я может взять себя в качестве объекта,  ообращаться с собой, как с прочими объектами, наблюдать себя, критиковать и бог знает, что еще с самим собой делать. При этом одна часть Я противопоставляет себя остальному Я. Итак, Я расчленимо, оно расчленяется в некоторых своих функциях, по крайней мере, на время…Я мог бы сказать просто, что особая инстанция, которую я начинаю различать в Я, является совестью, но более осторожным было бы считать эту инстанцию самостоятельной и предположить, что совесть является одной из ее функций, а самонаблюдение, необходимое как предпосылка судебной деятельности совести, является другой ее функцией. А так как,признавая самостоятельное существование какой – либо вещи, нужно дать ей имя, я буду отныне называть эту инстанцию в Я «Сверх-Я»». [2. стр.334]

Так представлял  Фрейд суперэго – последний компонет развивающейся личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимыхс теми, что приняты в окружении индивидуума.

Будучи  морально- этической силой личности, суперэго является следствием продолжительной  зависимоти от родителей. «Роль, которую  позднее берет на себя Сверх-Я, исполняется  сначало внешней силой, родительским авторитетом… Сверх-я , которое, таким образом, берет на себя власть, работу и даже методы родительской инстанции, является не только ее преемником, но и действиетльно законным прямым наследником».         [2. стр.338]

Далее функцию  развития берет социум (школа,сверстники и т.д.). Можно также рассматривать  суперэго как индивидуальное отражение «коллективной совести» социума, хотя ценности общества бывают искажено восприятием ребенка.

Суперэго  подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал.

Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект суперэго- эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов.

Суперэго  считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самокоонтроль. Однако принцип самоконтроля не служит принципу реальности. Суперэго направляет человека к абсолютному  совершенству в мыслях, словах и  поступках. Оно пытается убедить  эго в преимуществе идеалистических  идей над реалистическими.

Если  Я поддается чрезмерному желанию  наслаждения под давлением Оно  и делает что-то вопреки совести, то неизбежно его со стороны Сверх-Я  в форме чувства стыда и  раскаяния. Я соизмеряет себя с Я-идеалом, формирование коего входит функции  Сверх-Я, стремиться к нему и старается  выполнить его требование постоянного  самосовершенвтвования. Сверх-Я находится в постоянном антагонизме с Оно, запрещая Я выполнять его стремления и желания. [7. стр.587]

Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд исходит из того, что  глубинный, природный ее слой («Оно») функционирует по произвольно выбранной  программе получения наибольшего  удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая  противостоит «Оно», в нем выделяется «Я», стремящееся обуздать бессознательные  влечения и направлять их в русло  социально одобренного поведения. «Оно» исподволь, но властно диктует свои условия «Я».

Как  покорный слуга бессознательных влечений, «Я» пытается сохранить  свое доброе согласие с «Оно» и внешним  миром. Это ему не всегда удается, потому что в нем самом есть инстанция «Сверх - Я», которая царит над «Я» как совесть или бессознательное чувство вины. «Сверх - Я» как бы является высшем существом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в психике человека «Сверх -Я» призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений и в этом смысле как бы солидаризируется с «Я». Но по своему содержанию «Сверх - Я» ближе к «Оно» и даже противостоит «Я», как поверенный внутреннего мира «Оно», что может привести  к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике человека. Таким образом, фрейдовское «Я» предстает  в виде «несчастного создания», которое, подобно локатору, вынуждено поворачивается то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии как с «Оно», так и со «Сверх - Я».

Хотя  Фрейд признавал «наследственность» и «природность»  бессознательного, вряд ли правильно утверждать, что  он абсолютизирует силу и власть бессознательного и всецело исходит из необузданных влечений человека. Задача психоанализа, в том виде, как ее сформулировал Фрейд, заключается в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и поченить его своим целям. В этом смысле Фрейд был оптимистом, так как верил в способность осознания бессознтельного, что наиболее рельефно было им выраженно в формуле: «Там где было «Оно», должно быть «Я»». Вся его аналитическая деятельность была направлена на то, чтобы по мере раскрытия природы бессознательного человек мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни. [4. стр.300]

Для образного  описания взаимоотношений между  «Я», «Сверх - Я» и «Оно» фрейд  прибегает к аналогии отношений  между всадником и лошадью, подобно  тому, как ранее А. Шопенгауэр  использовал эту же аналогию для  раскрытия взаимоотношений между  интеллектом и волей. Движется всадник  только благодаря энергии лошади, но формально управляет ею именно он. Всадник должен сдерживать и  направлять лошадь, иначе есть вероятность погибнуть. И все же есть отдельные моменты, когда лошадь не только дает энергию передвижения, но и сама определяет путь и направление (всадник заснул или тяжело болен). Положение «Я» существенно сложнее, чем положение лошади («Оно»). Во – первых, «Я» должно учитывать требования и условия реального окружающего мира, т.е. следовать принципу реальности. Во – вторых, «Я» испытывает постоянное давление со стороны мощного «Оно», и этот конфликт между требованиями внешнего мира («Сверх - Я») и потребностями глубинных уровней личности («Оно») порождает у «Я» постоянную внутреннюю тревогу и беспокойство.   В – третьих , «Я» подвергается отдельному нажиму «Сверх - Я», как моральному прессу, совести. И это, в свою очередь, вызывает у человека глубинное чувство вины. Эти конфликтные взаимоотношения уровней личности, по мнению Фрейда, являются по сути неразрешимыми, и именно в них лежит ключ ко всем психологическим и патологическим проблемам, как личности, так и общества. По своему положению и функциям в психике человека «Сверх - Я» призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений, т.е. переключение антикультурных порывов «Оно» в социально приемлемые виды деятельности «Я». Согласно Фрейду, «Сверх - Я» является «наследником Эдипова комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений «Оно» и самых важных судеб его.

Жестокая  моральная цензура «Сверх - Я» мешает осознанию собственных глубинных  мотивов и устремлений, осуществление  которых несовместимо с требованиями общества морали. Это проявляется  далеко не только в сфере сексуального, но и в обыденных поведенческих актах. Почему, скажем, завистник далеко не всегда осозанет истинные причины своей ненависти к объекту зависти? Потому, что им с раннего детства усвоено, что зависть – чувство недостойное, неприличное, неизменное. Если это осознать, то резко понизится своя самооценка, самоуважение. Существенно легче объяснить себе и окружающим собственные чувства действительными или мнимыми пороками и надостатками объекта зависти. Таким образом и отрицательные чувства сохранены и объяснены, и самоуважение  не страдает. Этот итог конфликта обеспечивается дейтсвием открытых Фрейдом, так называемых, «защитных механизмов».

 

 

           2.4 Защитные психические механизмы.

Что такое  «защитные механизмы»? В связи  с тем, что как уже описывалось, согласно З. Фрейду, в человеческой психике происходит постоянный конфликт между уровнями личности, для смягчения вызываемой этим конфликтом чувство напряженности и вины человеческая психика выработала ряд защитных механизмов, призванных бессознательно подавлять или не допускать в сознание ту информацию, которая противоречит требованиям цензуры «Сверх - Я» и может травмировать личность.

Рассмотрим  некоторые основные защитные стратегии.

Вытеснение. Вытеснение считается первичной защитой эго, потому что обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги, так же являясь основной для построения более сложных механизмов. Вытеснение или «мотивированное забывание» представляет собой процесс удаления из сознания мыслей или чувств, причиняющих страдания.

Проекция. Проекция представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли чувства и поведение другим людям. Проекцией объясняется социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для ее проявления.

Замещение. В данном защитном механизме проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта к менее угрожающему. Мало распространенная форма замещения – направление на самого себя: враждебные импульсы направленные на других, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности и осуждение самого себя.

Рационолизация. Другой способ справиться с фрустрацией и    тревогой – исказить реальность. Рацианолизация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррацианальное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным. Наиболее часто употребляемым видом является рационализация по типу «зелен виноград», берущий название из басни «Лиса и виноград».

Реактивное образование. Этот механизм действует в два этапа: неприемлемый импульс подавляется; в сознании проявляется совсем противоположный. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.

Регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребяческим, детским моделям поведения. Этот способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному.

Сублимация. Этот механизм защиты дает возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, что их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. Сублимация рассматривается как единственная конструктивная стратегия обуздания нежелателных инстинктов.

Информация о работе Теория личности по З.Фрейду