Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 19:09, курсовая работа
Описание и раскрытие различных стадий развития личности по Фрейду.
Введение 2
1. Психоанализ как основа теории личности Зигмунда Фрейда. 1.1 Предпосылки возникновения психоанализа. З. Фрейд 5
1.2 Психоанализ: основные концепции и принципы 8
2. Теория личности.
2.1 Развитие личности 11
2.2 Топографическая модель уровней сознания 14
2.3 Структура личности 16
2.4 Защитные психические механизмы 23
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Первичные процессы – нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать ральное и нереальное. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. Так младенцы, по утверждению Фрейда не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. И только после осознания ими существования внешнего мира, появляется способность к отсрочке удовлетворений этих потребностей. С момента появления этого знания возникает следующая структура – эго. [1. стр.113]
ЭГО. (Лат. «ego» - «я») Компонет психического аппарта, отвечающий за принятие решений. Эго является от ид, черпает от него часть энергии, для преобразования и реализации потребностей в социально приемлемом контексте, таким образом, обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Оно использует когнитивные и перцепционные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид.
Эго в
своих проявлениях
До сих
пор, говоря о бессознательном, Фрейд
имел дело только с «Оно»: ведь вытесненные
влечения принадлежали именно ему. Поэтому
все бессознательное
«Если бы «Я» было только частью «ОНО», определяемой влиянием системы восприятия, только представителем реального внешнего мира в душевной области, все было бы просто. Однако сюда присоединяется еще нечто». [6. стр.433]
Таким образом, мы подошли к последней структуре психики.
Суперэго
«Мы хотим
сделать предметом этого
Так представлял Фрейд суперэго – последний компонет развивающейся личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимыхс теми, что приняты в окружении индивидуума.
Будучи морально- этической силой личности, суперэго является следствием продолжительной зависимоти от родителей. «Роль, которую позднее берет на себя Сверх-Я, исполняется сначало внешней силой, родительским авторитетом… Сверх-я , которое, таким образом, берет на себя власть, работу и даже методы родительской инстанции, является не только ее преемником, но и действиетльно законным прямым наследником». [2. стр.338]
Далее функцию развития берет социум (школа,сверстники и т.д.). Можно также рассматривать суперэго как индивидуальное отражение «коллективной совести» социума, хотя ценности общества бывают искажено восприятием ребенка.
Суперэго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал.
Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект суперэго- эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов.
Суперэго
считается полностью
Если
Я поддается чрезмерному
Пытаясь
проникнуть в механизмы работы человеческой
психики, Фрейд исходит из того, что
глубинный, природный ее слой («Оно»)
функционирует по произвольно выбранной
программе получения
Как покорный слуга бессознательных влечений, «Я» пытается сохранить свое доброе согласие с «Оно» и внешним миром. Это ему не всегда удается, потому что в нем самом есть инстанция «Сверх - Я», которая царит над «Я» как совесть или бессознательное чувство вины. «Сверх - Я» как бы является высшем существом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в психике человека «Сверх -Я» призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений и в этом смысле как бы солидаризируется с «Я». Но по своему содержанию «Сверх - Я» ближе к «Оно» и даже противостоит «Я», как поверенный внутреннего мира «Оно», что может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике человека. Таким образом, фрейдовское «Я» предстает в виде «несчастного создания», которое, подобно локатору, вынуждено поворачивается то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии как с «Оно», так и со «Сверх - Я».
Хотя
Фрейд признавал «
Для образного
описания взаимоотношений между
«Я», «Сверх - Я» и «Оно» фрейд
прибегает к аналогии отношений
между всадником и лошадью, подобно
тому, как ранее А. Шопенгауэр
использовал эту же аналогию для
раскрытия взаимоотношений
Жестокая
моральная цензура «Сверх - Я» мешает
осознанию собственных
2.4 Защитные психические механизмы.
Что такое «защитные механизмы»? В связи с тем, что как уже описывалось, согласно З. Фрейду, в человеческой психике происходит постоянный конфликт между уровнями личности, для смягчения вызываемой этим конфликтом чувство напряженности и вины человеческая психика выработала ряд защитных механизмов, призванных бессознательно подавлять или не допускать в сознание ту информацию, которая противоречит требованиям цензуры «Сверх - Я» и может травмировать личность.
Рассмотрим некоторые основные защитные стратегии.
Вытеснение. Вытеснение считается первичной защитой эго, потому что обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги, так же являясь основной для построения более сложных механизмов. Вытеснение или «мотивированное забывание» представляет собой процесс удаления из сознания мыслей или чувств, причиняющих страдания.
Проекция. Проекция представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли чувства и поведение другим людям. Проекцией объясняется социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для ее проявления.
Замещение. В данном защитном механизме проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта к менее угрожающему. Мало распространенная форма замещения – направление на самого себя: враждебные импульсы направленные на других, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности и осуждение самого себя.
Рационолизация. Другой способ справиться с фрустрацией и тревогой – исказить реальность. Рацианолизация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррацианальное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным. Наиболее часто употребляемым видом является рационализация по типу «зелен виноград», берущий название из басни «Лиса и виноград».
Реактивное образование. Этот механизм действует в два этапа: неприемлемый импульс подавляется; в сознании проявляется совсем противоположный. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.
Регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребяческим, детским моделям поведения. Этот способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному.
Сублимация. Этот механизм защиты дает возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, что их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. Сублимация рассматривается как единственная конструктивная стратегия обуздания нежелателных инстинктов.