Теории взаимодействия людей. Межличностные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:38, реферат

Описание работы

Общности, к которым принадлежит человек, формируют эталоны общения, которым человек привыкает следовать. Имея в виду стойкое влияние вида деятельности и особенностей общности людей, в которой развертывается межличностное общение, необходимо при анализе делать поправку на постоянную изменчивость процесса деятельности и общности людей. Все эти изменения, вместе взятые, обязательно сказываются и на межличностном общении исполнителей данной деятельности.

Содержание

Вступление………………………………………………………….стр.2

Теории взаимодействия людей. Межличностные отношения…...стр.3-9

Положение человека в группе; групповые роли………………….стр.9-17

Межличностные отношения в семье………………………………стр.17-28

Заключение………………………………………………………….стр. 28.

Список литературы…………………………………………………..стр. 30

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

Пошаговый контроль родителей  за действиями ребенка исключает  не только вероятность свободы для него, но и исключает доверие между детьми и родителями. В условиях недоверия и ограничения свободы подавляется поисковая активность детей, гасится инициатива и фантазерство. Чем старше становится ребенок, тем большую нетерпимость он проявляет к требованиям родителей. На этой почве возникают конфликты, иногда с плачевным исходом. У детей развивается чувство неполноценности, отверженности.

Воспитание постоянной опекой. Родители тепло относятся  к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы начать недовольство взрослых. Постоянная опека приводит к тому, что ребенок лишен самостоятельности. Его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Среди таких детей вырастают зависимые, необщительные, инфантильные, неприспособленные к жизни, эгоцентричные люди. Они привыкают к тому, что за них кто-то все решает, и им не остается ничего другого, как подчиняться чужой лютый воле.

Воспитание по типу кумира семьи. При таком стиле воспитания выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Дети растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностях родителей. Эгоизм, безответственность, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим - вот следствия такого воспитания.

Воспитание равнодушием. Ребенок не получает в семье ни тепла, ни внимания, он предоставлен сам  себе, никем не контролируется. Никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию "что такое хорошо, а что такое плохо". У таких детей возможны серьезные нарушения поведения. Это воспитание, на почве которого произрастают многие формы нарушения, вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно было бы охарактеризовать как безнадзорность. Для исправления прежних плодов воспитания требуются значительные усилия.

Воспитание подарками. Существует и такой стиль воспитания, когда родители не занимаются достаточное час своими детьми, отделываясь от них подарками. Дети, воспитывающиеся таким образом, вместо того, чтобы получить от родителей ласку, тепло и заботу, получают от них суррогаты любви. Родители перепоручают воспитание своих детей родственникам, репетиторам или случайным людям, лишь бы дети не мешали им совершать карьеру, работать. Такое воспитание отражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым, нужным близким людям. Как правило, такие дети потом сдают своих родителей в дома престарелых, лишая их своей заботы на старости лет.

Воспитание доверием. Родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся к  ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим  регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам, воспитывают социально адаптированных, независимых детей, способных к сотрудничеству и творчеству.

Ребенку, особенно младшего школьного возраста, нужна поддержка  старших, вера в то, что если он сегодня не умеет что-то совершать, то завтра это у него обязательно получится.

Завершение эмоциональных отношений

Эмоциональные отношения супругов, как правило, проходят последовательно  пять стадий. Они испытываются и  мужем и женой, но для определенности опишем их в женском восприятии, поскольку у женщин эмоции проявляются более рельефно.

1) Первая стадия - срок глубокой  страстной влюбленности человека, когда он полностью пребывает  под влиянием положительной установки  ("герой"): супруг безраздельно занимает все чуткость, окрашивая собой в радужные тона восприятие реальности, не покидая ни на минуту сознания любящего человека.

2) На второй стадии наступает  некоторое охлаждение: образ любимого  все реже всплывает в его  отсутствие, однако одно только его появление вызывает сильный прилив положительных эмоций, любви, нежности к нему.

3) На третьей стадии происходит  дальнейшее остывание эмоционального  отношения. Теперь уже в его  отсутствие она испытывает своеобразный  психологический дискомфорт, чувствует себя плохо, всяческие "черные" мысли лезут в голову.

Если же на этой стадии не снизить  интенсивность общения, начинается четвертый срок, когда присутствие  супруга вызывает неосознанное раздражение, когда те или иные его особенности - во внешности, поведении, привычках - воспринимаются уже как недостатки, и создаются предпосылки для размолвок. Человек начинает попадать под влияние отрицательной установки ("преступник"). Каждое слово, жест или поступок супруга воспринимается теперь с недоброжелательных, враждебных позиций, невинная оплошность его рассматривается как умышленное злодеяние: она ищет и находит лютый умысел во всем его поведении, нынешнем и прошлом. Ей хочется уйти от него, постылого. При нем ее покидают всякие силы, ничего не хочется совершать. Но как только он - "с око долой", равновесие восстанавливается.

5) На пятой стадии  человек полностью пребывает  под влиянием отрицательной установки.  Теперь супруг опять целый  день не выходит из головы, но это уже не тот ангел,  каким он был несколько месяцев назад, теперь он наконец открыл свое "подлинное" лицо "гнусного и расчетливого злодея".

Теперь забыты все его приятные слова и поступки, зато явственно  выступает и вырастает до гигантских размеров, выстраивается в единую - и бесконечную - цепочку все отрицательное в нем, совместная жизнь "теряет каждый смысл". Этот период наиболее опасен и сопровождается обычно соответствующими отношениями, когда уже хочется бежать не от него, а к нему, чтобы сразиться с ним да побольнее уколоть его, чтобы "всю правду в глаза ему" - и о нем, и о его родных и друзьях. Общение далее временно прекращается, супруги отдыхают приятель от друга, и постепенно тускнеют обиды, мелкими начинают казаться разделявшие их рвы, возвращается первый период их взаимоотношений - во всяком случае, высший для данной пары.

Конечно, трудно провести четкую рубеж  между двумя соседними стадиями у одного и того же человека, а  тем более нельзя отождествлять  положение, состояние, самочувствие, поведение  на оной и той же стадии у разных людей. В первый год в периоды спада эмоционального притяжения могут ещё не возникать ссоры, дело может ограничиться лишь глубокими вздохами одного и тихими слезами иной. В последующем начинается уже неосознанный поиск поводов для ссоры.

 

 

 

 

5. Заключение.

 

Все сказанное выше освещают одну мысль: поскольку общение является одним из основных видов деятельности людей, оно не только выявляет наиболее существенные характеристики их как объектов и субъектов общения, но в зависимости от того, как оно протекает, какие требования предъявляет к их познавательным процессам, эмоционально-волевой сфере и насколько в целом отвечает имеющемуся у каждого из них идеалу общения, по разным направлениям воздействует на дальнейшее формирование их личности и наиболее явственно на такие блоки свойств в ней, в которых находит выражение ее отношение к другим людям и к себе. А изменения, которые в них происходят под влиянием так или иначе (с положительным или отрицательным результатом для целей каждого участника) развертывающегося общения, в свою очередь более или менее сильно воздействуют на такие базисные свойства личности, в которых выражается ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, к природе, к труду.

Своевременно правильно  оценивать роль общения для стимулирования оптимального эмоционального настроя личности, максимального проявления ее общественно одобряемых склонностей и способностей и, наконец, для формирования ее в целом в нужном обществу направлении необходимо потому, что общение как ценность в системе ценностей, имеющихся у большинства людей, занимает очень высокое место.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список литературы.

 

 

1.  Маслоу А. «Самоактуализация личности и образование». Киев-Донецк, 1994 г.

2.  А.А. Бодалев «Психология о личности». Москва, 1988 г.

3.  Немов Р.С. «Общие основы психологии». Москва, 1994 г.

4.  Костюк Г.С. «Навчально-виховний процес та психічний розвиток особистості». Київ, 1989 р.

5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу  «Психология человека»: - М.: Пед.  общ-во России, 1999. – 397 с.

  6. Зеер Э.Ф.  Психология профессионального образования:  Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во  Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. –  244 с.

7. Зеер Э.Ф. Психология профессий:  Учеб. пособие. - Екатеринбург, Изд-во  Урал. гос. проф.-пед. ун-та,1997. – 244 с.

8. Климов Е.А. Психология профессионального  самоопределения: Учеб. пособие для  вузов. – Р н/Д: Феникс, 1996. –  512 с.

9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для  студ. высш. пед. учеб. заведений.  В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит.  изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии – 688 с.

10. Немов Р.С.  Психология: Учеб. для студ. высш. пед.  учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд.  – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.2: Психология образования  – 496 с.

11. Петровский  А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. - М.: Издат. Центр «Академия», 2000. –512 с.

12.  Глуханюк  Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А.  Общая психология: Учебное пособие  для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 368 с.

13.  Анзорг  Л. Дети и семейные конфликты. - М.: Просвещение, 1988.

 

14.  Василев К. Любовь. - М.: Прогресс, 1999.

 

15.  Василев С. Психология любви. - М.: Интерпринт, 1999

 

16. Жуховицкий Л. Счастливыми  не рождаются... - М.: Просвещение, 1999.

 

17. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособ. / Под ред. Силяева. - М.: Академия, 2002.

 

18. Шнейдер Л. Б. Психология  семейных отношений. - М.: Эксмо, 2000

 

19. Фромм Э. Искусство любви.  Минск: Полифакт, 1990.

 

 

 

 

 

 

Методика 8.

Диагностика способности к эмпатии.

1. Менее 40 баллов – низкий уровень тенденции к эмпатии.

2 Экспресс-диагностика эмпатии:

1). Определение достоверности данных (4- результат сомнителен)

2) Общий показатель эмпатии и  баллы по отдельным шкалам:

  І. Эмпатия к родителям   (13) – высокий уровень.

ІІ. Эмпатия с животными  (8) – средний уровень.

  ІІІ. Эмпатия со стариками   (11) -  средний уровень.

  ІV. Эмпаия с детьми  (8) -  средний уровень.

   V. Эмпатия с героями художественных произведений  (7) - средний уровень.

VІ. Эмпатия с незнакомыми или мало знакомыми людьми  (7) - средний уровень

 

Высокий уровень. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравитсья «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Окружающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликта и находить компромисные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Больше предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесьв социальном одобрении своих действий.

Средний уровень. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личниым впечатлениям. Эмоции находятся под контолем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседником теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята.при чтении художественной литературы и просмотре фильмов чаще следите за действиями, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

Низкий  уровень. Вы испытываете затруднения в установлении контактов, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления окружающих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делам, а не работе с людьми. Вы – сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, которые есть вы цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и озывчивость. Люди платят вам тем же: бывают моменты, когда вы чувствуете свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют вас своим вниманием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Теории взаимодействия людей. Межличностные отношения