Теории взаимодействия людей. Межличностные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:38, реферат

Описание работы

Общности, к которым принадлежит человек, формируют эталоны общения, которым человек привыкает следовать. Имея в виду стойкое влияние вида деятельности и особенностей общности людей, в которой развертывается межличностное общение, необходимо при анализе делать поправку на постоянную изменчивость процесса деятельности и общности людей. Все эти изменения, вместе взятые, обязательно сказываются и на межличностном общении исполнителей данной деятельности.

Содержание

Вступление………………………………………………………….стр.2

Теории взаимодействия людей. Межличностные отношения…...стр.3-9

Положение человека в группе; групповые роли………………….стр.9-17

Межличностные отношения в семье………………………………стр.17-28

Заключение………………………………………………………….стр. 28.

Список литературы…………………………………………………..стр. 30

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

Для достижения ощутимых результатов в освещении  всех направлений процесса формирования личности в общении надо ставить  новые вопросы и искать на них  научно убедительные ответы. К их числу  следует отнести разработку путей управления общением с целью увеличения его воспитательного воздействия на личность и в связи с этим определение направленной коррекции общения личности, обладающей данными конкретными свойствами; выяснение наиболее благоприятствующих всестороннему развитию личности характеристик общения, его целей, средств, актуализации мотивов с учетом возраста, пола и профессии общающихся; поиск воспитательно оптимальной организации общения при выполнении людьми различных видов деятельности; создание надежного диагностического инструментария для установления степени сформированности в структуре личности черт, образующих «коммуникативный блок».

В настоящее время  общепризнанной является громадная  роль общения в развитии у человека того или иного психологического состояния, в актуализации определенных характеристик психических процессов и свойств, а также в формировании всей его личности.

Чтобы общение  оптимально способствовало удовлетворению позитивных потребностей участвующих  в общении лиц, порождало у  них состояние эмоционального комфорта, высокой интеллектуально-волевой активности, позволяющей им успешно осуществлять цели выполняемой ими коллективной деятельности, оно должно характеризоваться рядом психологических особенностей.

Если иметь  в виду особенности познания участниками общения друг друга, которые благоприятствуют возрастанию психологической результативности межличностного взаимодействия, усиливают их роль в развитии отдельных свойств и личности каждого участника общения, то они таковы:

1) общающиеся должны нести в себе способность воспринимать и адекватно психологически интерпретировать поведение друг друга непосредственно в каждый момент общения, фиксировать изменения в познавательных процессах, чувствах и поступках партнеров по общению, определять причины, которые эти изменения вызывают;

2) у общающихся  должен быть сформирован широкий  набор оценочных эталонов, позволяющих  им сравнивать характер изменений,  наступающих в вербальном и  невербальном поведении каждого  участника общения, и своевременно  делать по поводу их существа правильные заключения;

3) одни участники  общения постоянно должны отдавать  себе отчет в том, как воспринимают  и психологически интерпретируют  их облик и поведение остальные  участники этого общения и  соответственно «делать поправку» на это влияние;

4) общающиеся  должны располагать, по возможности,  глубокими знаниями о типичных  ошибках типа «эффекта ореола»,  «стереотипизации», «проекцирования»  и других, которые нередко допускаются  при оценивании внешнего и  внутреннего облика других людей, а также при психологическом объяснении наблюдаемой картины их поведения; они должны также постоянно проявлять способность не впадать в догматизм и косность при оценивании облика и поведения друг друга, обнаруживать умение обособиться от предубеждения при познании другого человека, навязанного чужим, может быть, и авторитетным мнением, ради постижения индивидуально неповторимого своеобразия этого человека.

Условием развития комфортного состояния у общающихся, поведения их на характерном для  них оптимальном уровне интеллектуально-волевой активности является также проявление ими доброжелательности по отношению друг к другу при межличностных контактах, а также способности к сопереживанию и сочувствию.

Важным условием успешного общения всегда оказывается  также искренность в выражении чувств, потому что лишь при наличии ее создается возможность построения по-настоящему психологически адекватного и конструктивного по своим результатам поведения участников общения по отношению друг к другу.

Общающиеся люди должны развивать в себе устойчивую привычку к творчеству, проявляющемуся в постоянном поиске и использовании при установлении и поддержании контактов друг с другом способов поведения, учитывающих индивидуальное своеобразие тех, кому они адресованы, и вместе с тем максимально работающих на достижение целей общения.

В настоящее время  общепризнанной является громадная  роль общения в развитии у человека того или иного психологического состояния, в актуализации определенных характеристик психических процессов  и свойств, а также в формировании всей его личности.

Чтобы общение  оптимально способствовало удовлетворению позитивных потребностей участвующих  в общении лиц, порождало у  них состояние эмоционального комфорта, высокой интеллектуально-волевой  активности, позволяющей им успешно осуществлять цели выполняемой ими коллективной деятельности, оно должно характеризоваться рядом психологических особенностей.

Если иметь  в виду особенности познания участниками  общения друг друга, которые благоприятствуют возрастанию психологической результативности межличностного взаимодействия, усиливают их роль в развитии отдельных свойств и личности каждого участника общения, то они таковы:

1) общающиеся  должны нести в себе способность  воспринимать и адекватно психологически  интерпретировать поведение друг друга непосредственно в каждый момент общения, фиксировать изменения в познавательных процессах, чувствах и поступках партнеров по общению, определять причины, которые эти изменения вызывают;

2) у общающихся  должен быть сформирован широкий набор оценочных эталонов, позволяющих им сравнивать характер изменений, наступающих в вербальном и невербальном поведении каждого участника общения, и своевременно делать по поводу их существа правильные заключения;

3) одни участники  общения постоянно должны отдавать себе отчет в том, как воспринимают и психологически интерпретируют их облик и поведение остальные участники этого общения и соответственно «делать поправку» на это влияние;

4) общающиеся  должны располагать, по возможности,  глубокими знаниями о типичных ошибках типа «эффекта ореола», «стереотипизации», «проекцирования» и других, которые нередко допускаются при оценивании внешнего и внутреннего облика других людей, а также при психологическом объяснении наблюдаемой картины их поведения; они должны также постоянно проявлять способность не впадать в догматизм и косность при оценивании облика и поведения друг друга, обнаруживать умение обособиться от предубеждения при познании другого человека, навязанного чужим, может быть, и авторитетным мнением, ради постижения индивидуально неповторимого своеобразия этого человека.

Условием развития комфортного состояния у общающихся, поведения их на характерном для  них оптимальном уровне интеллектуально-волевой  активности является также проявление ими доброжелательности по отношению друг к другу при межличностных контактах, а также способности к сопереживанию и сочувствию.

Важным условием успешного общения всегда оказывается  также искренность в выражении  чувств, потому что лишь при наличии  ее создается возможность построения по-настоящему психологически адекватного и конструктивного по своим результатам поведения участников общения по отношению друг к другу.

Общающиеся люди должны развивать в себе устойчивую привычку к творчеству, проявляющемуся в постоянном поиске и использовании при установлении и поддержании контактов друг с другом способов поведения, учитывающих индивидуальное своеобразие тех, кому они адресованы, и вместе с тем максимально работающих на достижение целей общения.

 

3. Положение  человека в группе; групповые роли.

 

Проблема группы как важнейшей  формы социального объединения  людей в процессе совместной деятельности и общения – одна из центральных  в социальной психологии. Интерес  к группе обусловлен рядом принципиальных моментов. С одной стороны, личность, ее самосознание, принятые ею ценности и нормы, система представлений о мире формируются в процессе включения человека на протяжении его жизни в деятельность самых различных групп. Его психический склад, личностное содержание формируются на пересечении различных групповых влияний. Следовательно, невозможно понять человека, исследовать процесс его развития, не обращаясь к анализу тех групп, членом которых он является. С другой стороны, группа сама по себе не является простой суммой вошедших в нее людей, а представляет с момента своего психологического возникновения самостоятельное целостное явление со своими собственными характеристиками, не сводимыми к индивидуальным характеристикам ее членов, собственной историей развития и закономерностями жизнедеятельности.

То  есть группа - это самостоятельный  субъект деятельности, который может  быть рассмотрен с точки зрения своих  свойств, процессов и структур.

Рассмотрим  основные параметры, с помощью которых  возможен социально-психологический  анализ группы. Вся совокупность этих параметров может быть разделена на собственные характеристики группы и характеристики, определяющие положение человека в группе.

К первым относятся: композиция группы, структура  и групповые процессы.

Композиция  группы, или ее состав, – это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа группы как целого. Например, численность группы, ее возрастной или половой состав, национальность или социальное положение членов группы и так далее.

Таких характеристик множество, выбор наиболее значимых производится с учетом конкретных задач, которые ставятся исследователем. Так, если ставится цель проанализировать определенную студенческую группу как малую группу, среди особенностей композиции должны быть указаны: соотношение студентов различного пола, социальные различия между студентами, успешность обучения членов группы и т. д.

Структура группы рассматривается с точки  зрения тех функций, которые выполняют  отдельные члены группы, а также  с точки зрения межличностных  отношений в ней. Выделяют структуры предпочтений (социометрическая структура), власти и коммуникаций.

К групповым  процессам относятся, прежде всего, такие показатели динамики группы, как процесс развития и сплочения  группы, процесс группового давления, выработки решений.

Ко  второй совокупности показателей относятся  система групповых ожиданий, система  статусов и ролей членов группы. Положение личности в системе  групповых отношений характеризуется, прежде всего, ее статусом и выполняемыми ролями.

Статус (или позиция) - это сумма, или совокупность психологических характеристик человека, определяющих его место в группе и то, как его будут воспринимать другие члены группы. Статус реализуется через систему ролей, то есть различных функций, которые человек должен выполнять в соответствии со своим положением в группе.

По отношению к каждому члену  у группы есть система ожиданий в  отношении его поведения. Поведение, соответствующее образцу, поощряется, а не соответствующее - наказывается группой. То есть система ожиданий строится на основе групповых норм и правил и контролируется через групповые санкции.

Обратимся к подробному социально-психологическому анализу малой группы.

Прежде  всего, необходимо дать некоторые пояснения  по поводу определения малой группы, предложенного выше. В социальной психологии в настоящий момент не существует единой точки зрения относительно того, какую по численности группу можно считать малой. "Немногочисленность" малой группы понимается различным образом. В целом, наиболее распространен подход, согласно которому минимальный объем малой группы равен трем, а максимальный определяется тем количеством людей, которые могут быть объединены в единой совместной деятельности (например, 12 человек в групповой психотерапии или 35 человек, составляющих школьный класс).

Для понимания малой группы как целого важно прежде всего проанализировать структуры малой группы: социометрическую и коммуникативную, а также структуру власти.

Социометрическая структура – это совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. Иначе говоря, это система предпочтений и отвержений, эмоциональных симпатий и антипатий между членами группы. Свое название структура получила в соответствии с основным методом ее диагностирования – социометрической и аутосоциометрической методиками.

Отметим важнейшие характеристики, описывающие  систему внутригрупповых предпочтений. Во-первых, это социометрические статусы  членов группы. В соответствии с  результатами социометрии, статус рассматривается  как сумма отвержений и предпочтений, получаемых членом группы. Статусы имеют различный "вес" в зависимости от доли в них положительных выборов, а совокупность статусов всех членов группы задает статусную иерархию, в которой выделяются:

социометрические "звезды" – наиболее предпочитаемые члены группы, стоящие на вершине иерархии;

высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные, определяемые по числу положительных  выборов и не имеющие большого числа отвержений;

изолированные - члены группы, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные;

пренебрегаемые  – члены группы, имеющие большое  количество отрицательных выборов  и малое количество предпочтений;

отверженные ("изгои") - члены группы, не имеющие  по результатам социометрии положительных выборов, а только отрицательные.

Однако знания величины социометрического  статуса недостаточно для точного  представления о системе эмоциональных  отношений в группе. Вторая характеристика системы - это взаимность эмоциональных  предпочтений членов группы. Так, у студента в группе может быть только один положительный выбор, но если он взаимный, данный студент будет чувствовать себя в группе значительно увереннее, чем в том случае, если его предпочитают несколько одногруппников, но он сам ориентирован на других, не замечающих или, что еще хуже, отвергающих его. Также и для "звезды" важно не просто иметь большое число выборов, но значительное число взаимных выборов, обеспечивающих устойчивость ее положения в группе и комфортное состояние.

Информация о работе Теории взаимодействия людей. Межличностные отношения