Теории взаимодействия людей. Межличностные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:38, реферат

Описание работы

Общности, к которым принадлежит человек, формируют эталоны общения, которым человек привыкает следовать. Имея в виду стойкое влияние вида деятельности и особенностей общности людей, в которой развертывается межличностное общение, необходимо при анализе делать поправку на постоянную изменчивость процесса деятельности и общности людей. Все эти изменения, вместе взятые, обязательно сказываются и на межличностном общении исполнителей данной деятельности.

Содержание

Вступление………………………………………………………….стр.2

Теории взаимодействия людей. Межличностные отношения…...стр.3-9

Положение человека в группе; групповые роли………………….стр.9-17

Межличностные отношения в семье………………………………стр.17-28

Заключение………………………………………………………….стр. 28.

Список литературы…………………………………………………..стр. 30

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

Руководство - другая форма реализации социального  управления в малой группе. Руководство можно определить как процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником социального контроля и власти на основе правовых полномочий и норм более широкой, социальной, общности, в которую включена данная малая группа. То есть, с одной стороны, руководство и лидерство решают однопорядковые близкие задачи: стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач, поиск средств для их эффективного решения. С другой стороны, лидерство представляет собой психологическую характеристику поведения определенных членов группы, а руководство является социальной характеристикой отношений в группе, прежде всего, с точки зрения распределения ролей управления – подчинения.

Однако не следует упрощать психологическую сущность феномена руководства. В руководстве малой группой всегда присутствуют два пласта, два аспекта - формально-правовой аспект власти, который может быть назван "администрированием", и психологический аспект власти, который во многом сближает руководителя с неформальным лидером по способам воздействия на членов группы. Однако несмотря на то, что в своей психологической сущности феномены руководства и лидерства достаточно близки, было бы неверным подтвердить известное распространенное заблуждение, будто в идеальном случае в группе руководитель и лидер должны совмещаться в одном лице.

4. Межличностные  отношения в семье.

 

Семьи без межличностных эмоциональных  отношений не бывает. В лучшем случае такую семью можно назвать  деловым партнерством по совместной эксплуатации жилья и обучению детей социальным навыкам.

Воспитание детей и  семейные отношения основаны на чувствах. Именно эмоциональные отношения  между членами семьи создают  почву для уверенности в себе и удовлетворенности своей частной  жизнью.

Что-либо чувствовать - это качество, которое человека делает человеком. Чувства бывают разные - положительные и негативные, сильные и слабые, крепкие и мимолетные. Что-либо чувствовать - это не стыдно, это присуще любому человеку Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. - М.: Эксмо, 2000 - с 159..

Конечно, одни и те же события  или действия у разных людей вызывают разные чувства. В этом тоже нет ничего удивительного. Именно это делает нашу жизнь насыщенной и интересной. Именно это дает нам надежду на удовлетворение одной из первостепенных потребностей человека - потребности в эмоциональном контакте. Из этого эмоционального контакта вырастают межличностные отношения. В отсутствии эмоционального контакта межличностные отношения сохнут и умирают.

Эмоциональные отношения психологи представляют на два вида, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (любовь), а на другом - далекие, холодные и враждебные. В случае применительно к воспитанию детей основными средствами воспитания являются чуткость и поощрение, во втором - строгость и наказание. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ "Я". Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления существенно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла.

Семья - это сплав 3 любовей: супружеской, родительской и детской. Любовь не отделима от задолженности, верности, самодисциплины , общности интересов и целей, ответственности, взаимного уважения, гордости приятель за друга.

Хорошая семья - один из важнейших  компонентов человеческого счастья.

Каков же тип семьи существует в  современном обществе? В современных  условиях семью характеризует:

- во-первых, социально-классовый признак - семья рабочего (фермера, кооператора, арендатора), представителя интеллектуального труда;

- во-вторых, - городская,  сельская (по типу поселения);

- в-третьих, однонациональная, многонациональная (по национальному  признаку);

- в-четвёртых, по времени существования (семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребёнка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилая супружеская семья и т.д.); в-пятых, по количеству членов семьи (бездетные семьи, многодетные семьи, многодетные семьи и т.д.) Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособ. / Под ред. Силяева. - М.: Академия, 2002. - с 89.

Если первых три типа семьи характеризуются  довольно просто, то два последних  имеют много различий.

Большинство семей проходит ряд этапов, последовательность которых  складывается в семейный цикл, или  актуальный цикл семьи. Выделяется различное  число фаз этого цикла: образование  семьи - вступление в первый брак; начало деторождения - рождение первого ребёнка; окончание деторождения - рождение последнего ребёнка; "пустое гнездо" - вступление в брак (и выделение из семьи) последнего ребёнка; прекращение существования семьи - смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическим социальными и экономическими характеристиками. Жизненный цикл семьи, который иногда называют моделью развития семьи, исследуется по шкале возраста супругов либо возраста семьи, под которым понимается продолжительность брака супружеской четы, образующей ядро семьи. Нормальная последовательность фаз семейного цикла может нарушаться вследствие смерти какого-либо из членов семьи, разделения или воссоединения родственников или прекращения брака, вступления во второй брак и т.д.

Типы дисфункциональных семей

В дисгармоничных семьях равновесие во взаимоотношениях используется только для того, чтобы избежать изменения, развития и появления связанных с этим возможных тревог и потерь. Равновесие престает быть формой адаптации семьи к задачам оптимального выполнения внешних и внутренних функций. Семейные узы оказываются лишь способом сохранения некоторого равновесия, на деле препятствующего развитию личности членов семьи и их взаимоотношений.

Выделяют следующие типы дисфункциональных семей:

1. Несбалансированные семейные  структуры (например, проблемные типы семьи по Д. Олсону, 100% обследованных семей наркоманов).

2. Структуры, несущие в себе  аутсайдеров, то есть людей  с невысоким социометрическим  статусом. Например, один из детей  рассматривается родителями как  нелюбимый (64% обследованных семей наркоманов).

3. Структура, стабилизирующаяся  на основе дисфункции одного  из ее членов. Такие структуры  поляризованы по принципу: "здоровые  члены семьи" -"козел отпущения"  или "больной" член семьи  (89% обследованных семей наркоманов).

4. Коалиции через поколения, которые помогают членам семьи, чувствующим слабость, справиться с теми, кто кажется им сильнее. Коалиция позволяет ее членам совладать с невысоким самоуважением, уменьшить тревогу и контролировать третью сторону. Например, когда один из родителей (мать) образует коалицию с ребенком против другого (отца); когда бабушка (дедушка) образует коалицию с ребенком против родителей и так дальше (67% обследованных семей наркоманов).

5. Скрытая коалиция, когда ее  наличие не признается членами семьи. Обычно она возникает на основе совместного секрета через идентификацию двух членов семьи и часто выражается в подкреплении симптоматического поведения (42% обследованных семей наркоманов).

6. Перевернутая иерархия, когда  по каким-либо причинам статус ребенка в семье становится больше, чем статус одного или обоих родителей. Например, отец с дочерью могут вести себя как супруги и относиться к матери и остальным членам семьи как к младшим. Другой случай, когда один из родителей заболевает, и тогда ребенок может выступать в роли родителя по отношению к больному и остальным детям [66] (41% обследованных семей наркоманов).

9. Стадии жизненного цикла семьи

Дж. Зибах определяет развитие семьи  как закономерную последовательность изменений, протекающих во времени, в процессе которых появление тех или иных качеств функционирования или организации, обусловленных предыдущей стадией, определяет качества последующей стадии (1986). Существует много вариантов деления жизненного цикла семьи на стадии, этапы, периоды. Э. Дюваль (1957), Э. К. Васильева (1975), Дж. Зибах (1986) и другие авторы в качестве основных признаков, определяющих стадию развития семьи, используют факт наличия или отсутствия в семье детей, их количество, а также их возраст.

Закономерность чередования стадий прослеживается в большинстве семей, однако период смены одной стадии иной весьма вариативны. Это связано как с личностными особенностями членов семьи, так и с влиянием факторов внешней среды.

1-я стадия продолжается  в среднем приблизительно 9-12 месяцев. Она характеризуется состоянием эйфории, доминирующими, а иногда и сверхценными идеями любовного содержания, усилением полового влечения. Все представляется влюбленным в розовом свете, недостатки партнера игнорируются. К концу этой стадии отношение приятель к другу становится более критичным, замечаются недостатки, на которые ранее не обращали внимания. При этом нередко отношения прерываются. Однако если за это час люди стали по-настоящему близки и дороги приятель другу, принимается решение вступить в брак, поставленная проблема которого - укрепление отношений. Незапланированная, случайная беременность может служить своеобразным катализатором развития отношений. Довольно часто заключение брака и образование новой семьи напрямую связано с беременностью и ожиданием родов. Сам по себе ребенок при этом нередко не представляет для молодой женщины особой ценности, а лишь является средством решения личных проблем. В этом случае наблюдаются трудности формирования раннего диалога матери и младенца. Они существенно усугубляются, если ребенок не оправдывает возложенных на него надежд. Воспитание такого младенца, как правило, осуществляется по типу гипопротекции, характеризуется бессознательным или осознаваемым непринятием малыша матерью. Отмечаются неразвитость родительских чувств и воспитательная неуверенность.

На этой стадии кандидаты в супруги, как правило, очень нуждаются  в психотерапии. Полагаем, что такая  психотерапия, направленная на преодоление  конфликтов, налаживание взаимопонимания  между мужчиной и женщиной, их родственниками, имеющая поставленной задачей заключение счастливого брака, совершенно заслуживает названия "семейная психотерапия". Перинатальным аспектом ее является работа, направленная на предупреждение случайной беременности или беременности как средства манипуляции.

2-я стадия. Молодожены начинают  существовать совместно. Каждый  из них имеет определенные  привычки, взгляды на обязанности  и стереотипы взаимоотношений  мужа и жены. Строя семью, каждый  опирается на свой опыт, полученный  в семьях родителей. Зачастую эти представления противоречивы, что приводит к конфликтам. Только начав совместную жизнь, молодожены с удивлением отмечают, что избранник (избранница) сильно 1 отличается от того образа, который они себе создали. То, в какой степени отличаются ожидания от реальности, определяет уровень конфликтности отношений. Родители молодоженов с обеих сторон нередко нарушают границы незрелого супружеского дона (супружеской подсистемы), убеждая своих детей в том, что только их семьи достойны подражания. Конфронтация нарастает. Беременность и рождение ребенка в этой ситуации, как правило, не укрепляют, а расшатывают семью. Надежды на то, что рождение ребенка поможет улучшить отношения, обычно не сбываются. Как справедливо отмечает К. Витакер (1989), "беременности мать ослабляет связь с отцом и все больше и больше занимается значимым другим, растущим в ее утробе", а "непривязанный" отец находит себе иную привязанность - денежки, любовницу, новый автомашина, собственную мать или алкоголь. Когда ребенок рождается, мать привязывается к нему ещё сильнее. Отец ещё в большей степени вынужден привязаться к чему-то на стороне, пока ребенку не исполнится года полтора. И тогда мать поворачивается к отцу, а его нет рядом. У нee развивается "чувство одиночества". В подобной ситуации ранний диалог матери с младенцем характеризуется достаточной глубиной и взаимопониманием, однако неразрешенные конфликты с мужем, его компенсаторное поведение делают женщину тревожной, эмоционально неустойчивой, что сказывается и на отношениях в диаде мать-младенец. Часто это выражается в необоснованных невротических опасениях за состояние здоровья ребенка, может появиться фобия его утраты. При этом может быть формирование как неустойчивого типа воспитания, так и потворствующей гиперпротекции. Если ребенок очень похож на отца, с которым мать пребывает в состоянии конфликта, вероятно развитие эмоционального отвержения.

Семейный психотерапевт, работающий с семьей, находящейся на этой стадии развития, должен стремиться способствовать скорейшему наступлению следующей стадии.

3-я стадия знаменуется окончанием  противостояния. Иногда это происходит  постепенно, иногда - стремительно. Во  втором случае после очередного  серьезного конфликта, приведшего  обоих супругов к пропасти  окончательного разрыва, они неожиданно осознают невозможность существования приятель без друга. Страх потерять супруга заставляет шагать на уступки, принимать его таким, какой он есть на самом деле - со всеми недостатками и достоинствами. Чтобы улучшить отношения, партнеры уже не столько пытаются изменить другого, сколько меняют себя. Совместными усилиями определяются и принимаются семейные роли, права и обязанности каждого из супругов. В тот самый срок они начинают больше понимать, уважать приятель друга. Отношения постепенно становятся все более и более конструктивными. Вызывающие столько трений сознательные или неосознанные безуспешные попытки создать копию родительской семьи наконец-то оставлены. Начинается строительство по-настоящему новой семьи, имеющей свои вкусы, ритуалы, обычаи, традиции. Начинается взросление семьи, укрепление ее внешних границ от внешних посягательств. Совместное творчество увлекает, сплачивает ещё больше. И вершиной этого творчества может стать совместное охота иметь ребенка, а также дело, направленная на достижение этой цели. Новорожденный в такой семье желанен, любим. Для родителей он представляет самостоятельную ценность, а не средство манипуляции, позволяющее решать какие-то личные проблемы. Стабильность родительских отношений, пронизанных взаимопониманием, любовью и благодарностью приятель к другу, - основной гарант безопасности младенца. В этой стадии условия формирования раннего диалога младенца и матери наиболее благоприятны. Именно при рождении ребенка в этой стадии правомерно вещать скорее не о диаде, а о триаде: мать-младенец-отец. Это связано с тем, что в данном случае отец не чувствует себя лишним и обычно так же, как и мать, устанавливает ранний диалог с ребенком. Условия благоприятны для формирования гармоничного семейного воспитания.

4-я стадия характеризуется стабильностью и всеми особенностями, характерными для заключительного этапа предыдущей стадии развития малыша: через некоторое час после его рождения, приносящего столько радости, у супругов возникает охота иметь ещё одного ребенка. В периоде зрелой семьи рождение детей происходит в ситуации, благоприятной для формирования раннего диалога младенца с родителями, для гармоничного воспитания.

5-я стадия, как уже указывалось,  часто совпадает с периодом  личностного кризиса середины  жизни одного или обоих супругов. К этому времени дети подросли, отношения между супругами стали привычными, рутинными, потеряли остроту. бессознательный страх того, что оставшаяся половина жизни будет сплошь состоять из выполнения семейных и служебных обязанностей, которые порядком надоели, заставляет предпринимать попытки каких-то изменений. Человек нередко пытается вылезти за рамки своего жизненного сценария, поменяв работу, семью, место и более того страну проживания.

Информация о работе Теории взаимодействия людей. Межличностные отношения