Теории взаимодействия людей. Межличностные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:38, реферат

Описание работы

Общности, к которым принадлежит человек, формируют эталоны общения, которым человек привыкает следовать. Имея в виду стойкое влияние вида деятельности и особенностей общности людей, в которой развертывается межличностное общение, необходимо при анализе делать поправку на постоянную изменчивость процесса деятельности и общности людей. Все эти изменения, вместе взятые, обязательно сказываются и на межличностном общении исполнителей данной деятельности.

Содержание

Вступление………………………………………………………….стр.2

Теории взаимодействия людей. Межличностные отношения…...стр.3-9

Положение человека в группе; групповые роли………………….стр.9-17

Межличностные отношения в семье………………………………стр.17-28

Заключение………………………………………………………….стр. 28.

Список литературы…………………………………………………..стр. 30

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

Если до этого семейная жизнь  протекала гладко и супруг был довольно внимателен к своей "половине", то он своевременно понимает, что с любимым человеком происходит неладное, помогает ему справиться с кризисом. В противном случае возникает реальная угроза разрыва. Попытка предотвратить его с помощью беременности и родов, которые иногда предпринимаются одним из супругов (чаще женщиной) или (реже) с обоюдного согласия, к успеху почти никогда не приводят. Ранний диалог с родившимися в этой ситуации детьми имеет недостатки, во многом напоминающие отмеченные у рожденных в стадии добрачных отношений, подобные отклонения семейного воспитания.

В отличие от других стадий, в тот  самый срок супруги, испытывающие личный кризис и нередко стоящие на грани  развода, довольно часто сами обращаются за помощью к психотерапевту. Методики семейной психотерапии, ориентированной на супружескую пару и ее психологические проблемы, призванные помочь супругам преодолеть кризисную ситуацию и добиться гармонии во взаимоотношениях, довольно хорошо разработаны.

6-я стадия - заключительная стадия развития семейных отношений, на которой может родиться ребенок. Если семья сумела пережить кризис, иногда отношения между супругами становятся ещё более близкими и доверительными, чем до него. Именно в этой ситуации может появиться охота родить ещё одного ребенка. Так появляются на свет дети, имеющие сибсов, которые старше их на 5-10 лет. Новорожденные любимы, их появление на свет радует всех, включая сестер и братьев. Семейная ситуация благоприятствует формированию раннего диалога, семейное воспитание таких детей чаще всего происходит адекватно, реже - по типу потворствующей или доминирующей гиперпротекции.

Таким образом, формирование типа семейного  воспитания во многом зависит от стадии развития семейных отношении, во час  которой был зачат ребенок, протекала беременность, случилось родоразрешение: на 1-й, 2-й, 5-й стадиях чаще возникают отклонения в семейном воспитании, а на 3-й и 6-й стадиях условия благоприятствуют формированию гармоничного стиля воспитания.

Конфликты в семье

Негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии между супругами, называется дисгармонией, дестабилизацией семейной структуры. Семейный конфликт представляет собой сложное явление. Причинами его, с одной стороны, являются нарушения в системе взаимоотношений - их ригидность, конкурентный характер, формальность, неравенство, с иной - искажения в личных установках, ролевых ожиданиях, способах перцепции.

А теперь рассмотрим основные моменты характерные для возникновения  и проявления семейного конфликта. Все трудности, с которыми сталкивается семья можно разделить по длительности и силе их действия Анзорг Л. Дети и семейные конфликты. - М.: Просвещение, 1988. - с 37.. · сверхсильные раздражители. Например, смерть одного из членов социального статуса. Болезнь близкого и т. п. · длительные(хронические раздражители). К таким трудностям относятся, например физическая и психическая нагрузка в быту, на производстве, трудности в связи с решением жилищных проблем, продолжительный и устойчивый конфликт между членами семьи выделяются ещё два типа

 Трудности, связанные  с резкой сменой образа жизни  семьи. Это психические трудности  которые возникают на границе  смены этапов жизненного цикла,  о которых говорилось выше. Такие  переходы сопровождаются резким  изменением образа жизни.   Трудности связанные с их суммированием и наложением приятель на друга. например, необходимость практического решения проблеме в начале второго этапа то есть после появления в семье первого ребенка, завершение образования, освоение профессии, уход за ребенком, первичное обзаведение имуществом, решение семейной проблемы. По источнику возникновения семейные проблемы разделяют на три типа. Связанные с этапами жизни семьи, то есть трудности первичные, которые переживаются всеми семьями в более или менее острой форме, адаптация к приятель другу, формирование отношений с родственниками на первом этапе; проблемы воспитания и ухода за ребенком ведение трудоемкого домашнего хозяйства на втором. Эти трудности в определенные моменты жизни семьи приводят к кризисам. первый кризис возможен в конце первого года совместной жизни. Второй между третьим и седьмым годами. Третий между семнадцатью и двадцатью пятью годами. Трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла - это, те которые возникают при отсутствии в семье одного из её членов (супругов, детей). Причинами могут быть развод, длительная разлука супругов, наличие внебрачного ребёнка.

 Взаимоотношения между супругами и старшими родителями (бабушками, дедушками)

Рассматривать семью надобно как систему, в которой все ее члены взаимосвязаны, и изменения в одном составляющем приводит к изменению всей системы в целом.

Молодые люди, вступившие в брак, выходят  из двух разных семей с разными  стилями жизни и внутрисемейного  общения. Эти две семьи нельзя сбрасывать со счетов, так как они оказывают влияние на молодую семью, несмотря на проживание в отдельных квартирах, в разных городах и странах.

Хотелось бы процитировать яркие  и точные слова американского  психотерапевта Карла Витакера: "Он думает, что женился на этой женщине. На самом деле он вступил в брак с иной семьей. Он должен завоевать и отнять у них эту женщину, поскольку ее биологическая связь со своей семьей существенно сильнее, чем психосоциальная связь с ним. То же самое можно высказать и про другую сторону. Она думает, что завладела им, а на самом деле она просто стала дочерью второго сорта для его родителей, которые хотят употребить ею для продолжения своей семьи, но не хотят отвечать за нее как за члена своей семьи."

После заключения брака неизбежно возникает соревнование в том, какую же из родительских семей будет воспроизводить молодая семья. Семья мужа хочет, чтобы его новая семья была такой же как у них, а семья жены ждет, что все в молодой семье будет соответствовать Их привычному укладу ( в первую очередь способ воспитания детей).

Кроме того, на символическом уровне семья родителей одного из супругов пытается "усыновить" другого  супруга, сделать его как бы ещё  одним своим ребенком или, наоборот, воспринимает его как грабителя, похитившего их чадо и борется с ним.

Не постоянно описанные выше отношения проявляются так ослепительно и нужно отметить, что они осуществляются не на сознательном, а на бессознательном  уровне. Если молодым супругам не удалось  установить с родительскими семьями приятель друга равные отношения, исключающие усыновление, то бессознательные игры продолжаются и после появления внуков. Две пары бабушек и дедушек стоят перед проблемой какому роду принадлежит внучок (внучка) - его или ее. Оценивается внешнее сходство, проявления темперамента и характера.

Итак, гармоничный брак подразумевает  установление с родительскими семьями  равных отношений (без усыновления-удочерения и борьбы с похитителем), далее  становление равных отношений сверстников  между супругами, а не родительско-детских, и создание истинного союза двух семей, тех семей, откуда вышли он и она.

В свою очередь, гармоничные отношения  между старшими родителями (это "калька" с французского grands-parents) и младшими родителями залог становления отношений между дедушками-бабушками и внуками. Тем более, что то как обращение с родителями, служит примером для подражания детям. Когда они вырастут, велика вероятность, что с нами они будут вести себя так же, как мы ведем себя с нашими родителями, их бабушками-дедушками.

Взаимоотношения между детьми в  семье

Как правило, отношения между детьми в семье носят различный характер. И по этому поводу выделяют следующие  рекомендации для родителей:

Первое. Не стравливайте детей по принципу старший - младший. Не стремитесь любить их в соответствии с этой нелепой иерархией. Но и уравниловки тут не получится, более того если у вас близняшки. Каждый из ваших детей - отдельная личность, и ему нужна индивидуальная любовь. Дети обязательно оценят ваш дифференцированный подход. И тогда им не из-за чего будет соперничать: ведь каждый ребенок получит от родителей именно то, что надобно лично ему.

Второе. Никогда не связывайте детей приятель с другом насильно. Лучший способ избежать конфликтов сестер (да и братьев ) - это опять-таки позволить им быть самостоятельными личностями и вести самостоятельную жизнь. И если они захотят час от времени встречаться - сами и решат, как часто это совершать. Не навязывайте детям общество приятель друга "под страхом родительского проклятия". А самим детям рекомендую своевременно начать самостоятельную жизнь и не быть "сиамскими близнецами", более того если это была свобода родителей.

Третье. Если ваши дети - близнецы (не сиамские, конечно, а самые обычные), не стремитесь совершать их одинаковыми  во всем. Даже у совершенно похожих близняшек, казалось бы, с одинаковым характером обязательно обнаружатся различные интересы, и они найдут себе применение в разных областях жизни, не соперничая между собой: к этому их подтолкнет естественное стремление обрести именно свое лицо, а не быть чьей-то копией. Поэтому удержитесь от соблазна одевать и одаривать их одинаково - это обычно умиляет родителей, но не на пользу детям. Избавьте их от необходимости соперничать - в первую очередь в интимном плане, если это девочки.

Формирование личности ребенка  в семье

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в  детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей  жизни. Важность семьи как института  воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок пребывает в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное влияние на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И совместно с тем никакой иной социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Именно в семье ребенок получает первый актуальный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести  в различных ситуациях. Очень  важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка, тем самым, оказывая прямое влияние на формирование его личности.

Формирование личности человека происходит не в идеальных условиях. Какими бы хорошими людьми не были родители супругов, они имеют те или иные недостатки характера и стиля поведения, которые так или иначе могут передаваться детям в процессе семейного общения, влияния, подражания, т.е. не путем генетической наследственности, а через механизмы социального наследования. Социализация и воспитание в семье понимаются нами как стихийное и часто неосознанное подражание или заимствование манер, взглядов, уста-новок родителей.

На производстве дело родителей  подчиняется системе формальных и неформальных групповых норм, правил приличия, этикета и т. д. Внешне поведение родителей может быть совершенно социально приемлемым, так как оно подчиняется бытующей морали, правилам и нормам взаимоотношений. Однако внешняя социальная форма поведения супругов может резко расходиться с действительными их качествами и свойствами. Она, т. е. форма поведения, является ролевым, заданным поведением в том или ином коллективе или малой группе. Служебные роли и обязанности задают определенный стандарт поведения. Множественность ролей, которые исполняют родители в обществе (руководитель группы, член партбюро, болельщик, рыболов, руководитель семинара, командировочный, зритель, участник спортивных соревнований и т. д. и т. п.), налагают на их поведение особые черты. Однако семейное поведение родителей существенно отличается от всех других ролей и типов поведения в иных ситуациях. Это поведение меньше всего задано внешними стандартами, образцами, моделями, обязательными нормами и правилами поведения и наиболее адекватно психологической сущности родителей.

Поэтому поведение родителей в  семье иногда выходит из-под самоконтроля и тогда, когда рядом с ними находятся дети. И эти дефекты  поведения родителей, дефекты их собственного воспитания, недостатки характера так или иначе будут  улавливаться и восприниматься детьми. Опыт семейных взаимоотношений--и положительные, и отрицательные моменты -- становится решающим для человека, когда он начинает строить свою семью. Поэтому не случайно, по наблюдениям некоторых психологов, большая часть счастливых браков содержится выходцами из благополучных, счастливых семей.

Стили семейного воспитания

Отношения в семье можно представить  в виде формулы:

система семейных отношений = (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети).

Мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом - общее развитие ребенка.

Воспитание по типу Золушки. Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, чрезмерно придирчивы к своим детям, требуют от них беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения семейным традициям. Они враждебны или недоброжелательны к ребенку, не дают ему нужной ласки, теплоты. Забитые, робкие, вечно под страхом наказания и оскорблений, многие из таких детей вырастают в дальнейшем неряшливыми, пугливыми, не способными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность и конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. Эти дети, обостренно переживая несправедливое отношение к ним родителей и других взрослых, много фантазируют, уходят в мир фантазий, вместо того, чтобы активно совершать.

Информация о работе Теории взаимодействия людей. Межличностные отношения