Автор: d**************@gmai.com, 28 Ноября 2011 в 11:24, реферат
Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп
Введение 3
1. Определение понятия конфликт 4
2. Объективные и субъективные предпосылки возникновения конфликта 10
2.1. Объективные предпосылки возникновения конфликта 10
2.2. Субъективные предпосылки конфликтной ситуации 11
3. Стратегии и тактики разрешения конфликта 14
3.1. Стратегии разрешения конфликта 14
3.2. Тактики поведения в конфликтной ситуации 17
Заключение 21
Список использованной литературы 23
1. Управленческие факторы:
2. Организационные факторы:
3. Профессиональные факторы:
4.
Санитарно-гигиенические
5.
Материально-технические
6. Экономические факторы:
Своевременное устранение руководителем перечисленных причин неразрывно связано с совершенствованием системы управления организацией, своевременным разрешением возникающих конструктивных конфликтов.
Субъективные причины конфликтов связаны с личностью как самого руководителя, так и работников организации. Ошибочные действия руководителей, ведущие к конфликтам, можно сгруппировать в три направления: [6]
К нарушениям служебной этики относятся:
Несправедливая
оценка подчиненных и результатов
их труда руководителем
Совершенно недопустимо сознательное занижение заслуг подчиненного из-за боязни, что тот “перейдет” дорогу руководителю. Высокую оценку заслуживает менеджер, который сумел создать высокопрофессиональный коллектив, готовый слаженно, продуктивно работать даже в отсутствие самого менеджера.
Не следует использовать в работе с коллективом прием огульной критики.
Огульная
критика всегда неконкретна, обидна,
несправедлива к тем
Необходимо
добавить еще одну причину возникновения
конфликта: недостаточное внимание
руководителя к социально-психологическим
аспектам управления, неумение учитывать
совместимость работников. Последнее
приводит, как правило, к межличностным
конфликтам, т. е. кконфликтам на основе
психологической несовместимости работников
или вследствие эмоционального неприятия
одним работником другого члена коллектива.
Межличностные конфликты самые затяжные,
самые разрушительные, поэтому самый правильный
выход из них –развести работников по
разным рабочим местам, чтобы их действия
объективно не пересекались.
Стратегия поведения в конфликте - это программа и план действия, направленные на реализацию поставленной цели в конфликте, другими словами это решение задачи удовлетворения своей конкретной потребности, своего конкретного интереса в данном конфликте.
Возможны
стратегии поведения в
-конкуренция (соревнование) как стремление, активно и индивидуально действуя, добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другой стороны;
-уклонение (избегание), для которого характерно отсутствие как стремления к кооперации, так и тенденции к достижению собственных целей;
-улаживание (приспособление), означающее принесение в жертву собственных интересов ради интересов другой стороны;
-сотрудничество, когда принимаются решения, полностью удовлетворяющие обе стороны;
- компромисс как метод взаимных уступок.
Если в системе координат на основе двух переменных (интерес к себе и интерес к другим) отразить наиболее значимые типы конфликтного поведения, то можно графически показать место каждой стратегии поведения. Измеряя в каждом из случаев "интерес" как низкий или высокий, можно выявить стиль разрешения конфликта (для наглядности каждой стратегии дано условное образное название, характеризующее основные тактические действия данной стратегии)
Рассматривая одну и ту же конфликтную ситуацию, можно проследить, как меняются психологические реакции поведения участников конфликта в зависимости от выбранной стратегии поведения.
Наиболее полное представление о стратегиях и тактиках поведения в конфликте можно получить, зная типичные "конфликтные привычки" (психологические реакции поведения), которые свойственны всем людям, вступающим в конфликтные отношения.
Ситуация. Вы твердо не согласны с тем, что вам говорит человек. Вы готовы защищать свою точку зрения, но чувствуете, что вам его не переубедить. [5, с. 113]
Стратегия поведения - уклонение.
Конфликтные привычки:
Стратегия поведения - улаживание.
Конфликтные привычки:
Стратегия поведения - конкуренция.
Конфликтные привычки:
Стратегия поведения - компромисс.
Конфликтные привычки:
Стратегия поведения - сотрудничество.
Конфликтные привычки:
Любой человек, сообразуясь с собственными целями, которые он преследует, вступая в конфликт, может эффективно уметь использовать каждый из стилей поведения и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Наилучший подход будет определяться конкретной ситуацией, а также складом вашего характера. [5, с. 114]
С помощью социального психолога можно определить стиль решения проблемных ситуаций, на который в большей мере ориентированы вы или ваши сотрудники. Важно помнить, что наиболее эффективный стиль поведения определяется конкретной ситуацией и вашими личными особенностями.
Тактика поведения в конфликте - это средства, обеспечивающие данную стратегию, которые в конечном счете определяют стиль поведения человека в конфликте. [4, с. 58]
Стиль конкуренции полезен, когда:
Информация о работе Теоретические проблемы управления конфликтным процессом