Теоретические проблемы управления конфликтным процессом

Автор: d**************@gmai.com, 28 Ноября 2011 в 11:24, реферат

Описание работы

Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп

Содержание

Введение 3
1. Определение понятия конфликт 4
2. Объективные и субъективные предпосылки возникновения конфликта 10
2.1. Объективные предпосылки возникновения конфликта 10
2.2. Субъективные предпосылки конфликтной ситуации 11
3. Стратегии и тактики разрешения конфликта 14
3.1. Стратегии разрешения конфликта 14
3.2. Тактики поведения в конфликтной ситуации 17
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

Что такое конфликт.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

    10. Теоретические проблемы управления конфликтным процессом.

 

Конфликтология.

 

    Содержание

 

Введение

 

     Конфликты — одно из важнейших явлений современной  социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп. [1, с. 6]

     Конфликт (от лат. «confluctus»)означает столкновение сторон, мнений, сил.

     На протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой пытались воплотить их в реальную жизнь.  К великому сожалению, все заканчивалось неудачей и порождало еще более жестокие конфликты. Сегодня конфликты — повседневная реальность.

     В ранних трудах по управлению, как правило, подчеркивается важность гармоничного функционирования организации.

     По  мнению их авторов, если найти правильную формулу, то организация будет действовать  как хорошо смазанный механизм. Конфликты, возникающие внутри организации, рассматривались как весьма негативные явления. Сегодняшние теоретики управления признают, что полное отсутствие внутри организации конфликта - условие не только невозможное, но и нежелательное.

     Цель  данной работы - раскрыть понятие и природу конфликтов, а также рассмотреть теоретические проблемы управления конфликтным процессом.

     Задачи  работы:

     - провести анализ понятия «конфликт»;

     - изучить последствия конфликта»

     - рассмотреть объективные предпосылки  возникновения конфликта;

     - раскрыть субъективные предпосылки  конфликтной ситуации

     - рассмотреть стратегии разрешения  конфликта;

     - проанализировать тактики поведения  в конфликтной ситуации.

    1. Определение понятия конфликт

 

     Как и множества других понятий, у  конфликта имеется множество толкований и определений. Одним из них является такое: конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

     Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать, если есть возможность, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. [1, с. 7]

     Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным  управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей  отдельной личности и достижению целей организации в целом. Например, человек, который на заседании  комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения.

     Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех, связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Но во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на них происходит до их фактического исполнения. [2, с. 22]

     Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности  организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворённости, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения  тип, возможные последствия для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод его разрешения.

     К.К. Платонов и В.Г. Казаков определяют конфликт как осознанное противоречие между общающимися личностями, которое  сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений. Они различают следующие четыре типа отношений в каждой форме взаимодействия групп в организации (Рис.1.): [5, с. 86 ]

       
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1 - Типы конфликтов

     Указанные типы отношений имеют соответствующие тенденции и центральные проблемы. Принадлежность конкретных разногласий к конкретной природе (центральной или поведенческой) определяют вид вмешательства в конфликт. Имеется в виду внешнее для конфликтующих сторон воздействие, направленное на конструктивное снятие разногласий.

     При этом предполагается, что само разрешение конфликта неэффективно с позиции  целей организации (либо по критерию времени его разрешения - явное  несоответствие целям организации).

     Традиционное  выделение видов конфликта основано на различении конфликтующих сторон. Это могут быть, как у К. Боулдинга, конфликты между отдельными личностями, между личностью и группой, между личностью и организацией, между группой и организацией, между разными типами групп и организаций (Boulding, 1962). С. Чейз предложил 18-уровневую структурную классификацию, охватывающую конфликтные явления от внутриличностного и межличностного уровня до конфликтов между государствами, нациями и т. д., вплоть до противостояния Востока и Запада (Chase, 1951). [6]

     Отечественный исследователь А. Г. Здравомыслов, основываясь на работах Н. Смелзера, приводит следующий ряд уровней конфликтующих сторон: [6]

     1. Межиндивидуальные конфликты. 

     2. Межгрупповые конфликты (при этом  выделяются отдельные типы групп: 

     а) группы интересов,

     б) группы этнонационального характера,

     в) группы, объединенные общностью положения).

     3. Конфликты между ассоциациями (партиями).

     4. Внутри- и межинституциональные  конфликты.

     5. Конфликты между секторами общественного  разделения труда. 6. Конфликты между государственными образованьями.

     7. Конфликт между культурами или  типами культур (Здравомыслов, 1995, с. 105). [6]

     Авторы  единственного отечественного междисциплинарного обзора по проблемам конфликта предлагают различать три основных типа конфликтов: внутриличностные конфликты, социальные конфликты и зооконфликты. К основным видам социальных конфликтов они относят: межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями [3]. В качестве примеров могут быть приведены и другие Классификации, которые, различаясь по степени претензий на всеобъемлющий характер, в сущности оказываются довольно близки друг другу по содержанию и выделяемым типам конфликтов.

     Не  останавливаясь на спорных моментах описанных классификаций, их недостаточной  строгости и неясности формулировок, отметим следующее: понятие «конфликт» относится к широкому кругу разноуровневых явлений, возникающих обязательно  «между кем-то и кем-то» или реже — «между чем-то и чем-то». [3, c. 88]

     Примерами последнего является противостояние между  Востоком и Западом (Чейз) и конфликт между культурами или типами культур (Здравомыслов). В этих случаях сторонами  конфликта фактически выступают  не определенные субъекты: взаимодействия, а социальные образования или явления, не имеющие границ и конкретного носителя. Достаточно редко в классификации конфликтов включают зооконфликты. А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов аргументируют целесообразность включения зооконфликтов в сферу изучения конфликтологии тем, что «невозможно всесторонне оценить поведение человека в конфликте, не учитывая его биологическую природу»: «Та часть мотивов, которую человек в конфликте либо не осознает, либо маскирует, в зооконфликте выступает в свободном от социальных наслоений виде» [3, с. 97].

     Современная психология, по крайней мере в ее гуманистическом варианте, отвергает  правомерность параллелей между  психическими проявлениями людей и  животных, равно как и возможность  переноса  данных, полученных при изучении животных, на человеческую психику. Исходя из этого, вышеуказанные аргументы вряд ли нашли бы поддержку у большинства психологов.

     Таким образом, анализ принятых в науке  и предлагаемых классификаций конфликтов обнаруживает, что к конфликтам относят разноуровневые явления широкого диапазона. Однако проблемное поле их исследования остается не вполне определенным: наряду с конфликтами, имеющими конкретных субъектов взаимодействия, классификации могут включать явления, не принадлежащие» конкретной социальной структуре (конфликт культур), а также те, социальный характер которых нуждается в обосновании (зооконфликты) и т. д.

     Конфликты могут выполнять функции как  позитивные, так и негативные (таб.1) [3]

Таблица 1 - Функции конфликтов

Позитивные

Негативные

Разрядка напряженности  между конфликтующими сторонами

Большие эмоциональные, материальные затраты на участие  в конфликте

Получение новой  информации об оппоненте

Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе

Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом

Представление о  побежденных группах как оврагах

Стимулирование к  изменениям и развитию

Чрезмерное увлечение  процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе

Снятие синдрома покорности у подчиненных

После завершения конфликта  – уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива.

Диагностика возможностей оппонента

Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)

 

     Основными причинами возникновения конфликтных ситуаций в современных организациях являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представленных ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохая коммуникация, несбалансированность рабочих мест, недостаточная мотивация к выполнению работы.

     Плохая  передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Структура  организации является определяющим моментом и для типологии возникающих  конфликтных ситуаций. В вертикально-ориентированных организациях конфликты носят преимущественно вертикальный характер «начальник - подчиненный», в горизонтально-ориентированных организациях к этим конфликтам добавляются горизонтальные конфликты «работник - работник». [5, с. 99]

     Последствия конфликтных ситуаций в современных  организациях тоже не всегда однозначны. Конфликт может привести как к  улучшению функционирования организации  в целом (ее отделов в частности), так и к распаду организационной  структуры, прекращению деятельности организации (в соответствии с ее целями и задачами). стратегию управления конфликтом руководитель должен выбирать с точки зрения оптимального баланса последствий конфликтной ситуации для организации или ее структурного подразделения.

     Конфликтным процессом в организации вполне можно управлять. У руководителя есть возможность предвидеть начало конфликтной ситуации, вовремя вмешаться  в процесс протекания конфликта, внести  свои коррективы и вывести  конфликтную ситуацию к оптимальному разрешению. Определяя поведение в конфликте, руководитель должен в первую очередь выяснить причину конфликта, определить цели оппонента (или оппонентов), наметить сферы сближения точек зрения с оппонентом, уточнить поведенческие особенности оппонента. [5, с. 100]

     При этом важно помнить, что точно  так же, как ни один стиль руководства  не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и  ни один из стилей разрешения конфликта (будь то конкуренция, сотрудничество, компромисс, уклонение, приспособление) не может быть выделен как самый лучший.

    2. Объективные и  субъективные предпосылки  возникновения конфликта

    2.1. Объективные предпосылки возникновения конфликта

 

     Объективными   причинами  конфликтов могут выступать: [6]

Информация о работе Теоретические проблемы управления конфликтным процессом