Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 07:53, курсовая работа
Психологическое консультирование – прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами. Разрабатываются эти теоретические основы и программы, с одной стороны, на основе анализа современного состояния психологического знания, достижений в областях эмпирических и теоретических исследований. С другой стороны, источником этих теоретических основ и программ является анализ практических наработок специалистов, систематически оказывающих психологическое воздействие в рамках самых различных форм оказания психологической помощи.
Пример. Мать Коли М., страдающего нарушением слуха, не согласна с тем, что ее сына перевели на обучение по вспомогательной программе. Она считает, что учительница в школе уделяет Коле мало внимания, поэтому он и отстал в учебе.
В
данном случае психолог выбирает тактику
"малых шагов" и, используя в
качестве доказательства своей позиции
результаты психологического изучения
ребенка, полученные в ходе диагностики,
постепенно изменяет взгляд родителей
на постановку проблемы. Это самая
сложная для психолога и
Так, в приведенном примере матери Коли М. тактично демонстрируются его трудности и несостоятельность при обучении по массовой программе и успешность при обучении по специальной коррекционной программе.
Шестой этап. Определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены. Основные проблемы семей, воспитывающих детей с нарушениями слуха, решаются в результате осуществления следующих мер: правильного выбора для ребенка программы обучения и вида специального (коррекционного) образовательного учреждения; организации коррекционной работы с ребенком в домашних условиях; выбора адекватной модели воспитания и обучения практическим навыкам воспитания родителей ребенка; формирования у ребенка адекватных отношений со всеми членами семьи и другими лицами (родственниками, учителями); изменения мнения родителей о "бесперспективности" развития их ребенка; установления адекватных взаимоотношений между всеми членами семьи и формирования на этой основе благоприятного психологического климата.
Одновременно специалист осуществляет поиск дополнительных мер, которые могут быть необходимы для решения основных проблем.
Специалист
дает подробные разъяснения по поводу
того, что необходимо делать и как
осуществлять работу с ребенком по
каждому из перечисленных выше направлений.
Психолог предупреждает родителей
о возможности существования
отсроченного решения проблем, т.е.
отдаленного результата предлагаемых
к реализации мер. Одновременно психолог
убеждает родителей в том, что, если
не следовать предложенному пути,
ситуация может еще более ухудшиться.
Кропотливый и тяжелый труд родителей
будет обязательно увенчан
Седьмой этап. Подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога. Завершая консультирование, педагог-психолог заново формулирует проблемы семьи, предлагает родителям свою интерпретацию существующих трудностей и указывает способы их разрешения. При этом учитывается, что для достижения понимания интерпретации семейных проблем, данной психологом, родителю необходимо время для обдумывания и формирования нового взгляда. У родителей может возникнуть неудовлетворенность от результатов консультирования, особенно если их позиция подвергалась сомнению. В таком случае семья (или один родитель с ребенком) приглашается на дополнительное консультирование.
Как видим, консультирование семей с детьми, имеющими нарушение слуха является хорошо разработанной формой взаимодействия семьи и специалистов-дефектологов. Данная форма работы призвана помочь родителям преодолевать многие внутриличностные конфликты и проблемы, настроить родительско-детские взаимоотношения, развивать коммуникативные формы поведения, формировать навыки правильного взаимодействия и общения с ребенком.
Заключение
В
настоящее время семье как
социальному институту
В
данной курсовой работе был проанализирован
отечественный и зарубежный опыт
работы с семьями, воспитывающими детей
с ограниченными возможностями
и в частности детей с
Исходя из этого, нами были разработаны следующие рекомендации для повышения эффективности психолого-педагогической работы с семьями, имеющими детей со специфическими потребностями:
Необходимо создание психолого-педагогической службы для сотрудников организации, занимающейся оказанием помощи детям-инвалидам и их семьям.
Необходимо создание организованной системы оказания социальной помощи всех видов этой категории населения (так как в настоящий момент помощь оказывается стихийно, в отдельных организациях).
Необходимо
расширение сети учреждений, занимающихся
оказанием психолого-
Следует создать систему учреждений по повышению квалификации кадров, расширить доступ к зарубежному опыту оказанию помощи, создать свои исследовательские группы по разработке и изучению методик работы и т.п. в этой области.
Необходимо улучшение материальной базы организации, занимающихся социальной и психолого-педагогической работой с этой категорией населения.
Необходимо
расширение информационной сферы, обеспечить
доступ к необходимой информации
специалистам и родителям, а также
всему обществу в целом (что будет
содействовать изменению
Следует популяризировать идею обязательного обучения жестовому языку среди родителей, имеющих неслышащих детей.
Следует также совершенствовать законодательную базу в области оказания помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям.
В заключении следует отметить, что только совместная работа социальных работников, педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.