Теоретические основы семейного консультирования родителей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

Психологическое консультирование – прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами. Разрабатываются эти теоретические основы и программы, с одной стороны, на основе анализа современного состояния психологического знания, достижений в областях эмпирических и теоретических исследований. С другой стороны, источником этих теоретических основ и программ является анализ практических наработок специалистов, систематически оказывающих психологическое воздействие в рамках самых различных форм оказания психологической помощи.

Работа содержит 1 файл

диплом главная копия.docx

— 58.60 Кб (Скачать)

       Глава 1. Теоретические  основы семейного  консультирования родителей  детей  старшего дошкольного  возраста с нарушениями  слуха.

       1.1 Теоретико-методологические  аспекты семейного  консультирования  как вида психологической   помощи. 

       Психологическое консультирование – прикладная отрасль  современной психологии. В системе  психологической науки ее задачей  является разработка теоретических  основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически  здоровым людям  в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами. Разрабатываются  эти теоретические основы и программы, с одной стороны, на основе анализа  современного состояния психологического знания, достижений в областях эмпирических и теоретических исследований. С другой стороны, источником этих теоретических основ и программ является анализ практических наработок специалистов, систематически оказывающих психологическое воздействие в рамках самых различных форм оказания психологической помощи. [ЕЛИЗАРОВ А.Н.]

       То, что является основой современного психологического консультирования, зародилось и развилось, прежде всего, в русле  психотерапии, основных психотерапевтических направлений, развивавшихся на Западе. В 1951 году, на одной из конференций  в США был введен термин «Консультативная психология», чтобы ограничить консультирование от клинической психологии. [ЕЛИЗАРОВ А.Н.]

       Консультирование  как основной вид психологической  практики преследует следующие цели:

       1. Оказание оперативной помощи  клиенту в решении возникших  у него проблем.

       2. Оказание клиенту помощи в  решении тех вопросов, с которыми  он вполне бы смог самостоятельно  справиться без вмешательства  со стороны, без непосредственного  и постоянного участия психолога  в его делах, т.е. там, где специальные профессиональные психологические знания, как правило, не нужны и необходим лишь общий, житейский, основанный на здравом смысле совет.

       3. Оказание временной помощи клиенту,  который на самом деле нуждается  в длительном, более или менее  постоянном психотерапевтическом  воздействии, но в силу тех  или иных причин не в состоянии  рассчитывать на него в данный  момент времени.

       4. Когда у клиента уже имеется  правильное понимание своей проблемы  и он, в принципе, готов сам  приступить к ее решению, но  кое в чем еще сомневается,  не вполне уверен в своей  правоте. 

       5. Оказание помощи клиенту в  том случае, когда никакой другой  возможности, кроме получения  консультации, у него нет. В  этом случае, проводя психологическое  консультирование, специалист-психолог  должен дать понять клиенту,  что он на самом деле нуждается  в получении более основательной,  достаточно длительной психокоррекционной или психотерапевтической помощи.

       6. Когда психологическое консультирование  применяется не вместо других  способов оказания психологической  помощи клиенту, а вместе с  ними, в дополнение к ним с  расчетом на то, что не только  психолог, но и сам клиент займется  решением возникшей проблемы.

       7. В тех случаях, когда готового  решения у психолога-консультанта  нет, поскольку ситуация выходит  за рамки его компетенции, он  должен оказать клиенту хотя  бы какую-то, пусть даже минимальную  и недостаточно эффективную, помощь.

       Во  всех этих и других подобных случаях  психологическое консультирование решает следующие основные задачи:

       1. Уточнение (прояснение) проблемы, с  которой столкнулся клиент.

       2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.)

       3. Изучение психологом-консультантом  личности клиента с целью выяснения  того, сможет ли клиент самостоятельно  справиться с возникшей у него  проблемой.

       4. Четкое формулирование советов  и рекомендаций клиенту по  поводу того, как наилучшим образом  решить его проблему.

       5. Оказание текущей помощи клиенту  в виде дополнительных практических  советов, предлагаемых в то  время, когда он уже приступил  к решению своей проблемы.

       6. Обучение клиента тому, как лучше  всего предупредить возникновение  в будущем аналогичных проблем (задача психопрофилактики).

       7. Передача психологом-консультантом  клиенту элементарных, жизненно  необходимых психологических знаний  и умений, освоение и правильное  употребление которых возможно  самим клиентом без специальной  психологической подготовки. (Психолого-просветительское  информирование клиента.)

       В деятельности психолога-консультанта, при оказании им психологической  помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых  является обязательной. Существование  различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных  странах и психологических сообществах  связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов  на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической  практике. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической  помощи было не просто более эффективным  и осмысленным занятием, но также  — социально приемлемым. К этическим принципам психологического консультирования относят:

       1.Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту — «целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно». Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.

       2.Ориентация психолога на нормы и ценности клиента — психолог ориентируется на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, что может позволить клиенту быть искренним и открытым. Отношения принятия ценностей клиента и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку клиенту, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.

       3.Запрет давать советы — психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того, дать совет — значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности. Помимо этого, давая совет, психолог может изменить профессиональную позицию, а принимая совет, клиент также может изменить свою позицию в сторону большей пассивности и поверхностного отношения к происходящему. Нередко при этом любые неудачи в реализации совета клиентом могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с ним событиях.

       4.Анонимность — никакая информация, сообщённая клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. Вместе с тем, существуют исключения (о которых психолог должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве страны, в соответствии с законами которой осуществляется профессиональная деятельность психолога.

       5.Разграничение личных и профессиональных отношений — это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно, что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи.

       Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и за помощью  они обращаются по различным поводам, психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости  от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых  они обращаются в психологическую  консультацию.

       Прежде  всего, выделим так называемое интимно-личностное психологическое консультирование, необходимость в котором возникает  довольно часто и у многих людей. К этому виду можно отнести  консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают  человека как личность, вызывают у  него сильные переживания, обычно тщательно  скрываемые от окружающих людей. Это, например, такие проблемы, как психологические  или поведенческие недостатки, от которых человек во что бы то ни стало хотел бы избавиться, проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, и многое другое. Сюда же может относиться глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например половых, отношений.

       Следующий по значимости и частоте встречаемости  в жизни вид психологического консультирования – семейное консультирование. К нему можно отнести консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем. К последним относится, например, решение вопросов распределения обязанностей между членами семьи, экономики семьи и ряда других.

       Третий  вид консультирования – психолого-педагогическое консультирование. К нему можно отнести  обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического  руководства, управления детскими и  взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования  программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

       Четвертый из числа наиболее распространенных видов психологического консультирования – деловое консультирование. Оно, в свою очередь, имеет столько  разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов  деятельности у людей. В целом  же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и  развития у человека способностей, организации его труда, повышения  работоспособности, ведения деловых  переговоров и т.п.

       Каждый  из перечисленных видов психологического консультирования в чем-то сходен с  другими, например в том, что одинаковые по своей психологической трактовке  проблемы могут возникать в разных видах деятельности и в различных  ситуациях. Но вместе с тем в каждом из названных видов психологического консультирования есть свои особенности. Обсудим их.

       Семейная  психотерапия как самостоятельное  направление психологической помощи возникло в 60-е годы XX века в США. У ее истоков стояли Муррэй Боуэн, Джей Хейли, Виржиния Сатир, Сальвадор Минухин, Карл Витакер и др.

       Семейное  консультирование в свою очередь  требует знания психологом-консультантом  сути семейных проблем, способов их разрешения, желательно – на собственном опыте  семейной жизни. Вряд ли семейным консультированием  могут успешно заниматься люди, которые  не имеют или не имели семьи. Как  вполне вероятное можно допустить  и обратное: хорошим психологом-консультантом  по семейным вопросам вряд ли сможет стать  человек, который сам неоднократно пытался создать или сохранить  семью, но ему это сделать не удалось. Его личный опыт если и может оказаться  в чем-то полезным другим людям, то скорее всего в отрицательном плане. Вместе с тем надо отметить, что в этом и в других подобных случаях собственный опыт необходим для того, чтобы стать хорошим психологом-консультантом. Человек, имеющий отрицательный жизненный опыт семейных взаимоотношений, хорошо мог бы рассказать другим о том, чего следует избегать в семейной жизни, но не о том, что нужно делать для того, чтобы сохранить семью и наладить внутрисемейные взаимоотношения. Однако из этого правила могут быть, наверное, исключения. В психологической практике известно немало случаев, когда психологами-консультантами по семейным вопросам – и неплохими – становились люди, сами неоднократно потерпевшие неудачи в семейной жизни.

Информация о работе Теоретические основы семейного консультирования родителей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха