Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 07:53, курсовая работа
Психологическое консультирование – прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами. Разрабатываются эти теоретические основы и программы, с одной стороны, на основе анализа современного состояния психологического знания, достижений в областях эмпирических и теоретических исследований. С другой стороны, источником этих теоретических основ и программ является анализ практических наработок специалистов, систематически оказывающих психологическое воздействие в рамках самых различных форм оказания психологической помощи.
Основное отличие семейной психотерапии в том, что она ориентирована на семью как группу взаимозависимых индивидов, где частная проблема одного из членов семьи рассматривается с точки зрения взаимодействия и взаимовлияния с остальными членами семьи (системный подход). Любые изменения в одном из членов семьи неизбежно вызывают реакцию во всех остальных, которые иногда поддерживают эти изменения, но чаще пытаются вернуть все в исходную позицию.
Семейное консультирование ставит своей целью совместное с консультантом изучение запроса (проблемы) члена (членов) семьи для изменения ролевого взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста. Принципиальное отличие С. к. от психотерапии заключается в отказе от концепции болезни, в акценте на анализе ситуации, аспектов ролевого взаимодействия в семье, в поиске личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждении способов разрешения ситуации — «веера решений». Многообразие приемов и методов С. к. обусловлено различными теоретическими концепциями, среди которых ведущими в настоящее время являются когнитивно-поведенческая психотерапия, в том числе рационально-эмоциональная психотерапия, системное и эмпирическое направления приводит основные принципы и правила С. к.
1. Установление контакта и
2. Сбор информации о проблеме
клиента с использованием
3. Обсуждение
4. Следующий шаг в процедуре
С. к. — уточнение проблемы
клиента с целью максимальной
ее субъективизации и
5. Проведение собственно
6. Этот шаг С. к. называется
«экологической проверкой». Консультант
предлагает членам семьи
7. Приближаясь к завершению С. к., консультант предпринимает усилия по «страхованию результата». Это связано с тем, что иногда клиенты нуждаются в действиях, помогающих им обрести уверенность при освоении новых шаблонов поведения. Они могут получить от консультанта какое-нибудь домашнее задание и приглашение прийти на повторную консультацию спустя какое-то время для обсуждения полученных результатов.
8. В ряде случаев необходимо
провести процедуру «
Методологические принципы основных психологических школ имеют существенные различия. Практика консультирования, в том числе и семейного, во многом определяется теоретическими ориентирами консультанта, прежде всего тем, как он понимает личность, детерминацию поведения, источники проблематизации, возможность изменений.
В настоящее время наиболее распространенными являются следующие модели консультирования семьи:
• психоаналитическая;
• бихевиористическая;
• системная.
Таким образом, семейное консультирование является одним из видов психологического консультирования. Оно включает в себя основные положения и принципы психологического консультирования, но отличается по своему предмету и объекту исследования.
1.2
Особенности детско-
Воспитательные стратегии могут строиться на различных подходах к развитию, воспитанию и обучению ребенка. Стратегия выбирается исходя из той цели, которую преследуют родители, воспитывая своего глухого ребенка.
Для
формирования гармоничной личности,
развития у ребенка адекватной самооценки,
необходимой при установлении правильных
взаимоотношений с окружающими
людьми, рядом с ребенком должен
находиться любящий и понимающий
его взрослый человек. Э. Эриксон
считает наличие в младенчестве
тесного и эмоционально насыщенного
контакта с матерью основой развития
у ребенка самостоятельности, уверенности
в себе, независимости и в то
же время теплого, доверительного отношения
к другим людям. В этот период ребенок
должен приобрести чувство доверия
к окружающему миру, что становится
основой формирования позитивного
самоощущения. В первой фазе развития
ребенка на передний план выступает
эмоциональная сфера во взаимоотношениях
родителей и ребенка. Для правильного
эмоционально-социального
Установлено,
что на ранней ступени развития ощущения,
воспринимаемые благодаря кожной чувствительности,
выполняют для младенца ту же функцию,
которая для слышащего ребенка
осуществляется звучанием голоса. Тесный
физический контакт между матерью
и ребенком в состоянии предупредить
опасность эмоционального и коммуникативного
обеднения и нарушения
В семьях, где у детей есть какие-то нарушения в психофизическом развитии, часто возникает специфическая ситуация, носящая характер личной трагедии родителей. Реакция родителей на рождение ребенка с особенностями психофизического развития в рамках научного исследования сравнивается с реакцией на смерть, так как в обоих случаях нет такого решения, которое исправило бы ситуацию, а единственно возможное решение состоит в принятии неотвратимого.
Рождение
ребенка с отклонением в
Как
видим, в группе родителей детей
с нарушениями слуха можно
выделить две категории: родители с
нормальным слухом и родители, также
страдающие нарушением слуховой функции.
Вторая группа родителей, согласно исследованиям,
не испытывает особых переживаний в
силу идентификации нарушений
Для родителей первой группы нарушение слуха у ребенка является фрустрирующим препятствием к установлению естественного социального контакта и межличностных связей. Это влечет за собой искажение внутрисемейных отношений и родительских (в первую очередь отцовских) позиций, провоцирует негативное отношение глухих детей к близким и оказывает деформирующее влияние на развитие личности глухих детей. Вообще, по оценкам специалистов, анализ жалоб родителей, включающих переживания по поводу основного дефекта ребенка, раскрывает характер и глубину травматизации их личности - и здесь психолого-педагогическая работа с семьёй важна как никогда. Именно поэтому психолого-педагогической консультирование и работа в данном направлении с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха является важнейшим и актуальным аспектом в современной сурдопедагогике.
Таким образом, семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности любого ребенка, в том числе и с нарушением слуха. Взаимоотношение ребенка, имеющего нарушение слуха, с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка. Долговременная деформация, искажение отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей становится фактором риска, способным привести к нарушениям в развитии его личности. Целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей и детей может стать важным средством воздействия на развитие личности детей, имеющих нарушения слуха.
Трудности, которые постоянно испытывает семья с проблемным ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка. Анализ литературы по вопросам семьи позволяет выделить основные функции, наиболее часто приписываемые обычной семье. Среди них:
рождение и воспитание детей;
осуществление связи между поколениями, сохранение и передача детям ценностей и традиций семьи;
удовлетворение потребности в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, тепле и любви;
создание условий для развития личности всех членов семьи;
удовлетворение
сексуально-эротических
удовлетворение
потребности в общении с
удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, в контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;
охрана здоровья членов семьи, организация отдыха, снятие стрессовых ситуаций.
Из бесед с родителями и из анализа литературы следует, что практически все функции, за небольшим исключением, не реализуются или не в полной мере реализуются в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии и конкретно с нарушением слуха. Анализ наблюдений за развитием межличностных отношений в подобных семьях свидетельствует о том, что такое положение, видимо, объясняется следующими причинами.
В
результате рождения ребенка с отклонениями
в развитии отношения внутри семьи,
а также контакты с окружающим
социумом искажаются. Причины нарушений
связаны с психологическими особенностями
больного ребенка, а также с колоссальной
эмоциональной нагрузкой, которую
несут члены его семьи в
связи с длительно действующим
стрессом. Многие родители в сложившейся
ситуации оказываются беспомощными.
Их положение можно