Теоретические основы семейного консультирования родителей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

Психологическое консультирование – прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами. Разрабатываются эти теоретические основы и программы, с одной стороны, на основе анализа современного состояния психологического знания, достижений в областях эмпирических и теоретических исследований. С другой стороны, источником этих теоретических основ и программ является анализ практических наработок специалистов, систематически оказывающих психологическое воздействие в рамках самых различных форм оказания психологической помощи.

Работа содержит 1 файл

диплом главная копия.docx

— 58.60 Кб (Скачать)

       Основное  отличие семейной психотерапии в  том, что она ориентирована на семью как группу взаимозависимых  индивидов, где частная проблема одного из членов семьи рассматривается  с точки зрения взаимодействия и  взаимовлияния с остальными членами  семьи (системный подход). Любые изменения в одном из членов семьи неизбежно вызывают реакцию во всех остальных, которые иногда поддерживают эти изменения, но чаще пытаются вернуть все в исходную позицию.

         Семейное консультирование ставит своей целью совместное с консультантом изучение запроса (проблемы) члена (членов) семьи для изменения ролевого взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста. Принципиальное отличие С. к. от психотерапии заключается в отказе от концепции болезни, в акценте на анализе ситуации, аспектов ролевого взаимодействия в семье, в поиске личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждении способов разрешения ситуации — «веера решений». Многообразие приемов и методов С. к. обусловлено различными теоретическими концепциями, среди которых ведущими в настоящее время являются когнитивно-поведенческая психотерапия, в том числе рационально-эмоциональная психотерапия, системное и эмпирическое направления приводит основные принципы и правила С. к.

               1. Установление контакта и присоединение  консультанта к клиентам. Достигается  с помощью соблюдения конструктивной  дистанции, помогающей оптимальному  общению, приемов мимезиса, синхронизации дыхания консультанта и «заявителя» проблемы, использования предикатов речи, отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто сообщает о семейной проблеме.

               2. Сбор информации о проблеме  клиента с использованием приемов  метамоделирования и терапевтических метафор. Субъективизации психотерапевтической цели способствуют такие вопросы: «Чего вы хотите?», «Какого результата вы хотите достигнуть?», «Пожалуйста, попробуйте сказать об этом без отрицательной частицы "не", терминами положительного результата».

               3. Обсуждение психотерапевтического  контракта. Эта часть С. к.  признается многими специалистами  как одна из самых важных. Обсуждается  распределение ответственности:  консультант обычно отвечает  за условия безопасности С. к. и технологии доступа к разрешению проблемы клиента, а последний — за собственную активность, искренность, желание изменить свое ролевое поведение и др. Затем участники С. к. договариваются о продолжительности работы (в среднем общее его время 3-6 часов) и длительности одного сеанса. Обсуждается периодичность встреч: обычно вначале 1 раз в неделю, далее 1 раз в 2-3 недели. Важной стороной в С. к. является обсуждение условий оплаты либо предоставление клиенту информации о том, сколько С. к. может стоить, если осуществляется в бюджетном муниципальном учреждении, так как это способствует усилению мотивации клиентов к терапевтическим изменениям. Необходимо также оговорить возможные санкции за нарушения сторонами условий контракта.

               4. Следующий шаг в процедуре  С. к. — уточнение проблемы  клиента с целью максимальной  ее субъективизации и определение  ресурсов семьи в целом и  каждого ее члена в отдельности.  Этому помогают вопросы типа: «Как раньше вы справлялись  с трудностями, что вам помогало?»,  «В каких ситуациях вы были  сильными, как вы использовали  свою силу?».

               5. Проведение собственно консультации. Необходимо укрепить веру клиентов  в успешность и безопасность  процедуры консультирования: «Ваше  желание осуществить изменения,  ваш прежний опыт, активность  и искренность в сочетании  с желанием консультанта сотрудничать  с вами, его профессиональные  качества и опыт будут надежной  гарантией успешности работы».  С участниками консультирования  обсуждают положительные и отрицательные  стороны сложившихся стереотипов  поведения. Осуществляется совместный поиск новых шаблонов поведения. Консультант предлагает следующие вопросы: «Чего вы еще не делали, чтобы решить проблему?», «Как вели себя значимые для вас люди, оказавшись в сходной ситуации? А вы так смогли бы поступить?», «Что вам поможет совершить такой же поступок?». Можно использовать приемы визуализации: клиенты, находясь в трансе (а этому способствует «точное следование по маршруту проблемы заявителя»), создают образ новой ситуации и фиксируют возникающие при этом кинестетические ощущения.

               6. Этот шаг С. к. называется  «экологической проверкой». Консультант  предлагает членам семьи представить  себя в сходной ситуации через  5-10 лет и исследовать свое состояние.

               7. Приближаясь к завершению С.  к., консультант предпринимает усилия по «страхованию результата». Это связано с тем, что иногда клиенты нуждаются в действиях, помогающих им обрести уверенность при освоении новых шаблонов поведения. Они могут получить от консультанта какое-нибудь домашнее задание и приглашение прийти на повторную консультацию спустя какое-то время для обсуждения полученных результатов.

               8. В ряде случаев необходимо  провести процедуру «отсоединения». Она может произойти автоматически  при сравнении клиентами заявленной  цели и обретенного результата, но иногда консультант вынужден  стимулировать отсоединение.

       Методологические  принципы основных психологических  школ имеют существенные различия. Практика консультирования, в том  числе и семейного, во многом определяется теоретическими ориентирами консультанта, прежде всего тем, как он понимает личность, детерминацию поведения, источники  проблематизации, возможность изменений.

       В настоящее время наиболее распространенными  являются следующие модели консультирования семьи:

       • психоаналитическая;

       • бихевиористическая;

       • системная.

       Таким образом, семейное консультирование является одним из видов психологического консультирования. Оно включает в  себя основные положения и принципы психологического  консультирования, но отличается по своему предмету и  объекту исследования.

       1.2 Особенности детско-родительских  отношений в семьях  воспитывающих детей  с нарушениями  слуха. 

       Воспитательные  стратегии могут строиться на различных подходах к развитию, воспитанию и обучению ребенка. Стратегия выбирается исходя из той цели, которую преследуют родители, воспитывая своего глухого  ребенка.

       Для формирования гармоничной личности, развития у ребенка адекватной самооценки, необходимой при установлении правильных взаимоотношений с окружающими  людьми, рядом с ребенком должен находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Э. Эриксон  считает наличие в младенчестве тесного и эмоционально насыщенного  контакта с матерью основой развития у ребенка самостоятельности, уверенности  в себе, независимости и в то же время теплого, доверительного отношения  к другим людям. В этот период ребенок  должен приобрести чувство доверия  к окружающему миру, что становится основой формирования позитивного  самоощущения. В первой фазе развития ребенка на передний план выступает  эмоциональная сфера во взаимоотношениях родителей и ребенка. Для правильного  эмоционально-социального развития ребенка родители должны уметь под  руководством психологов и педагогов  передавать ему необходимые аналоговые невербальные сигналы в адекватной форме. Для этого следует использовать все возможности, все, что может  служить заменой недостаточно воспринимаемых элементов выразительности речевого голоса, т.е. стать визуально-воспринимаемыми  аналоговыми его заменителями для  ребенка с нарушением слуха.

       Установлено, что на ранней ступени развития ощущения, воспринимаемые благодаря кожной чувствительности, выполняют для младенца ту же функцию, которая для слышащего ребенка  осуществляется звучанием голоса. Тесный физический контакт между матерью  и ребенком в состоянии предупредить опасность эмоционального и коммуникативного обеднения и нарушения отношений между ним и близкими [].

       В семьях, где у детей есть какие-то нарушения в психофизическом  развитии, часто возникает специфическая  ситуация, носящая характер личной трагедии родителей. Реакция родителей  на рождение ребенка с особенностями  психофизического развития в рамках научного исследования сравнивается с  реакцией на смерть, так как в  обоих случаях нет такого решения, которое исправило бы ситуацию, а  единственно возможное решение  состоит в принятии неотвратимого.

       Рождение  ребенка с отклонением в развитии оказывается испытанием для всех членов семьи. Поскольку родители связывают  с детьми свои надежды, в том числе  по реализации своих неисполненных  мечтаний, они тем самым как  бы поднимаются на более высокую  ступень личностного развития, принимая на себя обязанности воспитателей следующего поколения. Ребенок с отклонениями в развитии в силу своих особенностей лишает родителей многих возможностей. Создается психологической противоречие между созреванием новых отношений  в семье и возможностью их осуществления, которое усугубляется в случае единственно  возможного ребенка. В большей степени  это затрагивает слышащих родителей. Значимым аспектом является тот факт, что "все усилия профессиональных работников зачастую в первую очередь  сконцентрированы на ребенке и его  потребностях, а исключительные потребности  родителей либо отходят на второй план, либо вообще не учитываются" [].

       Как видим, в группе родителей детей  с нарушениями слуха можно  выделить две категории: родители с  нормальным слухом и родители, также  страдающие нарушением слуховой функции. Вторая группа родителей, согласно исследованиям, не испытывает особых переживаний в  силу идентификации нарушений ребенка  с их собственными.

       Для родителей первой группы нарушение  слуха у ребенка является фрустрирующим препятствием к установлению естественного социального контакта и межличностных связей. Это влечет за собой искажение внутрисемейных отношений и родительских (в первую очередь отцовских) позиций, провоцирует негативное отношение глухих детей к близким и оказывает деформирующее влияние на развитие личности глухих детей. Вообще, по оценкам специалистов, анализ жалоб родителей, включающих переживания по поводу основного дефекта ребенка, раскрывает характер и глубину травматизации их личности - и здесь психолого-педагогическая работа с семьёй важна как никогда. Именно поэтому психолого-педагогической консультирование и работа в данном направлении с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха является важнейшим и актуальным аспектом в современной сурдопедагогике.

       Таким образом, семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших  мест в процессе формирования и развития личности любого ребенка, в том числе и с нарушением слуха. Взаимоотношение ребенка, имеющего нарушение слуха, с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка. Долговременная деформация, искажение отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей становится фактором риска, способным привести к нарушениям в развитии его личности. Целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей и детей может стать важным средством воздействия на развитие личности детей, имеющих нарушения слуха.

       Трудности, которые постоянно испытывает семья  с проблемным ребенком, значительно  отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально  развивающегося ребенка. Анализ литературы по вопросам семьи позволяет выделить основные функции, наиболее часто приписываемые  обычной семье. Среди них:

       рождение  и воспитание детей;

       осуществление связи между поколениями, сохранение и передача детям ценностей и  традиций семьи;

       удовлетворение  потребности в психологическом  комфорте и эмоциональной поддержке, тепле и любви;

       создание  условий для развития личности всех членов семьи;

       удовлетворение  сексуально-эротических потребностей;

       удовлетворение  потребности в общении с близкими людьми;

       удовлетворение  индивидуальной потребности в отцовстве  или материнстве, в контактах  с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

       охрана  здоровья членов семьи, организация  отдыха, снятие стрессовых ситуаций.

       Из  бесед с родителями и из анализа  литературы следует, что практически  все функции, за небольшим исключением, не реализуются или не в полной мере реализуются в семьях, воспитывающих  детей с отклонениями в развитии и конкретно с нарушением слуха. Анализ наблюдений за развитием межличностных  отношений в подобных семьях свидетельствует  о том, что такое положение, видимо, объясняется следующими причинами.

       В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом искажаются. Причины нарушений  связаны с психологическими особенностями  больного ребенка, а также с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую  несут члены его семьи в  связи с длительно действующим  стрессом. Многие родители в сложившейся  ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и  внешний (социальный) тупик.

Информация о работе Теоретические основы семейного консультирования родителей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха