Теоретические основы работы с агрессивными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:39, практическая работа

Описание работы

Что такое агрессивность? Причины появления агрессии. Портрет агрессивного ребёнка. Как выявить агрессивного ребёнка. Как помочь агрессивному ребёнку.

Работа содержит 1 файл

коррекция агрессивности.docx

— 41.32 Кб (Скачать)

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ.

Что такое АГРЕССИВНОСТЬ?

"Агрессия" - от латинского "agressio" означает "нападение", "приступ". 
         Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ  АГРЕССИИ

  1. Соматические заболевания или заболевания головного мозга.
  2. Огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм.
  3. Большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно при меняют родители в ответ на проявление гнева у своего чад. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаков часто встречаются и у слишком мягких родителей, и чрезмерно строгих.
  4. Родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия - агрессию.
  5. Если же родители вовсе не обращают внимания н агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.
  6. Только родители, которые умеют находить разумны компромисс, "золотую середину", могут научить своих детей справляться с агрессией.
  7. Привлечение к себе внимания сверстников (вырывает книгу, разбрасывает вещи, начинает громко лаять и т.д.)
  8. Ущемление достоинств другого с целью подчёркивания своего превосходства
  9. Защита и месть (в ответ на агрессию)
  10. Стремление быть главным
  11. Стремление получить желанный предмет

ПОРТРЕТ АГРЕССИВНОГО РЕБЁНКА

  1. Нападает на остальных детей.
  2. Обзывает их
  3. Отбирает и ломает игрушки и вещи
  4. Намеренно ищет грубые выражения, одним словом, становится для всего детского коллектива, источником огорчений.
  5. Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
  6. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.
  7. Как стать любимым и нужным? - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Вот как описывает Н.Л.Кряжева поведение этих детей: "Агрессивный ребенок, используя любую возможность, …стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он не останавливается до тех пор, пока взрослые не взорвутся, не вступят в драку" Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со сторон взрослых - наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое место под солнцем. Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире как защитить себя.
  8. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены
  9. Любят перекладывать вину за затеянную ими ссор на других.
  10. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.
  11. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона
  12. Количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же они не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.
  13. Дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.

КАК ВЫЯВИТЬ АГРЕССИВНОГО РЕБЁНКА         

Агрессивные дети нуждаются в понимании  и поддержке взрослых, поэтому  главная наша задача заключается  не в том, чтобы поставить "точный" диагноз и тем более "приклеить  ярлык", а в оказании посильной  и своевременной помощи ребенку. Как правило, для воспитателей и  учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень  агрессивности. Но в спорных случаях  можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.

КРИТЕРИИ АГРЕССИВНОСТИ

 

(Схема  наблюдения за ребёнком)

Ребенок:

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто специально раздражает Людей.
  5. Часто винит других в своих ошибках.
  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  7. 7. Часто завистлив, мстителен.
  8. 8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

 

         Предположить, что ребенок агрессивен можно  лишь в том случае, если в течение  не менее чем 6 месяцев в его  поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков. 
         Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача. 
         Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребенка в классе можно использовать специальную анкету.

(Анкета имеется  в разделе "Диагностика")

ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ.

  • Снятие аффекта "неадекватности", формирование самосознания адекватной самооценки детей;
  • Развитие навыков общения, игровых умений и навыков, регуляция социальных отношений детей;
  • Формирование у детей моральных представлений;
  • Тренаж психомоторных функций;
  • Снятие чрезмерного напряжения и тревожности детей;
  • Профилактика нежелательных негативных тенденций в поведении детей;
  • Развитие и обогащение навыков адекватного, конструктивного поведения.
  • Обучение ауторелаксации.

КАК ПОМОЧЬ АГРЕССИВНОМУ РЕБЁНКУ.

Работа  по коррекции агрессивности должна проводиться в 4-х направлениях:

1 направление.        Обучение агрессивных детей способам выражения гнева 
в приемлемой форме.

 
         Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его, уже не на того, кто вызвал это чувство, а на подвернувшегося под руку или на того, кто слабее и не сможет дать отпор. 
         Человек, который постоянно подавляет свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. 
           Поведение агрессивных детей является деструктивным, поэтому проблема обучения приемлемым способам выражения гнева - одна из самых острых и важных, стоящих перед педагогом-психологом. Существует четыре способа поведения в ситуации, когда человек испытывает гнев:

1) Прямое (вербальное - невербальное) заявление о своих чувствах, при  этом дается выход отрицательным  эмоциям.

2) Косвенное выражение:  гнев вымещается на человеке  или предмете, который представляется  разгневанному ребёнку неопасным.  Не отреагировав сразу, ребёнок  рано или поздно чувствует  необходимость выплеснуть гнев.

3) Сдерживание гнева. В  этом случае постепенно накапливающиеся  отрицательные чувства будут  способствовать возникновению стресса.  Если человек постоянно подавляет  свой гнев, он подвержен риску  психосоматических расстройств. по наблюдению учёных, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний, как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония.

4) Предотвращение негативных  эмоций. Человек пытается выяснить  причину гнева и устранить  её в кратчайший срок. Но такой  способ выражения гнева детям  с ЗПР не свойственен, так  как самостоятельно анализировать  ситуацию они ещё не в состоянии.  При обучении агрессивных детей  конструктивным способам выражения  гнева можно учить детей: прямо  заявлять о своих чувствах, выражать  гнев в косвенной форме с помощью игровых приемов, переносить гнев в косвенногй форме с помощью игровых приёмов, преносить гнев на неопасные объекты.

Для работы с агрессивными в арсенале педагога-психолога должны быть разнообразные методы работы:

  1. НАРИСОВАТЬ ОБИДЧИКА. Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его.
  2. Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет - сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

 

  1. УВЕСТИ РЕБЁНКА в другое место от обидчика и дать позаниматься тем, что ему нравится.

 

  1. КОМКАТЬ И РВАТЬ БУМАГУ

 

  1. БИТЬ ПОДУШКУ ИЛИ БОКСЁРСКУЮ ГРУШУ

 

  1. ПОТОПАТЬ НОГАМИ

 

  1. НАПИСАТЬ НА БУМАГЕ ВСЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ ХОЧЕТСЯ СКАЗАТЬ, СКОМКАТЬ И ВЫБРОСИТЬ

 

  1. ВТИРАТЬ ПЛАСТИЛИН В БУМАГУ ИЛИ КАРТОНКУ

 

  1. ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВОДЯНОЙ ПИСТОЛЕТ

 

  1. БАТУТ, НАДУВНЫЕ ДУБИНКИ

 

  1. ГРОМКО КРИЧАТЬ, ИСПОЛЬЗУЯ "СТАКАНЧИК ДЛЯ КРИКА, СДЕЛАННЫЙ ИЗ ВАТМАНА"

 

  1. ПИНАТЬ ПОДУШКУ НОГОЙ ИЛИ КОНСЕРВНУЮ БАНКУ (из-под "пепси", "спрайта")

 

  1. "ЛИСТОК ГНЕВА", с рисунком смешного нелепого животного, который можно смять и выбросить

 

  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИГР И ИГРУШЕК:

Огромный надувной молоток - постучать им со всей силой

Лёгкие мячи, которые можно  швырять в мишень

Мягкие подушки, которые  можно колотить

Газеты, которые можно  комкать и швырять

Погреметь погремушками

Поиграть в игры: "ОБЗЫВАЛКИ", "МЕШОЧЕК ДЛЯ КРИКОВ", "ВОЛШЕБНАЯ  ТРУБА", "СТАКАНЧИК ДЛЯ КРИКОВ", "СПОРТИВНЫЕ СОСТЯЗАНИЯ".

Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для  этого можно использовать бутылочки  из-под шампуня, наполненные водой).

Информация о работе Теоретические основы работы с агрессивными детьми