Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:39, практическая работа
Что такое агрессивность? Причины появления агрессии. Портрет агрессивного ребёнка. Как выявить агрессивного ребёнка. Как помочь агрессивному ребёнку.
2 направление. Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций
Агрессивный ребенок не признается,
что он агрессивен. Более того, в
глубине души он уверен в обратном:
это все вокруг агрессивны. Такие дети
не всегда могут адекватно оценить свое
состояние, а тем более состояние окружающих.
1. Для тренировки навыка распознавания
эмоциональных состояний можно пользоваться
разрезными шаблонами, этюдами М. И. Чистяковой
(1990) (Материалы имеются на сайте в разделе
"Статьи, выступления"), упражнениями
и играми, разработанными Н.Л.Кряжевой
(1997) (Материалы имеются на сайте в разделе
"Игры и упражнения"), а также большими
таблицами и плакаты с изображением различных
эмоциональных состояний и презентации
"Эмоции" (см. в разделе "Презентации")
В классе, где находится такой плакат, дети обязательно перед началом занятий подойдут к нему и укажут свое состояние, даже если педагог не просит их об этом, так как каждому из них приятно обратить внимание взрослого на себя.
2. Можно научить детей
проводить обратную процедуру:
самим придумывать названия
3. Еще один способ научить
ребенка распознавать свое
Детей можно попросить сделать рисунки
на темы: "Koгдa я сержусь", "Koгдa
я радуюсь", "Koгдa я счастлив" и
т.д. С этой целью разместите на мольберте
(или просто на большом листе на стене)
заранее нарисованные фигурки людей, изображенных
в различных ситуациях, но без прорисованных
лиц. Тогда ребенок сможет при желании
подойти и завершить рисунок.
4. Необходимо научить
ребенка понимать себя, и прежде
всего -ощущения своего тела. Сначала
можно потренироваться перед зеркалом:
пусть ребенок скажет, какое настроение
у него в данный момент и что он чувствует.
Дети очень чутко воспринимают сигналы
своего тела и с легкостью описывают их.
Например, если ребенок злится, он чаще
всего определяет свое состояние так:
"Cepдцe колотится, в горле кричать хочется,
в пальцах на руках как будто иголки колют,
щекам горячо, ладошки чешутся и т. д.
Мы можем научить детей точно оценивать
эмоциональное состояние, и значит, вовремя
реагировать на сигналы, которые подает
нам тело.
Обучение ребенка распознаванию своего
эмоционального состояния и управлению
им будет успешным лишь в том случае, если
она будет проводиться систематически,
изо дня в день, в течение довольно длительного
времени.
Педагог может использовать и другие формы и методы:
Игра "КАМУШЕК В БОТИНКЕ"
В эту игру полезно играть, когда кто-то
из детей обижен, сердит, расстроен, когда
внутренние переживания мешают ребенку
заниматься делом, когда назревает конфликт
в группе. Каждый участник имеет возможность
в процессе игры вербализовать, то есть
выразить словами, свое состояние, и сообщить
о нем окружающим. Это способствует снижению
его эмоционального напряжения. Если зачинщиков
назревающего конфликта несколько, они
смогут услышать о чувствах и переживаниях
друг друга, что, возможно, позволит сгладить
ситуацию.
Игра проходит в два этапа.
1 этап (подготовительный).
2 этап. Воспитатель говорит детям:
"Koгдa мы сердимся, чем-то озабочены,
взволнованы, нами это воспринимается
как маленький камушек в ботинке. Если
мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим
его оттуда, то нога останется невредимой.
А если оставим камушек на месте, то у нас,
скорей всего, возникнут проблемы, и немалые.
Поэтому всем людям - и взрослым, и детям
- полезно говорить о своих проблемах сразу,
как только они их заметят.
Давайте договоримся: если кто-то из вас
скажет: "У меня камушек в ботинке",
мы все сразу поймем, что вам что-то мешает,
и сможем поговорить об этом.
Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас
какого-то неудовольствия, чего-то такого,
что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите
нам, например: "У меня камушек в ботинке.
Мне не нравится, что Олег ломает мои постройки
из кубиков". Расскажите, что вам еще
не нравится. Если же вам ничего не мешает,
вы можете сказать: "У меня нет камушков
ботинке".
Дети по кругу рассказывают, что же мешает
им в данный момент, описывают свои ощущения.
Отдельные "камушки", о которых дети
будут говорить, полезно обсудить в кругу.
В этом случае каждый участник игры предлагает
сверстнику, попавшему в затруднительную
ситуацию, способ, при помощи которого
можно избавиться от "камушка".
Поиграв несколько раз в эту игру, дети
в дальнейшем испытывают потребность
рассказывать о своих проблемах. Кроме
того, игра помогает педагогу беспрепятственно
проводить учебный процесс. Ведь если
детей что-то волнует, это "что-то"
не даст им спокойно сидеть на занятиях
и воспринимать информацию. Если же дети
получат возможность выговориться, "выпустить
пар", то можно спокойно приступать
к занятиям. (Игры к занятиям
с учащимися можно найти в разделе "Игры
и упражнения" на сайте)
3 направление. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
Агрессивные дети, как правило,
имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия
- это способность чувствовать Состояние
другого человека, умение вставать на
его позицию.
Одной из форм такой
работы может стать ролевая игра, в
процессе которой ребенок получает возможность
поставить себя на место других, оценить
свое поведение со стороны. Например, если
в группе произошла ссора или драка, можно
в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив
в гости Котенка и Тигренка или любых известных
детям литературных героев. На глазах
у ребят гости разыгрывают ссору, похожую
на ту, которая произошла в группе, а затем
просят детей помирить их. Дети предлагают
различные способы выхода из конфликта.
Можно разделить ребят на две группы, одна
из которых говорит от имени Тигренка,
другая - от имени Котенка. Можно дать детям
возможность самим выбрать, на чью позицию
им хотелось бы встать и чьи интересы защищать.
Кроме того, можно предложить детям организовать
театр, попросив их разыграть определенные
ситуации, например:
"Как Мальвина поссорилась
с Буратино". Однако прежде чем показать
какую-либо сценку, дети должны обсудить,
почему герои сказки повели себя тем или
иным образом. Необходимо, чтобы они попытались
поставить себя на место сказочных персонажей
и ответить на вопросы: "Что чув-ствовал
Буратино, когда Мальвина посадила его
в чулан?", "Что чувствовала Мальвина,
когда ей пришлось наказать Буратино?"
и др.
Взрослым, работающим с агрессивным
ребенком, тоже не помешает избавиться
от привычки обвинять его во всех смертных
грехах. Например, если ребенок швыряет
в гневе игрушки, В таком случае гораздо
полезно сказать ребенку о своих чувствах,
используя при этом местоимение "Я",
а не "TЫ". Например, вместо "Tы почему
не убрал игрушки?", можно сказать: "Я
расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны".
Таким образом, вы ни в чем не обвиняете
ребенка, не угрожаете ему, даже не даете
оценки его поведению. Вы говорите о себе,
о своих ощущениях. Как правило, такая
реакция взрослого сначала шокирует ребенка,
ожидающего града упреков в свой адрес,
а затем вызывает у него чувство доверия.
Появляется возможность для конструктивного
диалога.
4 направление. Отработка навыков общения.
Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача педагога-психолога - научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно на занятии обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Такие беседы помогут ребёнку расширить свой поведенческий репертуар - набор способов реагирования на определённые события.
Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Можно разыграть с детьми любую жизненную ситуацию. По окончании игры дети обсуждают , насколько эффективными были те или иные способы выхода героев из конфликтных ситуаций.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ
КАК ИГРАТЬ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ.
1 ЭТАП - подбирать такие игры и упражнения,
с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть
свой гнев.
На первых порах ребенок может стать более
агрессивным (и пре родителей надо предупреждать
об этом), но через 4-8 занятий, по-настоящему
отреагировав свой гнев, "маленький
агрессор" начинает вести себя более
спокойно. Если педагогу трудно справиться
с гневом ребенка, стоит обратиться к специалисту
и вести работу параллельно с психологом.
Перечисленные ниже игры способствуют
снижению вербальной и невербальной агрессии
и являются одним из возможных способов
легального выплескивания гнева: "Обзывалки",
"Двa барана", "Толкалки", "Жужа",
"Рубка дров", "Дa и HeT", "Тух-тиби-дух",
"Ворвись в круг". (Игры вразделе "Игры
и упражнения")
2 ЭТАП - включение агрессивных
детей в игры с неагрессивными детьми.
Педагог должен находиться рядом и в случае
необходимости помочь разрешить конфликтную
ситуацию.
3 ЭТАП - Совместное принятие
решения о том, как лучше выйти из создавшегося
положения. ИГРЫ "ГОЛОВОМЯЧ", "Камешек
в ботинке", "Давайте поздороваемся",
"Король", "Ласковые лапки".
ОПИСАНИЕ ИГР МОЖНО БУДЕТ НАЙТИ В РАЗДЕЛЕ "ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ"
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
ФУНКЦИИ |
ИГРА (НАЗВАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ) |
Снятие вербальной и невербальной агрессии, выплескивание гнева |
"Обзывалки" (групповая); можно
использовать названия а фруктов, грибов,
ме6ели. В заключение игры надо сказать
друг другу что-нибудь и приятное. |
Сплочение, сочувствие, поддержка, сопереживание |
"Доброе животное" (групповая) |
Снятие негативных эмоций |
"Тух - тиби - дух!" (групповая) |
Обучение эффективным способам общения |
"Попроси игрушку" (групповая)
(Уговори человека дать тебе предмет) -
вербальный и невербальный варианты. |
Формирование чувства доверия |
"Прогулка с компасом"
(групповая) Игра парами: один
впереди - с закрытыми глазами
- это компас, сзади - турист. |
Установление доверительных отношений |
"Я вижу!" (индивидуальная,
групповая) |
Снятие мышечного напряжения |
"Ласковые лапки" (индивид.,
групповая) |
Сочувствие, coпереживаниеосознание своих чувств |
"Хорошо - плохо!" (индивид.,
групповая) |
Сплочённость группы |
"Клеевой дождик" (групповая) |
Tpeнинговыe занятия по темам: |
"Страдание" (К. В. Гильмеев И. З. "Я +Ты") |
Сказкотерапия по темам: |
"Волк и семеро козлят |
Музыкотерапия |
"Индивидуальная |
АРТ-терапия по темам |
" Прогноз погоды (выразить
своё настроение с помощью
рисунка и показать другим "Солнечно",
"Штром" и т.д.) (индивидуальная, групповая) |
Видеотренинги |
"Ёжик должен быть
колючим |
Информация о работе Теоретические основы работы с агрессивными детьми