Теоретические основы работы с агрессивными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:39, практическая работа

Описание работы

Что такое агрессивность? Причины появления агрессии. Портрет агрессивного ребёнка. Как выявить агрессивного ребёнка. Как помочь агрессивному ребёнку.

Работа содержит 1 файл

коррекция агрессивности.docx

— 41.32 Кб (Скачать)

2 направление.        Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций

Агрессивный ребенок не признается, что он агрессивен. Более того, в  глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. Такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.  
 
1. Для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний можно пользоваться разрезными шаблонами, этюдами М. И. Чистяковой (1990) (Материалы имеются на сайте в разделе "Статьи, выступления"), упражнениями и играми, разработанными Н.Л.Кряжевой (1997) (Материалы имеются на сайте в разделе "Игры и упражнения"), а также большими таблицами и плакаты с изображением различных эмоциональных состояний и презентации "Эмоции" (см. в разделе "Презентации")

В классе, где находится  такой плакат, дети обязательно перед  началом занятий подойдут к нему и укажут свое состояние, даже если педагог не просит их об этом, так  как каждому из них приятно  обратить внимание взрослого на себя.

2. Можно научить детей  проводить обратную процедуру:  самим придумывать названия эмоциональных  состояний, изображенных на плакате.  Дети должны указать, в каком  настроении находятся забавные  человечки.

3. Еще один способ научить  ребенка распознавать свое эмоциональное  состояние и развить потребность  говорить о нем - рисование.  
Детей можно попросить сделать рисунки на темы: "Koгдa я сержусь", "Koгдa я радуюсь", "Koгдa я счастлив" и т.д. С этой целью разместите на мольберте (или просто на большом листе на стене) заранее нарисованные фигурки людей, изображенных в различных ситуациях, но без прорисованных лиц. Тогда ребенок сможет при желании подойти и завершить рисунок.

4. Необходимо научить  ребенка понимать себя, и прежде  всего -ощущения своего тела. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их. Например, если ребенок злится, он чаще всего определяет свое состояние так: "Cepдцe колотится, в горле кричать хочется, в пальцах на руках как будто иголки колют, щекам горячо, ладошки чешутся и т. д. 
 
      Мы можем научить детей точно оценивать эмоциональное состояние, и значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело.  
Обучение ребенка распознаванию своего эмоционального состояния и управлению им будет успешным лишь в том случае, если она будет проводиться систематически, изо дня в день, в течение довольно длительного времени.

Педагог может использовать и другие формы  и методы: 

  • проводить беседы с ребенком
  • рисовать
  • играть

Игра "КАМУШЕК  В БОТИНКЕ"

 
   В    эту игру полезно играть, когда кто-то из детей обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт в группе. Каждый участник имеет возможность в процессе игры вербализовать, то есть выразить словами, свое состояние, и сообщить о нем окружающим. Это способствует снижению его эмоционального напряжения. Если зачинщиков назревающего конфликта несколько, они смогут услышать о чувствах и переживаниях друг друга, что, возможно, позволит сгладить ситуацию.

Игра проходит в два этапа.

1 этап       (подготовительный). Дети сидят в кругу на ковре. Ведущий спрашивает: "Ребята, случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек?" Обычно дети очень активно отвечают на вопрос, так как практически каждый ребенок имеет подобный жизненный опыт. По кругу все делятся своими впечатлениями о том, как это происходило. Как правило, ответы сводятся к следующему: "Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок и вытряхивать камушек. Он почти всегда крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями".       Далее воспитатель спрашивает детей: "Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а, придя, домой, просто снимали ботинки?" Дети отвечают, что и такое уже бывало у многих. Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем, более сильная, чем накануне, обида, злость, - вот такие чувства испытывают обычно дети. Так маленькая проблема становится большой неприятностью.

2 этап.       Воспитатель говорит детям: "Koгдa мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорей всего, возникнут проблемы, и немалые. Поэтому всем людям - и взрослым, и детям - полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. 
      Давайте договоримся: если кто-то из вас скажет: "У меня камушек в ботинке", мы все сразу поймем, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом. 
      Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого-то неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам, например: "У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег ломает мои постройки из кубиков". Расскажите, что вам еще не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: "У меня нет камушков ботинке". 
      Дети по кругу рассказывают, что же мешает им в данный момент, описывают свои ощущения. Отдельные "камушки", о которых дети будут говорить, полезно обсудить в кругу. В этом случае каждый участник игры предлагает сверстнику, попавшему в затруднительную ситуацию, способ, при помощи которого можно избавиться от "камушка". 
      Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем испытывают потребность рассказывать о своих проблемах. Кроме того, игра помогает педагогу беспрепятственно проводить учебный процесс. Ведь если детей что-то волнует, это "что-то" не даст им спокойно сидеть на занятиях и воспринимать информацию. Если же дети получат возможность выговориться, "выпустить пар", то можно спокойно приступать к занятиям. (Игры к занятиям с учащимися можно найти в разделе "Игры и упражнения" на сайте)

3 направление.        Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию. 

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия - это способность чувствовать Состояние другого человека, умение вставать на его позицию.  
      Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости Котенка и Тигренка или любых известных детям литературных героев. На глазах у ребят гости разыгрывают ссору, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Тигренка, другая - от имени Котенка. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. 
      Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть определенные ситуации, например: 
      "Как Мальвина поссорилась с Буратино". Однако прежде чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: "Что чув-ствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?", "Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?" и др. 
      Взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, В таком случае гораздо полезно сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение "Я", а не "TЫ". Например, вместо "Tы почему не убрал игрушки?", можно сказать: "Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны". 
      Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия. Появляется возможность для конструктивного диалога. 

4 направление.   Отработка навыков общения.

Дети иногда проявляют  агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения  чувств. Задача педагога-психолога - научить  детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью  можно на занятии обсудить с детьми наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Такие беседы помогут ребёнку расширить свой поведенческий репертуар - набор способов реагирования на определённые события.

Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать  ролевая игра. Можно разыграть  с детьми любую жизненную ситуацию. По окончании игры дети обсуждают , насколько эффективными были те или иные способы выхода героев из конфликтных ситуаций.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С  АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  3. Быть последовательным в наказаниях ребенка. Наказывать за конкретные поступки.
  4. Наказания не должны унижать ребенка.
  5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
  7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  8. Развивать способность к эмпатии.
  9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.
  10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
  11. Учить брать ответственность на себя.

 

                                                                              Все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей  может привести к ухудшению поведения  ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с  окружающими - вот что поможет  родителям наладить взаимоотношения  с сыном или дочерью.

КАК ИГРАТЬ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ.

1 ЭТАП - подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. 
На первых порах ребенок может стать более агрессивным (и пре родителей надо предупреждать об этом), но через 4-8 занятий, по-настоящему отреагировав свой гнев, "маленький агрессор" начинает вести себя более спокойно. Если педагогу трудно справиться с гневом ребенка, стоит обратиться к специалисту и вести работу параллельно с психологом. 
Перечисленные ниже игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева: "Обзывалки", "Двa барана", "Толкалки", "Жужа", "Рубка дров", "Дa и HeT", "Тух-тиби-дух", "Ворвись в круг". (Игры вразделе "Игры и упражнения") 
2 ЭТАП - включение агрессивных детей в игры с неагрессивными детьми. Педагог должен находиться рядом и в случае необходимости помочь разрешить конфликтную ситуацию. 
3 ЭТАП - Совместное принятие решения о том, как лучше выйти из создавшегося положения. ИГРЫ "ГОЛОВОМЯЧ", "Камешек в ботинке", "Давайте поздороваемся", "Король", "Ласковые лапки".

ОПИСАНИЕ ИГР  МОЖНО БУДЕТ НАЙТИ В РАЗДЕЛЕ "ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ"

ПРАКТИЧЕСКИЙ  МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

ФУНКЦИИ

ИГРА  (НАЗВАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ)

Снятие вербальной и невербальной агрессии, выплескивание гнева

"Обзывалки" (групповая);   можно использовать названия а фруктов, грибов, ме6ели. В заключение игры надо сказать друг другу что-нибудь и приятное. 
   "Спустить пар" (индивид., групповая) Каждый говорит окружающим всё, что ему не нравится. Никто не перебивает 
   "Два барана" (Групповая): 
     Рано-рано два барана      Повстречались на мосту... 
   "Слушай звуки" (Групповая, индивид.,) 
   "Угадай, что изменилось" (Групповая, индивид.,) 
   Настольные игры: Конструктор, Мозаика,(Групповая, индивид.,) 
   "Толкалки" (Групповая) 
   "Довольный - сердитый" (Групповая, индивид.,) 
   "Безмолвный крик" 
   "Хвасталки" 
   "Путешествие"

Сплочение, сочувствие, поддержка, сопереживание

"Доброе животное" (групповая)  
   В кругу держатся за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Как оно дышит. 
   Вдох - шаг вперед, Bыдоx - шаг назад.  
   Вдох - два шага вперёд, выдох - два шага назад.  
   Сердце бьётся - стук! Шaг вперед.... 
   "Распускающийся бутон"

Снятие негативных эмоций

"Тух - тиби - дух!" (групповая)  
(Игра в молчанку. Все ходят по комнате в время от времени произносят секретное слово. Говорить его надо прямо глядя в глаза человеку, сердито.). 
   "Кукла Бобо" (индивидуальная) Сшита своими (из подушки и пуговиц) руками.  
   Такую куклу можно сделать из материала. Её спокойно можно пинать, бить и т. д. 
   "Датский бокс" 
   "А кроме того…"

Обучение эффективным  способам общения

"Попроси игрушку" (групповая) (Уговори человека дать тебе предмет) - вербальный и невербальный варианты. 
   "Связующая нить" (групповая) (с клубком ниток) 
   "Любящий взгляд" - (групповая) невербальный вариант 
   "Взаимоотношения" (индивид.,групповая) построена на обсуждении стихотворения Л. Кузьмина "Дом с колокольчиком" 
   "Король сказал" (групповая, индивид.) 
   "Ученик дня" (групповая) 
   "Ковер мира" (групповая) 
   "Сладкая проблема" (групповая) 
   "Небеса и ад" (групповая)

Формирование чувства  доверия

"Прогулка с компасом" (групповая) Игра парами: один  впереди - с закрытыми глазами  - это компас, сзади - турист. 
   "Двое с одним мелком"

Установление доверительных  отношений

"Я вижу!" (индивидуальная, групповая) 
   "Новоселье" (индивид, групповая) Детям предлагается нарисовать свои портреты и поселить их в домик, рисунок которого висит на доске. Затем домик раскрашивают красками. 
   "Строители". (индивид, групповая) Нарисовать или построить дом и рассказать о нём другим детям. 
   "Общий ритм" (групповая): Ведущий задаёт ритм и идёт с ним в гости к одному игроку, затем они вместе идут к третьему и т.д. 
   "Связующая нить (групповая): Передают друг другу клубок ниток, все держатся за неё. Говорят о том, что чувствуют или пожелания другим.

Снятие мышечного напряжения

"Ласковые лапки" (индивид., групповая)  
   "Прогноз погоды" (индивидуальная) Ребенок рисует на бумаге все свои состояния, затем показывает окружающим. 
   "Кулачок" (индивид.) Дайте ре6ёнку какую-нибудь мелкую игрушку и попросите сжать кулачок крепко крепко. Пусть он подержат кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка. 
   "Игра в классы (индивид, групповая) 
   "Лепим сказку". Работа с пластилином даёт возможность "сместить энергию кулака" (индивид, групповая) Очень подходит сказка "Три медведя" 
   "Брыкание" (индивид.) Ре6ёнок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно начинает брыкаться. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой, ре6ёнок говорит "Нет"; "Да и нет" (все участники делятся на две группы и спорят: ДА! и НЕТ! Сначала тихо затем всё громче и громче! 
   "Звучащая сила" (групповая) 
   "Растянись!" " ( групповая) 
   "Гений и придурок" "(индивид., групповая) 
   "Кто я?" "(индивид.,) 
   "Спасибо моему телу"

Сочувствие, coпереживаниеосознание своих чувств

"Хорошо - плохо!" (индивид., групповая) 
   "Ворвись в круг" (групповая) 
   "Агрессивное поведение"(индивид., групповая) 
(изобразить на бумаге то, что их больше всего раздражает) 
   "Двое с одним мелком" (групповая) Под музыку ри-суют 1 картинку.    "Граффити"(индивид., групповая)  
Темы: "Что я люблю" "Что я хочу знaтъ" " Прекрасные моменты", "Что меня пугает" в т.д. 
   Несколько листов ватманов соединяют вместе. Каждый рисует по своей теме. 
   "Рассказ о товарище" "(индивид., групповая) 
   "Зеркало" (групповая) 
   "Карикатура" (групповая) 
   "Тень" (групповая) 
   "Эхо" (групповая) 
   "Мы все похожи друг на друга (групповая) 
   "Копилка хороших поступков" (индивид., груп.) 
   "Коробка переживаний" (индивид, групповая) 
   "История с продолжением" ( групповая) 
   "Цветочный дождь" (групповая)

Сплочённость группы

"Клеевой дождик" (групповая) 
   Дeти держатся за плечи друг за друга. В таком преодолевают различные препятствия: подняться и сойти со стула, проползти под стульями, столами, обогнуть широкое озеро, пробраться через дремучий лес спрятаться от дики животных. От партнера отцепляться нельзя. 
   "Пчёлы и змеи" (групповая) 
   "Групповой портрет" (групповая)

Tpeнинговыe занятия по темам:

"Страдание" 
   "Печаль" 
   "Гнев" 
   "Вина"  
   "Боль"  
   "Страх" 

(К. В. Гильмеев И. З. "Я +Ты")

Сказкотерапия по темам:

"Волк и семеро козлят 
   "Золушка  
   "Морозко  
   Заюшкина избушка 

Музыкотерапия

"Индивидуальная 
   Групповая

АРТ-терапия по темам

" Прогноз погоды (выразить  своё настроение с помощью  рисунка и показать другим "Солнечно", "Штром" и т.д.) (индивидуальная, групповая) 
   "Неожиданные картинки" (индивид., групповая) 
   "Рисунок в два этапа"

Видеотренинги

"Ёжик должен быть  колючим 
   " Ну, погоди!  
   " 12 месяцев  
   " Звёздный мальчик

Информация о работе Теоретические основы работы с агрессивными детьми