Темперамент: виды и их особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:46, реферат

Описание работы

Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент - свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.
Цель моего реферата – разобраться в особенностях видов темпераментов. Выяснить какое влияние оказывает темперамент на деятельность человека и особенности его воспитания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Типы темперамента и их свойства…………………………….4
1.1. История учений о темпераментах….…………………………........4
1.2. Виды и особенности темпераментов ………………………………7
Глава 2. Применение знаний о темпераменте………………………….19
2.1. Темперамент и особенности профессиональной деятельности………………………………..…………………………....19
2.2. Темперамент и проблемы воспитания ………………...…………..25
Заключение……………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 88.88 Кб (Скачать)

Нужно учитывать, что существуют возрастные особенности темперамента: в каждом детском возрасте - своя специфика  активности, эмоциональности и моторики. Признаки того или другого типа темперамента у ребенка не могут рассматриваться  в отрыве от его возраста, они  всегда выступают на соответствующем  «возрастном фоне». Энергия, страстность  холерика, если они направлены на достойные цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигательная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам. Живость и отзывчивость сангвиника - ценные особенности, но при недостатках воспитания они могут привести к отсутствию должной сосредоточенности, к поверхностности, склонности разбрасываться. Спокойствие, выдержка, отсутствие торопливости флегматика - ценные свойства. Но в небла-оприятных условиях воспитания они могут сделать человека вялым, равнодушным ко многим впечатлениям жизни. Глубина и устойчивость чувств, эмоциональная чуткость меланхолика - ценные черты, но при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у представителей этого типа может развиться расположенность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость.

Таким образом, одни и те же исходные свойства темперамента не предопределяют того, во что они разовьются - в достоинства или в недостатки. Поэтому задача воспитателя должна заключаться не в том, чтобы пытаться переделывать один тип темперамента в другой (это и невозможно), а в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом. [5]

Важным показателем темперамента школьника является подвижность, живость. Известно, что некоторые учащиеся характеризуются мобильностью в моторике, быстрым возникновением и прекращением эмоций, подвижностью в интеллектуальной деятельности. Другие - инертны в движениях, с медленным возникновением и неярким протеканием эмоций, малой подвижностью мысли. Все это - проявление темперамента по показателю живности, мобильности. Для холериков, сангвиников характерна большая подвижность, для флегматиков и меланхоликов - малая.

Наблюдения за школьниками разных темпераментов, а также практическая воспитательная работа с ними свидетельствует  о том, что этот показатель «диктует»  определенные меры индивидуального  воздействия. При всем желании выполнить  задание быстро, флегматик не сможет сделать этого. Его вялость, инертность в реакциях на замечания может  явиться объектом внимания одноклассников, неторопливость в выполнении срочного дела -  привести к срыву.

Напротив, холерики и сангвиники быстры, подвижны, нетерпеливы. Школьник-холерик иногда так спешит, что оказывается в менее выгодном положении, чем флегматик. Торопливость приводит к поспешному и необдуманному решению, к ошибкам.

Наконец третий показатель темперамента - уравновешенность. Он проявляется в том, что мера активности и пассивности могут быть в разных сочетаниях. У одних школьников преобладает активность, у других -пассивность. У холериков господствует активность, тогда как у флегматиков преобладает инертность. Там, где необходимо проявить инициативу, мобилизовать людей, в большей степени подойдет холерик, или сангвиник. Флегматик малоинициативен, он скорее исполнитель. Экспериментами установлено, что школьники холерического типа, а также сангвиники в большинстве случаев выступают организаторами и руководителями дел, групп, коллективов. Редко в этом качестве можно увидеть флегматика и почти не встречаются организаторы-меланхолики.

Недопустимо смешивать темперамент  и характер. Между тем, нередко допускается отождествление, и например, медлительность, эмоциональную инертность и невыразительность принимают за дурные черты характера: лень, высокомерие, черствость. Это, в свою очередь, ведет к несправедливости по отношению к школьнику и даже нарушению мер педагогического воздействия. Смешение темперамента и характера ставит ребенка в двойственное положение: ему дается положительная оценка за неторопливость, обдуманность действий, поведения; с другой стороны - упрекают в лени, нерасторопности.

Смешение темперамента и характера  приводит к закреплению отрицательных  черт. Например, непостоянство сангвиника иногда подчеркивается и этим фиксируется на нем внимание. Школьник уверует в то, что с этим качеством ничего поделать нельзя, поэтому следует мириться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения. Наиболее значимы для определения типа темперамента являются сила и устойчивость воздействия, которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность - скоростью перехода от побуждения к действию. В современной психологической литературе выделяют следующие типы темпераментов: холерический, флегматический, меланхолический, сангвинический.

Каждая профессия предъявляет  свои требования к работнику. Несоответствие психофизиологических способностей организма  во многих случаях определяет неуспешность и даже невозможность овладения  ею. Наряду с изучением профессионально  важных признаков нужно обращать внимание на индивидуальные особенности  человека, на индивидуальный стиль  его работы, как один из способов адаптации человека к профессии.

Таким образом, индивидуально-психологические особенности личности, в том числе, темперамент, накладывают отпечаток на способы поведения и общения, поэтому очень важно их учитывать, определяя вид профессиональной деятельности.

Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий.

 

 

 

Список литературы.

  1. Психология: Учебник для технических вузов / Под общ. ред.В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000
  2. Теплов Б. М., Избранные труды, 2-й том, - М., 1985
  3. Дружилов, С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития / С.А. Дружилов. - Новокузнецк: ИПК, 2002
  4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1998
  5. Корнилов К. Н. Воля и ее воспитание. М., Знание, 1957
  6. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К. Платонов - М. Высшая школа 1984
  7. Небылицын В. Д. Темперамент. // Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М.: Изд-во МГУ, 1982
  8. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995
  9. Дубровина, И.В. Психология / Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. 6-е - изд.- М.: Изд. центр «Академия», 2007
  10. Нуркова, В.В. Психология / Н.Б Березанская. - 2-е изд.. - М., 2008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Четыре темперамента в комиксах Херлуфа Бидструпа

 


Информация о работе Темперамент: виды и их особенности