Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:46, реферат
Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент - свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.
Цель моего реферата – разобраться в особенностях видов темпераментов. Выяснить какое влияние оказывает темперамент на деятельность человека и особенности его воспитания.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Типы темперамента и их свойства…………………………….4
1.1. История учений о темпераментах….…………………………........4
1.2. Виды и особенности темпераментов ………………………………7
Глава 2. Применение знаний о темпераменте………………………….19
2.1. Темперамент и особенности профессиональной деятельности………………………………..…………………………....19
2.2. Темперамент и проблемы воспитания ………………...…………..25
Заключение……………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………30
В учебной работе школьники - меланхолики не в состоянии переносить сильные и длительные напряжения, так как клетки их мозга быстро переходят в состояние охранительного торможения. При частом повторении сильных воздействий, при утомлении охранительное торможение может стать у таких учащихся привычной формой поведения.Важно не допускать проявления у таких учащихся тормозного состояния, а постепенно приучать учащихся-меланхоликов к более напряженной работе и к умению делать усилия, преодолевая состояние торможения.
У меланхоликов легко развивать
и совершенствовать свойственную им
глубину и устойчивость чувств, повышенную
восприимчивость к внешним
Глава 2. Применение знаний о темпераменте.
2.1.Темперамент и особенности профессиональной деятельности.
Тип темперамента необходимо учитывать
в специальностях, где труд предъявляет
особые требования к динамическим и
эмоциональным качествам
Врождённые особенности
Продуктивность работы человека тесно
связана с особенностями его
темперамента. Специальные методики
помогают выделить претендентов с наиболее
подходящими для данной специальности
психофизиологическими
Знание особенностей проявлений различных темпераментов важно не только при выборе профессии, но и при комплектовании производственных коллективов, создании команды единомышленников, понимания проблем и конфликтов в коллективе.
Например, у холерика сильная нервная система, он легко переключается с одного дела на другое, но его безудержность в поведении, то есть неуравновешенность нервной системы, уменьшает уживчивость (иначе говоря, совместимость) с другими людьми. Достоинство - в возможности сосредоточения значительных усилий в короткий промежуток времени, а недостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки. Этот тип подходит для таких профессий, иногда подводящих к экстремали: врач (сложная операция, борец за жизнь человека), оперуполномоченный внутренних дел (задержка преступника), журналист (вечно на "острие ножа"), летчик-истребитель (явная опасность для жизни).
У сангвиника также сильная нервная
система, а значит, и хорошая работоспособность,
он легко переключается в
Достоинство флегматика в способности долго и упорно работать, но он не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать свои усилия. Сюда можно отнести такие профессии, как телефонистка, машинистка. Этот тип характеризует планомерная и плодотворная деятельность. Может создаваться ложное представление, что люди инертные (флегматики) не имеют преимуществ ни в каких видах деятельности, но это неверно: именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается предпочтение стереотипных способов действия, пунктуально соблюдая однажды принятый порядок. Он чрезвычайно тяжело переключается на другую работу, его трудно выбить из "наезженной колеи".
Меланхолик отличается большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его работоспособность выше в середине или в конце работы, а не в ее начале. Люди с таким типом характера пригодны для конвейерных работ, характеризуемые исполнением довольно однотипных, мелких операций в течение рабочего дня. Таковым является труд бухгалтера, библиотекаря. Меланхолик с точки зрения силы - работоспособности нервной системы - самый "невыигрышный" тип темперамента, но зато он легко переключается с одного дела на другое; в отличие от "сильных типов", обладает чувствительностью ко всему, что происходит вокруг него.
Экспериментально показано, что сангвиники и холерики проявляют меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регламентированы и не допускают включения индивидуальных приёмов.
Для отнесения сотрудника к определенному типу темперамента следует убедиться (в частности, на основе наблюдения за внешними особенностями поведения) в выраженности у него таких черт как:
В действительной жизни редко встречаются люди с ярко выраженным, "чистым" темпераментом. В основном преобладают люди, наделенные различными сочетаниями свойств темперамента, так называемым сложным темпераментом. Сочетания темпераментов могут быть как природными, то есть врожденными, так и приобретенными, когда под воздействием тех или иных жизненных обстоятельств основной темперамент осложняется другим, его дополняющим.
Совместимость различных людей
в профессиональной деятельности имеет
важное значение. Наличие даже двух
несовместимых людей (особенно в
малых группах) серьезно сказывается
на атмосфере в коллективе. Еще
пагубнее последствия могут быть
при несовместимости
В совместимости сотрудников
Работа в коллективе имеет свои специфические особенности. Даже молчаливое присутствие других людей изменяет психологическое состояние ее членов. Еще В.М. Бехтерев выделил типы "социально-возбудимых" и "социально-тормозных" людей: у первых - показатели в присутствии других улучшаются, у вторых - ухудшаются.
При формировании разнообразных навыков в процессе обучения персонала следует знать, что первая фаза их выработки лучше протекает индивидуально, а при овладении и закреплении действий их синтез лучше осуществляется в условиях "соприсутствия".
Таким образом, от темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов, влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.
В целом, формирование коллективов
должно зависеть от специфики поставленных
перед ними задач. Так, в группы, связанные
с интенсивными процессами производства,
следует, в основном, включать сангвиников
и флегматиков, а там, где преобладают
монотонные процессы, лучше зарекомендуют
себя меланхолики. Холериков целесообразно
назначать на работы, требующие быстрого
исполнения и подвижности. Формирование
же бригад, звеньев, участков на производстве,
а также бюро, секторов, групп
в управленческих подразделениях следует
осуществлять на основе подбора представителей
различных темпераментов и
Однако есть профессии, предъявляющие к определённым свойствам темперамента очень высокие требования (например, требования к выдержке и самообладанию или к быстроте реакций). Тогда необходимым условием успеха становится отбор людей с темпераментом, пригодным для данной профессии.[3]
2.2.Темперамент и проблемы воспитания
Чтобы осуществлять индивидуальный, обоснованный подход к детям, нужно правильно представлять себе свойства темперамента. При кратковременном знакомстве с ребенком можно получить лишь отдельные, более или менее яркие впечатления о динамической стороне психики, которые недостаточны для достоверного суждения о свойствах темперамента. Лишь зная условия развития ученика, сопоставляя данные о его поведении и деятельности в разных обстоятельствах, можно отличить случайные манеры, привычки от более коренных черт темперамента. Важным приемом изучения своеобразия динамических проявлений является сравнение учеников друг с другом в равных, по возможности, условиях.
Для отнесения ученика к определенному типу темперамента следует убедиться в той или иной выраженности у него, прежде всего, таких черт:
1. Активность. О ней судят по тому, с какой степенью напора (энергичности) ребенок тянется к новому, стремится воздействовать на окружающее и изменить его, преодолевать препятствия.
2. Эмоциональность. О ней судят
по чуткости к эмоциогенным
воздействиям, по расположенности
находить поводы для
3. Особенности моторики. Они выступают в быстроте, резкости, ритме, амплитуде и ряде других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Эта сторона проявлений темперамента легче других поддается наблюдению и оценке.