Темперамент: виды и их особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:46, реферат

Описание работы

Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент - свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.
Цель моего реферата – разобраться в особенностях видов темпераментов. Выяснить какое влияние оказывает темперамент на деятельность человека и особенности его воспитания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Типы темперамента и их свойства…………………………….4
1.1. История учений о темпераментах….…………………………........4
1.2. Виды и особенности темпераментов ………………………………7
Глава 2. Применение знаний о темпераменте………………………….19
2.1. Темперамент и особенности профессиональной деятельности………………………………..…………………………....19
2.2. Темперамент и проблемы воспитания ………………...…………..25
Заключение……………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 88.88 Кб (Скачать)

В учебной работе школьники - меланхолики  не в состоянии переносить сильные  и длительные напряжения, так как  клетки их мозга быстро переходят  в состояние охранительного торможения. При частом повторении сильных воздействий, при утомлении охранительное  торможение может стать у таких  учащихся привычной формой поведения.Важно  не допускать проявления у таких  учащихся тормозного состояния, а постепенно приучать учащихся-меланхоликов к более  напряженной работе и к умению делать усилия, преодолевая состояние  торможения.

У меланхоликов легко развивать  и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям, поэтому нередко люди этого темперамента склонны к работе в области  искусства. У учащихся меланхолического темперамента необходимо развивать общительность, через общественную деятельность постепенно вводить их в коллектив, в совместной коллективной работе воспитывать коллективистические чувства, чувства дружбы и товарищества. Если школьник меланхолического темперамента чуждается детского коллектива, уклоняется от общественного труда, он легко может замкнуться и погрузиться в собственные переживания, ил, отойдя от коллектива, может попасть под отрицательное влияние. Б.М.Теплов на основе своих исследований утверждал, что понятие слабой нервной системы не является отрицательным. Сильная нервная система лучше справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - это нервная система высокой чувствительности и в этом заключается ее известное преимущество.[2]

Глава 2. Применение знаний о темпераменте.

2.1.Темперамент и особенности профессиональной деятельности.

Тип темперамента необходимо учитывать  в специальностях, где труд предъявляет  особые требования к динамическим и  эмоциональным качествам человека. Но необходимо понимать, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию её проявлений. Установлено  отсутствие зависимости между уровнем  достижений, то есть конечным результатом  действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как  нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, не стрессовой ситуации, результаты деятельности в  принципе будут одинаковыми, поскольку  уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации  и способностей.

Врождённые особенности темперамента проявляются у человека в таких  психических процессах, которые  зависят от воспитания, социальной среды и способности управлять  своими реакциями. Поэтому конкретная реакция на ситуацию может определяться как влияние характерных отличий  нервной системы, так и являться следствием обучения и профессионального  опыта. Например, высокая скорость реакции  у опытного водителя, лётчика, боксёра - необязательно природное свойство их нервной системы, она может  быть достигнута и в результате обучения, тренировки. Однако пределы возможного развития скорости реакции определены врождёнными свойствами нервной  системы.

Продуктивность работы человека тесно  связана с особенностями его  темперамента. Специальные методики помогают выделить претендентов с наиболее подходящими для данной специальности  психофизиологическими качествами, поскольку часть требуемых некоторыми профессиями качеств, плохо поддаётся тренировке, они ограничены свойствами темперамента. В целях профессионального отбора разработаны тесты, позволяющие оценить характеристики внимания, точности оценки времени, скорость двигательной реакции и другое применительно к различным специальностям. Но важен не только профессиональный отбор, но и профориентация, то есть, выбор каждым человеком такой трудовой деятельности, которая соответствовала не только его интересам, но и его индивидуальным особенностям и возможностям. Исследования показывают, что лица, прошедшие профессиональную специализацию с учётом их психофизиологических характеристик испытывают большое удовлетворение от своего труда, что самым благоприятным образом сказывается на их производительности.

Знание особенностей проявлений различных  темпераментов важно не только при  выборе профессии, но и при комплектовании производственных коллективов, создании команды единомышленников, понимания  проблем и конфликтов в коллективе.

Например, у холерика сильная нервная  система, он легко переключается  с одного дела на другое, но его безудержность  в поведении, то есть неуравновешенность нервной системы, уменьшает уживчивость (иначе говоря, совместимость) с другими  людьми. Достоинство - в возможности  сосредоточения значительных усилий в  короткий промежуток времени, а недостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки. Этот тип подходит для таких профессий, иногда подводящих к экстремали: врач (сложная операция, борец за жизнь  человека), оперуполномоченный внутренних дел (задержка преступника), журналист (вечно на "острие ножа"), летчик-истребитель (явная опасность для жизни).

У сангвиника также сильная нервная  система, а значит, и хорошая работоспособность, он легко переключается в деятельности и общении, но недостаточно чувствителен ко всем внешним изменениям. У него особая подвижность (реактивность), которая может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий, частичного перехода от одного ритма жизни к другому. Обладая быстрой реакцией и повышенной трудоспособностью в начальный период работы, к ее концу снижает работоспособность не только из-за быстрой утомляемости, но и ввиду падения интереса. Такой тип пригоден к организаторской деятельности: кадровик, или же по-современному, управленец персоналом, политик, менеджер по туризму, где действия работников не всегда строго регламентированы.

Достоинство флегматика в способности  долго и упорно работать, но он не в состоянии быстро собраться  и сконцентрировать свои усилия. Сюда можно отнести такие профессии, как телефонистка, машинистка. Этот тип характеризует планомерная  и плодотворная деятельность. Может  создаваться ложное представление, что люди инертные (флегматики) не имеют  преимуществ ни в каких видах  деятельности, но это неверно: именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается предпочтение стереотипных способов действия, пунктуально  соблюдая однажды принятый порядок. Он чрезвычайно тяжело переключается  на другую работу, его трудно выбить из "наезженной колеи".

Меланхолик отличается большой  выдержкой, но медленным вхождением в работу, его работоспособность  выше в середине или в конце  работы, а не в ее начале. Люди с  таким типом характера пригодны для конвейерных работ, характеризуемые  исполнением довольно однотипных, мелких операций в течение рабочего дня. Таковым является труд бухгалтера, библиотекаря. Меланхолик с точки  зрения силы - работоспособности нервной  системы - самый "невыигрышный" тип  темперамента, но зато он легко переключается  с одного дела на другое; в отличие  от "сильных типов", обладает чувствительностью  ко всему, что происходит вокруг него.

Экспериментально показано, что  сангвиники и холерики проявляют  меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда  условия и способы деятельности строго регламентированы и не допускают  включения индивидуальных приёмов.

Для отнесения сотрудника к определенному  типу темперамента следует убедиться (в частности, на основе наблюдения за внешними особенностями поведения) в выраженности у него таких черт как:

  • активность - о ней судят по тому, с какой степенью энергичности работник стремится к новому, пытается воздействовать на окружающее и изменить его, преодолеть препятствие;
  • эмоциональность - о ней судят по чуткости к эмоциональным воздействиям, по расположенности находить поводы для эмоциональной реакции. Показательна легкость, с какой эмоция становится побудительной силой поступков, а также скорость, с которой происходит смена одного эмоционального состояния другим;
  • особенности моторики - они выступают в быстроте, резкости, амплитуде и ряде других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Эта сторона проявлений темперамента легче других поддается наблюдению и оценке.

В действительной жизни редко встречаются  люди с ярко выраженным, "чистым" темпераментом. В основном преобладают  люди, наделенные различными сочетаниями  свойств темперамента, так называемым сложным темпераментом. Сочетания  темпераментов могут быть как  природными, то есть врожденными, так  и приобретенными, когда под воздействием тех или иных жизненных обстоятельств  основной темперамент осложняется  другим, его дополняющим.

Совместимость различных людей  в профессиональной деятельности имеет  важное значение. Наличие даже двух несовместимых людей (особенно в  малых группах) серьезно сказывается  на атмосфере в коллективе. Еще  пагубнее последствия могут быть при несовместимости формального  и неформального лидеров или  непосредственно связанных должностными обязанностями руководителей (например, мастер - начальник цеха).

В совместимости сотрудников темперамент  играет важнейшую роль. Например, если управленческий коллектив, состоящий  наполовину из холериков, на четверть из флегматиков и на четверть из меланхоликов, должен быстро принимать  решения и действовать, то в его  функционировании неизбежно будут  возникать частые напряженные моменты. Наилучшая совместимость между  людьми на производстве (в отделах, бюро, бригадах, звеньях, то есть в малых  группах) достигается, как и в  брачно-семейных отношениях, при оптимальном  сочетании людей с противоположными типами темпераментов. Эффективным  можно считать такое сосуществование, которое удовлетворяет его участников и сохраняет их отношения. Несовместимость  же порождает неприязнь, антипатию, конфликты, что отрицательно сказывается  на совместной деятельности.

Работа в коллективе имеет свои специфические особенности. Даже молчаливое присутствие других людей изменяет психологическое состояние ее членов. Еще В.М. Бехтерев выделил типы "социально-возбудимых" и "социально-тормозных" людей: у  первых - показатели в присутствии  других улучшаются, у вторых - ухудшаются.

При формировании разнообразных навыков  в процессе обучения персонала следует  знать, что первая фаза их выработки  лучше протекает индивидуально, а при овладении и закреплении  действий их синтез лучше осуществляется в условиях "соприсутствия".

Таким образом, от темперамента зависит, каким способом человек реализует  свои действия, но при этом не зависит  их содержательная сторона. Темперамент  проявляется в особенностях протекания психических процессов, влияя на скорость воспоминания и прочность  запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость  внимания.

В целом, формирование коллективов  должно зависеть от специфики поставленных перед ними задач. Так, в группы, связанные  с интенсивными процессами производства, следует, в основном, включать сангвиников  и флегматиков, а там, где преобладают  монотонные процессы, лучше зарекомендуют  себя меланхолики. Холериков целесообразно  назначать на работы, требующие быстрого исполнения и подвижности. Формирование же бригад, звеньев, участков на производстве, а также бюро, секторов, групп  в управленческих подразделениях следует  осуществлять на основе подбора представителей различных темпераментов и разных способностей, но с преобладанием  в них тех, чьи типологические особенности в большей степени  соответствуют основным задачам  профессиональной деятельности группы.

Однако есть профессии, предъявляющие  к определённым свойствам темперамента очень высокие требования (например, требования к выдержке и самообладанию  или к быстроте реакций). Тогда  необходимым условием успеха становится отбор людей с темпераментом, пригодным для данной профессии.[3]

 

 

 

2.2.Темперамент и проблемы  воспитания

Чтобы осуществлять индивидуальный, обоснованный подход к детям, нужно правильно представлять себе свойства темперамента. При кратковременном знакомстве с ребенком можно получить лишь отдельные, более или менее яркие впечатления о динамической стороне психики, которые недостаточны для достоверного суждения о свойствах темперамента. Лишь зная условия развития ученика, сопоставляя данные о его поведении и деятельности в разных обстоятельствах, можно отличить случайные манеры, привычки от более коренных черт темперамента. Важным приемом изучения своеобразия динамических проявлений является сравнение учеников друг с другом в равных, по возможности, условиях.

Для отнесения ученика к определенному типу темперамента следует убедиться в той или иной выраженности у него, прежде всего, таких черт:

1. Активность. О ней судят по тому, с какой степенью напора (энергичности) ребенок тянется к новому, стремится воздействовать на окружающее и изменить его, преодолевать препятствия.

2. Эмоциональность. О ней судят  по чуткости к эмоциогенным  воздействиям, по расположенности  находить поводы для эмоциональной  реакции. Показательна легкость, с какой эмоция становится побудительной силой поступков, а также скорость, с которой происходит смена одного эмоционального состояния другим.

3. Особенности моторики. Они выступают в быстроте, резкости, ритме, амплитуде и ряде других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Эта сторона проявлений темперамента легче других поддается наблюдению и оценке.

Информация о работе Темперамент: виды и их особенности