Темперамент: виды и их особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:46, реферат

Описание работы

Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скрытен, печален. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент - свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.
Цель моего реферата – разобраться в особенностях видов темпераментов. Выяснить какое влияние оказывает темперамент на деятельность человека и особенности его воспитания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Типы темперамента и их свойства…………………………….4
1.1. История учений о темпераментах….…………………………........4
1.2. Виды и особенности темпераментов ………………………………7
Глава 2. Применение знаний о темпераменте………………………….19
2.1. Темперамент и особенности профессиональной деятельности………………………………..…………………………....19
2.2. Темперамент и проблемы воспитания ………………...…………..25
Заключение……………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 88.88 Кб (Скачать)

Холерический темперамент. Желчь - одна из самых своеобразных элементов в человеческом организме. В химическом отношении это вещество горючее, белковое, пенящееся. С точки зрения физиолога, это очень подвижная жидкость сильно возбуждающая и действующая подобно дрожжам.

Душевные свойства: повышенная впечатлительность, движения резкие, порывистые. Пламя, пожирающее человека желчного темперамента, порождает  мысли и влечения самодовлеющие  и исключительные. Оно придаёт  ему почти постоянное чувство  тревоги. Без труда дающееся сангвинику чувство душевного благополучия ему совершенно не знакомо: он обретает покой только в самой напряжённой  деятельности. Человек холерического  темперамента предназначен к великим  делам своей телесной организацией. Холериками, по мнению Стендаля, были Юлий II ,Карл V Кромвель.

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психологические  процессы протекают у них быстро, интенсивно. И.П.Павлов называет людей  этого темперамента быстрыми, легко  и быстро возбуждающимися.

Отличается высокой реактивностью  и активностью. Но реактивность преобладает  над активностью. Поэтому холерик  необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Менее пластичен, чем сангвиник. Отсюда большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, затруднения в переключении внимания. Быстрый психический темп.

Преобладание возбуждения над  торможением, свойственно этому  типу нервной деятельности, ярко проявляется  в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда - и выразительная мимика, быстрая  речь, резкие жесты, несдержанные движения.

Чувства человека холерического темперамента - сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают, настроение резко меняется.

Неуравновешенность, свойственная этому  темпераменту, ярко проявляется и  деятельности холерика: он с увлечением берется за дело, показывая при  этом порывистость, быстроту движения, работает с подъемом, преодолевая  трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной  энергии быстро истощается в процессе работы и может наступить резкий спад деятельности, подъем и воодушевление  исчезают, настроение резко падает, ухудшается.

В общении с людьми холерик допускает  резкость, раздражительность, эмоциональную  несдержанность, что не дает ему  возможности объективно расценивать  поступки людей и часто создает  конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость порой делают тяжелым и  неприятным требование в коллективе таких людей.

Сангвинический темперамент. Сангвиник - человек с ослепительным цветом лица, довольно полный, веселый, с широкой грудью, которая заключает в себе вместительные легкие, и свидетельствуют о деятельном сердце, следовательно, быстром кровообращении и высокой температуре.

Душевные свойства: приподнятое  состояние духа, приятные и блестящие  мысли, благожелательные и нежные чувства; но привычки отличаются непостоянством; есть что-то легковесное и изменчивое в душевных движениях; уму не достает  глубины и силы. Сангвинику нельзя поручить защиту важной крепости, зато его следует пригласить на роль любезного  царедворца.

Трудно понять особенности сангвиника без учета указаний И.П.Павлова  о некоторой двойственности этого  темперамента. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений - у сангвиника создается состояние  активного возбуждения, и он проявляет  себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны  и однообразны, не поддерживают его  состояния активности, возбуждения, тогда сангвиник теряет интерес  к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.

Повышенная реактивность. По незначительному  поводу громко хохочет. Несущественный факт может сильно рассердить. Живо и с большим возбуждением откликается  на все, привлекающее его внимание. Живая мимика и выразительные  движения. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его  отношение к предмету или человеку. Быстро сосредотачивает внимание.

Пониженная сенситивность. Высокий порог чувствительности. Очень слабые звуки и световые раздражители не замечает.

Повышенная активность. Очень энергичный и работоспособный, часто тянет  руку на уроке, может долго работать, не утомляясь, энергично принимается  за новое дело.

Активность и реактивность уравновешены. Его легко дисциплинировать. Он хорошо сдерживает проявления своих чувств и непроизвольные реакции. Быстрые движения, быстрый темп речи, быстро включается в новую работу. Быстрота ума, находчивость.

Высокая пластичность. Чувства, настроения, интересы и стремления очень изменчивы. Он легко сходится с новыми людьми. Легко привыкает к новым требованиям  и обстановке. Быстро переключается  с одной работы на другую. Быстрое  усвоение и перестройка навыков. Гибкость ума.

Экстравертирован. В большей степени  откликается на внешние впечатления, чем на образы и представления  о прошлом и будущем

Большая подвижность нервных процессов, наблюдаемая у сангвиников, способствует быстрому протеканию процесса возбуждения, быстрой сменяемости процессов  возбуждения и торможения. Отсюда становится понятным, почему у людей  сангвинического темперамента ярко проявляется эмоциональная живость, быстрая смена чувств.

У сангвиника быстро возникают чувства  радости, горя, симпатии и антипатии, привязанности и ненависти - но все  эти проявления его чувств неустойчивы, они быстро возникают, исчезают, замедляются  противоположными, не отличаясь длительностью  и глубиной.

У людей сангвинического темперамента чувства обычно ярко выражены внешне: живая мимика, резкая жестикуляция, быстрые движения, быстрая речь, непоседливость, подвижность, живость. Все это проявляется, когда сангвиник  деятелен, активен. Настроение сангвиника быстро меняется: то он радостен, беззаботен, то печален и озабочен, но, как  правило, преобладает хорошее настроение; от всего гнетущего и неприятного  сангвиник освобождается быстро.

Легкий и быстрый отклик на окружающие раздражения и воздействия объясняет  активность сангвиника и легкое приспособление его к изменяющимся условиям жизни. Сангвиник общителен, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения, в коллективе всегда жизнерадостен, общителен.

Особенности сангвинического темперамента заметно проявляются в учебной  работе учащихся, принадлежащих к  этому типу нервной деятельности. Подвижность и уравновешенность нервных процессов сангвиника способствуют быстрому возникновению новых условных связей, актуализации старых и образованию  новых условных связей, актуализации старых и образованию подвижных  и гибких динамических стереотипов.

Если учебный материал интересен, доступен школьнику сангвинического  темперамента, вызывает у него эмоциональный  отклик, то он быстро усваивает новый  материал, быстро соображает, запоминает, легко переключает внимание. Если же учебный материал неинтересен  и для его изучения требуется  длительная, напряженная, однообразная работа, не вызывающая эмоционального отклика, то он пассивен и плохо усваивает  новый материал, не проявляет активности и желания усваивать объясняемый  учителем новый материал.

У сангвиника легко воспитать и  поддерживать живность, отзывчивость, активное отношение к учебной  работе, активность в труде и общественной жизни. На такой основе следует вырабатывать и закреплять у детей этого  темперамента привычные формы поведения, для чего нужно создавать им определенные условия: задания, уроки должны быть интересными, вызывать эмоциональный  подъем.

При неблагоприятных условиях у  сангвиника могут проявляться неустойчивость чувств, легкомысленное отношение к  делу, переоценка себя и своих возможностей, несерьезное (подчас легкомысленное) отношение  к учению, к людям, к труду.

Учащегося сангвинического темперамента нужно всегда держать в поле зрения, не разрешать им отвлекаться, нагружать  их посильной работой и требовать  от них активности в учении и труде.

Флегматический темперамент

Душевные свойства: флегматику совершенно чужда тревога, из которой возникают  великие дела, манящие холерика. Его обычное состояние - спокойное, тихое благополучие. Ему свойственна  мягкость, медлительность, лень, тусклость  существования.

Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В  деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. И.П. Павлов назвал людей этого темперамента «спокойными, ровными тружениками жизни».

Чувства флегматика внешне выражаются слабо, невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность  нервных процессов.

Малая сенситивность. Мало эмоционален. Трудно рассмешить, разгневать или опечалить. Когда в классе громко смеются по какому-либо поводу, остается невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Мимика бедная. Движения невыразительны. Энергичен, отличается работоспособностью. Высокая активность значительно преобладает над малой реактивностью. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Медленный темп движений и речи, находчив. Медленно сосредотачивает внимание. С трудом переключает внимание, с трудом приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. Интровертирован. С трудом сходится с новыми людьми, с трудом откликается на внешние впечатления.

В отношениях с людьми флегматик  всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение устойчивое. Спокойствие  человека флегматического темперамента проявляется и в отношении  его к событиям и явлениям жизни - флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально.

У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. У флегматика следует  развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать в деятельности проявления безразличия, вялости, инертности, которые  очень легко могут воспитываться  в определенных условиях. Иногда у  человека этого темперамента может  развиться безразличное отношение  к труду, к окружающей жизни, к  людям и даже самому себе.

В учебной деятельности учащемуся  флегматического темперамента может  мешать его медлительность, особенно в тех случаях, где требуется  быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать; в подобных случаях  флегматик может проявить полную беспомощность, но зато запомнить все  надолго, основательно и прочно.

В своих работах по изучению психологических  особенностей нервной деятельности человека Б.М. Теплов неоднократно указывал, что если бы нервные клетки не обладали инертностью, мы жили бы секундами, моментами, у нас не было бы ни какой памяти, не было бы ни какой выучки, не существовало бы никаких привычек.

Поэтому инертность надо считать самым  основным свойством нервной клетки. Прочность условных связей и образование  стереотипа, (т.е. системность) является выражением инертности.

Учителю необходимо больше активизировать деятельность учеников-флегматиков, изживать равнодушие, безразличие, которое может  возникнуть у них, чаще заставлять таких  учащихся не только работать на уроке  в определенном темпе; но и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи.

Меланхолический темперамент. Меланхолика отличают стеснительность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Чувства его лишены непосредственности. Когда он входит в гостиную то пробирается вдоль стен. Самую простую вещь, эти люди умудряются высказать с затаенной и мрачной страстностью. Любовь для них дело серьезное.

У представителей этого типа нервной  деятельности отмечается медленное  течение психических процессов, они с затруднением (усилием) реагируют  на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у  людей этого темперамента замедленную  деятельность, а затем и прекращение  ее.

Высокая сенситивность. Повышенная чувствительность (невысокие пороги ощущений). Незначительный повод может вызвать слезы на глазах. Чрезмерно обидчив. Болезненно чувствителен. Малая реактивность. Мимика и движения невыразительны. Голос тихий. Движения бедны. Плачет тихо. Редко смеется во весь голос. Пониженная активность. Очень редко поднимает руку на уроке, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет опускать руки, неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и малоработоспособен. Легко отвлекаемое и неустойчивое внимание. Медленный психический темп. Интровертирован.

Чувства и эмоциональное состояние  у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания выражаются у них слабо. Люди меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. В основе меланхолического темперамента лежит слабый тип нервной деятельности и сильных воздействий люди с такой нервной системой не переносят.

Информация о работе Темперамент: виды и их особенности