Темперамент и характер

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 02:22, курсовая работа

Описание работы

" Темперамент ", " характер ", " личность " -в этих понятиях исходно

содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения

человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех

остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в

этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация,

да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же

именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих

понятий? Слова "темперамент", "характер", "личность" употребляются нами

постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном

общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их


помощью достигается взаимопонимание.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4

2. Понятие о темпераменте……………………………………………………..5

2.1 Общее понятие о темпераменте……………………………………………...5

2.2 Физиологическая основа темперамента……………………………………..7

2.3 Психологическая характеристика темпераментов………………………….9

2.4 Темперамент и личность…………………………………………………….17

3. Понятие о характере………………………………………………………...18

3.1 Общее понятие о характере…………………………………………………18

3.2 Физиологические основы характера………………………………………..19

3.3 Типическое и индивидуальное в характере………………………………..20

3.4Черты характера………………………………………………………………21

3.5 Формирование характера у детей и пути его воспитания………………...23

4. Список используемой литературы………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

курсовая работа ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 270.00 Кб (Скачать)
br>---
 
 
 
 
 
 
 
 

4.СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                    

1.  Левитов  Н. Д. Психология характера,  изд. 3. М., "Просвещение", 1969

2.  Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 1970.

3. Гоноболин  Ф. Н. Воля, характер, деятельность. Минск, "Народная асвета",            1966.

4. Шепель В.  М. Управленческая психология. Москва, "Экономика", 1984.

5.   Симонов  П. В., Ершов П. М. Темперамент.  Характер. Личность, изд. М.,

"Наука", 1984.

6. Божович Л.  И. Личность и ее формирование  в детском возрасте. М,

"Просвещение", 1968.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

ТЕМПЕРАМЕНТ. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

ОСНОВНЫЕ  ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ

ПСИХИЧЕСКИЕ

ПРОЦЕССЫ

ПСИХИЧЕСКИЕ

СОСТОЯНИЯ

СВОЙСТВА

ЛИЧНОСТИ

Познавательные

Ощущения

Восприятие

Память

Мышление

Воображение

Речь

Внимание

Эмоционально-волевые

Чувства

Воля

Творческий  подъем

Апатия

Угнетенность

Утомление

Тревога

Стресс

Темперамент

Характер

Способности

Направленность

Темперамент - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.

Основные проблемы в изучении темперамента связаны  с раскрытием его биологических  основ, с установлением его генетической природы.

Слово "темперамент" в переводе с латинского "temperamentum" означает "надлежащее соотношение частей".

Проявления темперамента.

О темпераменте можно судить по внешним проявлениям:

  1. по эмоциональной возбудимости (проявлению радости, гнева), по силе эмоций (поверхностные или глубокие чувства),
  2. по проявлению тревожности,
  3. по способности концентрации внимания,

  1. по непроизвольным движениям,
  2. по пластичности (быстрая приспособляемость к новому) / ригидности (поступать по привычным образцам поведения),
  3. по резистентности (сопротивляемости) в поведении: легко сливаются с ситуацией (К.Левин "полевое поведение") или нет (не позволяют собой манипулировать), что является показателем жизненной силы,

  1. по темпу  речи, по эмоциональному предпочтению (например, стремление к смене обстановки или предпочтение неизменной среда, покою).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Опросники для определения  типа темперамента

Для определения  типа темперамента используются тесты - опросники. Широко распространенными являются опросник Я. Стреляу (РТS - Павловская структура темперамента), опросник В. М. Русалова (ОСТ - опросник структуры темперамента), личностный опросник Г. Айзенка.

В Варшавской школе  под руководством Я. Стреляу выделяют семь свойств темперамента:

  1. живость (обнаруживается в скорости реакции на стимулы и в темпе осуществления той или иной деятельности),
  2. упорство (выражается в продолжительности поведения, настойчивости, в числе повторяющихся поведенческих реакций после прекращения стимуляции),
  3. подвижность (проявляется в способности реагировать быстро и адекватно на изменения стимулов),
  4. сенсорную чувствительность (обнаруживается в способности реагировать на стимулы очень низкой интенсивности),
  5. выносливость (проявляется в тенденции предпринимать действия с высоким уровнем мотивации),
  6. эмоциональную реактивность (проявляется в интенсивности эмоциональных реакций на стимулы).

Английский психолог Г.Айзенк считает, что всю совокупность описывающих человека черт можно  представить посредством двух главных  факторов: экстраверсии-интроверсии  и нейротизма. Экстравертированный тип личности ориентирован на мир внешних объектов, а интровертированный тип - на внутренний мир. Экстравертам свойственна общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (и малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присуща необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения в социальной адаптации. Высокий балл по шкале "экстраверсия-интроверсия" соответствует более высокому порогу активации ретикулярной формации, а низкий балл - более низкому порогу. Таким образом, "экстраверты" испытывают более низкую, а "интроверты" более высокую активацию в ответ на экстероцептивные раздражители.

 
 
 
 
 
 

Второй фактор - нейротизм - описывает некоторое  свойство-состояние, характеризующее  человека со стороны эмоциональной  устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптивностью, а на другом - чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагается между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению). Определенному уровню нейротизма соответствует определенный уровень активации в лимбической системе: повышенная эмоциональная нестабильность является результатом более высокой реактивности в ответ на события во внутренней среде организма, а эмоциональная устойчивость, наоборот, результат более низкой реактивности.

Вывод о том, что экстраверты только лишь подвижны и возбудимы, эмоционально устойчивы  и высокоприспособляемы, интроверты заторможены и инертны, склонны  к нейротизму, нестабильны и дезадаптивны - выглядит излишне упрощенным и недостаточно прогностичным. Необходимо еще обязательно учитывать и ситуационные характеристики. В ситуациях со слабыми стимулами более адекватным будет поведение человека с меньшей эмоциональной стабильностью и интровертированностью, поскольку именно он проявляет столь необходимую здесь психологическую чувствительность. Стабильный экстраверт в подобных ситуациях может проявлять раздражение, переходящее в агрессию, ибо он не ощущает слабых, но значимых воздействий и не понимает причин своего несоответствия обстоятельствам. Однако экстраверт более адаптивен в "сильных средах" (напряженных условиях), в которых интроверт легко впадает в депрессию, вызванную нервным истощением и запредельным торможением.

Уровень нейротизма положительно коррелирует с уровнем  конфликтности.

Результаты теста-опросника  Айзенка можно использовать при  анализе "нижних", т.е. конституциональных, уровней супружеской совместимости.

Пример: Тип темперамента влияет на характер общения между партнерами. Менее конфликтны флегматики и меланхолики, но их совместная деятельность непродуктивна. Трудно совместимы, высоко конфликтны два холерика, так как оба стремятся к лидерству. Сангвиник и холерик также конфликтуют в борьбе за лидерство. Холерик подавляет меланхолика, что приводит к повышению уровня внутриличностной конфликтности у меланхолика. Наиболее оптимальное сочетание темпераментов флегматик и сангвиник, а также флегматик и холерик.

 
 
 

Зная свой тип  темперамента, можно:

  • строить взаимодействия с людьми, учитывая свои особенности и особенности партнера,
  • подобрать подходящую деятельность.

Информация о работе Темперамент и характер