Темперамент и характер

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 02:22, курсовая работа

Описание работы

" Темперамент ", " характер ", " личность " -в этих понятиях исходно

содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения

человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех

остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в

этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация,

да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же

именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих

понятий? Слова "темперамент", "характер", "личность" употребляются нами

постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном

общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их


помощью достигается взаимопонимание.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4

2. Понятие о темпераменте……………………………………………………..5

2.1 Общее понятие о темпераменте……………………………………………...5

2.2 Физиологическая основа темперамента……………………………………..7

2.3 Психологическая характеристика темпераментов………………………….9

2.4 Темперамент и личность…………………………………………………….17

3. Понятие о характере………………………………………………………...18

3.1 Общее понятие о характере…………………………………………………18

3.2 Физиологические основы характера………………………………………..19

3.3 Типическое и индивидуальное в характере………………………………..20

3.4Черты характера………………………………………………………………21

3.5 Формирование характера у детей и пути его воспитания………………...23

4. Список используемой литературы………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

курсовая работа ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 270.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Четыре типа генетически детерминированной  нервной системы (НС) являются физиологической  основой темперамента.

Тип НС Характеристики  нервных процессов Характеристики  реакции Тип темперамента
Сила Уравнове-шенность Подвиж-ность Интенсивность Скорость
Безудержный + - + Чрезмерная + Холерик
Живой + + + Умеренная + Сангвиник
Инертный + + - Сильная - Флегматик
Слабый - - + - Слабая - Меланхолик
Экстраверт СильнаяНС Быстраяреакция Возбуждение
Интроверт СлабаяНС Медленнаяреакция Торможение
 

В результате своих  исследований И.П.Павлов делает следующие  выводы:

  • Существует множество типов НС.
  • Тип высшей нервной деятельности (ВНД) генетически детерминирован, но может меняться под влиянием среды (например, изоляция приводит к трусости, а жесткая изоляция к агрессии). ВНД - условно-рефлекторная деятельность высших отделов НС.

  • Существуют  врожденные программы поведения.

Справка. В 1917 году Н.И. Красногорский, исследуя тормозные  реакции у детей, выделил два типа нервной системы - нормальный и инертный. Далее, на основе результатов исследования безусловных и условных рефлексов, и с учетом вербальных реакций и общего рисунка поведения, были выделены 4 типа ВНД (1958).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Сильный тип  ВНД: возбудимый, уравновешенный, подвижный - сангвиник.
  • Сильный тип ВНД: возбудимый, уравновешенный, инертный - флегматик.
  • Сильный тип ВНД: возбудимый, неуравновешенный, подвижный (с преобладанием возбуждения в подкорковых центрах) - холерик.

  • Слабый  тип ВНД: пониженный уровень возбуждения как коры, так и подкорковых центров, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения - меланхолик.

Типы ВНД могут  меняться под влиянием "питания, научения, событий в социальном окружении, воспитания". Значение работы Н.И.Красногорского заключается в проведении четкой границы между свойствами нервной системы на уровнях коры и подкорковых центров.

Методы определения  свойств нервных процессов.

 
  1. Методика  сверхсильного раздражителя - определение  интенсивности условного сигнала при запредельном торможении. Запредельное торможение проявляется как минимальная реакция на действие сверхсильных раздражителей или на действие слабых раздражителей, но длительно действующих. Применяется фармакологический метод с использованием препаратов кофеина или брома. Чем больше доза кофеина, при которой возникает ухудшение рефлекторной деятельности, тем сильнее процесс возбуждения, тем сильнее НС.
  2. По скорости выработки условного рефлекса (УР). Чем быстрее вырабатывается УР с положительным подкреплением, тем больше сила возбудительных процессов. Чем быстрее выработка УР с отрицательным подкреплением, тем больше сила тормозного процесса.
  3. По скорости выработки дифференцировки (умение различать похожие раздражители путем положительного подкрепления одних и отрицательного подкрепления других). Чем быстрее вырабатывается дифференцировка, тем больше сила тормозных процессов;
  4. По скорости угасания УР после отмены подкрепления. Чем быстрее угасание, тем сильнее тормозные процессы.
  5. По сопротивляемости НС к тормозному действию побочных раздражителей определяют силу НС. Известно, что зрительная и слуховая чувствительность при действии посторонних раздражителей понижается у лиц со слабой НС, а при сильной НС остается неизменной или даже повышается.
 
 
 
 
  1. По зрительным и слуховым абсолютным порогам можно  определить силу НС. Различают: абсолютный порог - значение показателя раздражителя, при котором начинается ощущение; субсенсорный диапазон - раздражитель воспринимается, но не осознается (25-й  кадр). Высокий порог свидетельствует о низкой чувствительности, низкий порог свидетельствует о высокой чувствительности. Чем слабее НС, тем ниже абсолютный порог, тем выше чувствительность. Существуют обратные отношения между силой возбуждения и абсолютной сенсорной чувствительностью: чем выше чувствительность, тем меньше сила возбуждения.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4. Темперамент и  личность.

Темперамент является природной основой проявления психологических  качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Известно, например, что А. П. Чехов был человеком очень уравновешенным, скромным и деликатным. Но вот интересный факт из его жизни. В одном из писем к жене О. Л. Книппер - Чехов Антон Павлович делает такое ценное признание: "Ты пишешь, что завидуешь моему

характеру. Должен сказать тебе, что от природы у  меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что". Интересно отметить, что некоторые люди, познав особенности своего темперамента, преднамеренно сами вырабатывают определенные методы, чтобы овладеть им. Так поступал, например, А. М. Горький, который сдерживал бурные проявления своего темперамента. Для этого он сознательно переключался на разные побочные действия с предметами. С людьми, которые высказывали противоположные ему взгляды, А. М. Горький старался быть бесстрастным и спокойным.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Характер                                  

3.1. Общее понятие  о характере.

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В

психологии под  характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент на форму проявления характера,

своеобразно окрашивая  те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться

к своему делу. Расцвет  способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Физиологические  основы характера.

Физиологической основой характера является сплав  черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы можно сформировать все общественно ценные качества личности. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов.

Например, решительность  характера можно воспитать и  у представителя сильного, возбудимого типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться она будет по-разному и проявляться будет по-разному в зависимости от типа.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3. Типическое и индивидуальное  в характере.

Из сказанного ясно, что характер не наследуется  и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством.

Характер формируется  и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно- исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется

определенным  общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.4. Черты характера.

Характер - это  неразрывное целое. Но изучить и  понять такое сложное целое,

как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных

проявлений (черт характера). Общие черты характера  проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе.

Информация о работе Темперамент и характер