Темперамент и характер

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 02:22, курсовая работа

Описание работы

" Темперамент ", " характер ", " личность " -в этих понятиях исходно

содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения

человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех

остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в

этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация,

да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же

именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих

понятий? Слова "темперамент", "характер", "личность" употребляются нами

постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном

общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их


помощью достигается взаимопонимание.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4

2. Понятие о темпераменте……………………………………………………..5

2.1 Общее понятие о темпераменте……………………………………………...5

2.2 Физиологическая основа темперамента……………………………………..7

2.3 Психологическая характеристика темпераментов………………………….9

2.4 Темперамент и личность…………………………………………………….17

3. Понятие о характере………………………………………………………...18

3.1 Общее понятие о характере…………………………………………………18

3.2 Физиологические основы характера………………………………………..19

3.3 Типическое и индивидуальное в характере………………………………..20

3.4Черты характера………………………………………………………………21

3.5 Формирование характера у детей и пути его воспитания………………...23

4. Список используемой литературы………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

курсовая работа ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

Отношение к  общественным обязанностям и долгу  прежде всего проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство.

Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: "Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком".

Отношение к  людям наглядно выступает в таких  чертах  характера, как

общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, "у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности". В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них.

Отношение к  самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая

самооценка - это  одно из условий совершенствования личности, помогающих

вырабатывать  такие черты характера, как скромность, принципиальность,

самодисциплина. Отрицательными чертами характера  являются повышенное

самомнение, высокомерие  и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека:

недооценка своих  достоинств, робость в высказывании своих позиций, в

отстаивании своих  взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную

направленность. Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает

его действовать  направленно. Воля является способностью

человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели.

Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность,

решительность, настойчивость, мужество. Данные черты  характера могут

способствовать  достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно совершенно различными психологическими качествами". По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют

устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения  и реализуют их,

обладают большой  выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти

качества слабо  выражены или отдельные из них  отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать. Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При

этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.5. Формирование характера  у детей и пути  его воспитания.

Как отмечалось, характер формируется, развивается  и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни.

Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном

возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться

привычный образ  поведения, определенные отношения  к действительности.

Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.

Большое значение имеют простейшие виды доступной  дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.

Эти правила, обязанности  развивают у школьника организованность,

систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность,

дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает  в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.

Особенно  интенсивно развиваются черты характера  у подростков. Подросток в значительно большой мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка - чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, класса.

Решающее влияние  на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать, и которым нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.

Каковы же пути воспитания характера? Необходимым условием воспитания

характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов.

 
 
 

Мировоззрением  определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения. В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в

которых жил  и действовал ребенок, не требовали  от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно.

Нельзя воспитать  мужественного человека, если не поставить  его в такие

условия, когда  бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание,

устраняющее все  трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и

общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей,

воспитываются лучшие черты характера - целеустремленность, коллективизм, настойчивость.   Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий - тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи.

На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение.

На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родите ли или педагоги. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем- то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.

Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы.

Их цель - формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для более старших школьников один из путей формирования характера - самовоспитание.

 
 

Однако и у  младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера.

Индивидуальный  подход требует выбора и осуществления  таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится.

Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как

различия в  мотивах определяют и различия в  воспитательных мероприятиях,

которые должны быть осуществлены учителем в ответ  на тот или иной поступок учащегося.

Индивидуальный  подход требует опоры на то положительное, что уже

есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к

отдельным видам  деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.

Для того чтобы  воспитывать характер школьника  с учетом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить индивидуальность ученика. Изучение ребенка - сравнительно длительный процесс.

Только хорошее  знание учащегося позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам.

Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения, учитель должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу формирования характера ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 <

Информация о работе Темперамент и характер