Темперамент. Характер. Личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Потребности, интересы и идеалы вообще установки тенденций личности определяют, что хочет человек; его способности, - что он может. Но останется еще вопрос о том, что- же он есть - каковы его основные стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека, вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент.

Работа содержит 1 файл

тем-хар-лич.docx

— 75.09 Кб (Скачать)

     Представление о проблеме личности, сформировавшееся в рамках санкт-петербургской психологической школы, наиболее ярко представлено в работах Б. Г. Ананьева. Первой отличительной чертой подхода Ананьева к рассмотрению проблемы психологии личности является то, что в отличие от представителей московской психологической школы, рассматривающих три уровня организации человека «индивид — личность — индивидуальность», он выделяет следующие уровни: «индивид — субъект деятельности — личность — индивидуальность». В этом заключается основное различие в подходах, которое в значительной степени связано с различными взглядами на соотношение биологического и социального и их влияние на процесс психического развития человека.

     По  мнению Ананьева, личность — это  общественный индивид, объект и субъект  исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, т. е. свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному. При этом под социальным существом понимается человек конкретной общественно-исторической эпохи в совокупности его общественных отношений. Следовательно, санкт-петербургская психологическая школа, как и московская, в понятие «личность» включает социальные характеристики человека. В этом заключается единство позиций в отечественной психологии в отношении проблемы личности человека. Различие взглядов между данными.

     Личность  - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев). Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн). Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен). И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Б.Г. Ананьев: личность - субъект общественного поведения и коммуникации. А.В. Петровский: личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности. К.К. Платонов: личность - человек как носитель сознания.

     Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего следует  исходить из того, что понятия «индивид»  и «личность» не тождественны. Личность — это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе вступления его в общественные по своей природе отношения. Потому очень часто в отечественной психологии личность рассматривается как «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами.  

     IV. Заключение

     В заключении мы можем сказать что, такие понятия, как характер, темперамент, личность - неразрывно связаны между собой.

     Зная  характер и темперамент, т.е. их важные и устойчивые черты мы можем предвидеть, как человек поведет себя в той или иной ситуации, что сделает, что и как скажет. Такое прогнозирование возможно именно потому, что, человек ведет себя в соответствии со своим характером и темпераментом. С незнакомым человеком трудно общаться, прежде всего, потому, что неизвестно чего можно от него ожидать и что он ожидает от тебя. Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругу вращается. Два человека с натурами первоначально сходными, могут впоследствии иметь мало общего между собой, а с другой стороны, сходство жизненных обстоятельств может выработать сходные черты, реакции у людей, совершенно различных.

     Люди  отличаются друг от друга независимо от того, каким путем такое отличие возникает. Точно так же как по внешности один человек отличается от другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей.

     Каждый  характер индивидуален, но, несмотря на это, характерам можно давать некоторые  общие оценки: по содержанию, силе, наличию  или отсутствию тех или иных черт.

     Оценка  по содержанию осуществляется с указанием на особенности отношений человека к себе, другим людям, труду, окружающему. Это основная оценка, без которой нельзя конкретно и правильно судить о характере.  

     Оценка  характера по силе. Сильными называют характеры тех людей, чьи поступки, поведение соответствуют их знаниям  и убеждениями. Человек с сильным характером - надежный человек. Если знать его взгляды, убеждения то можно уверенно предвидеть, как этот человек поступит в той или иной ситуации.

Оценка характера  по свойственным ему чертам:

волевые–самообладание,непреклонность,твердость,самостоятельность,упорство;

эмоциональные–  уравновешеность,страстность,впечатлительность,порывистость;

интеллектуальность  –сообразительность, находчивость ,глубокомыслие и др.

     Характер, отражая жизнь, в свою очередь  влияет на образ жизни. Человек с  твердым и решительным характером может преодолеть любые препятствия  и добиться осуществления поставленной цели, использовать все возможности и рационально организовав свою жизнь, свой труд.

     Характер  имеет большое значение не только для самой личности, но и для  общества. Жизнь и работа коллектива, настроение каждого человека, определяются качествами характеров индивидов. Случается так, что один человек с трудным характером мешает жить всему коллективу. Из-за такого человека в коллективе возникают нередко конфликтные отношения, склоки, которые отражаются на работе и жизнедеятельности всех людей.

     Неоценимую  помощь в воспитании характера оказывают  старшие, поэтому большинство людей стремится найти себе хорошего наставника. Неслучайно на Востоке говорят: « Если есть ученик, учитель найдется». Никакой учитель не сможет обучить того, кто не хочет учиться. Тот, кто хочет учиться, всегда найдет, на кого ему равняться.

     Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно  сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент меняется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться  в результате самовоспитания, даже у взрослого человека.

     Можно отметить, что некоторые люди, познав особенности своего темперамента, преднамеренно сами могут его менять, вырабатывая определенные методы, овладения им. Знание типа темперамента и умение определить тип у конкретного человека или группы людей , помогает найти подход  и лучше построить отношения с  коллективом  или определенным человеком.

     Черты темперамента и характера органически  связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав  – общую характеристику его индивидуальности.  
 

Список использованной литературы

 
 
  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург:“Деловая книга”, 2002.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М. ЧеРо "Юрай" 2003.
  3. Егидес   А. П. Практическая психология – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА,2002.
  4. Ковалев А. Г. Психология личности. – М.: "Просвещение", 1999.
  5. Кон И. С.В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984.
  6. Леонгард К. Акцентуированные личности. – К.: 2000.
  7. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Просвещение, 1995.
  8. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. уч. заведений. Психология образования. – М.:1994.
  9. А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский "Психология"– М.Издательский центр Академия, 2002.
  10. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М.: Владос, 1998.
  11. Симонов П.В., Ершов П.М.Темперамент. Характер. Личность.М.:"Наука", 2002.
  12. Соколова Е.Е. "Психология".  М.: Российское психологическое общество, 1999.
  13. Эббингауз Г. Основы психологии. – М.: СПб., 1999.
  14. Маклаков А.Г.  Общая психология. Издательский дом "Питер", 2002г.

Информация о работе Темперамент. Характер. Личность