Темперамент. Характер. Личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Потребности, интересы и идеалы вообще установки тенденций личности определяют, что хочет человек; его способности, - что он может. Но останется еще вопрос о том, что- же он есть - каковы его основные стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека, вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент.

Работа содержит 1 файл

тем-хар-лич.docx

— 75.09 Кб (Скачать)
 

Сангвинический  темперамент.

       Сангвиник быстро сходится с  людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент   характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.

 Флегматический темперамент.

     Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он   проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.

Холерический  темперамент.

     Люди  этого темперамента быстры, чрезмерно  подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает.  

Меланхолический темперамент.

     У меланхоликов медленно протекают психические  процессы, они с трудом реагируют  на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо.

    Психологи установили, что слабость нервной  системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко( Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. – М.: "Наука", 2002.)

    II. Характер.

    2.1.Понятие  характера.

    Как следует надо начать с определения характера. Но этого нельзя сделать без небольших предварительных замечаний.

      «Характер» в психологии характеризуется далеко не однозначно. Достаточно трудно различить характер и темперамент. Еще больше возникает спорных вопросов  при попытке различить понятия «характер» и «личность».

    В психологической литературе можно  найти много варианты сравнения  двух этих понятий:

характер  и личность практически отождествляются, т. е. эти термины употребляются как синонимы; характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура; наоборот, личность понимается как специфическая часть характера; личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования. Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования (Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 257-280)

     Характер  не наследственность и не является прирожденным свойством личности,  не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы) (Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога.– М.: Владос, 1998.

     2.2. Черты характера 

     Содержание  характера составляет жизненную  направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, социальные установки ,идеалы, интересы Содержание характера проявляется в виде определенных индивидуально-своеобразных отношений, горящие об избирательной активности человека.

     В разных  формах характера выражаются различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые  особенности поведения.

     Кроме содержания и формы в структуре  характера представлены индивидуальные особенности личности: интеллектуальные, волевые и эмоциональные. Так же выделяют в структуре характера темперамент, волю, убеждения, потребности, интересы, чувства и интеллект.

     Характер  представляет собой неразрывное  целое. Однако изучить и понять такое  сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных  сторон или типичных проявлений, так  называемых черт характера. Под чертами  характера понимают индивидуальные  формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности. Черты характера необходимо рассматривать и оценивать во взаимосвязи друг с другом. Каждая черта характера приобретает свое значение, часто - совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами.

     Выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает значимое влияние на формирование его других личностных качеств.

     Отношение к людям наглядно выступает в  таких чертах  характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность.

     Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Критичная самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство (Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Просвещение, 1995.)

     Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив  в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов.

     Скромность  и самокритичность должны сочетаться с  чувством собственного достоинства, основанном на действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из значимых личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера.

       Под волей понимается сложный  психический процесс, который  вызывает активность человека  и пробуждает его действовать  направленно. Воля является способностью  человека преодолевать препятствия,  добиваться поставленной цели, выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество.

     Данные  черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. При отсутствии этих качеств, или они слабо выражены - относят к категории слабохарактерных,  со слабым проявлением деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе . Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

     Проявление  характера человека в системе  отношений.

1. Отношения  к другим людям (выделяют такие черты, как «общительность-замкнутость», «правдивость-лживость», «тактичность-грубость»).

2. Отношение  к делу («Ответственность-недобросовестность»,  «трудолюбие -ленность»).

3. Отношение  к себе («скромность-самовлюбленность»,  «самокритичность-самоуверенность», «гордость-смирение»).

4. Отношение  к собственности («щедрость-жадность»,  «бережливость-расточительность»,  «аккуратность-неряшливость»).

     В сформировавшемся характере ведущим  компонентом является система убеждений. Благодаря убежденности данный человек непреклонен в достижении поставленных целей, уверен в справедливости и важности дела, которое он выполняет.

     Побуждающей силой, черты характера ярко проявляются при реализации потребностей в достижении успеха. В зависимости от них для одних людей характер выбор действий, обеспечивающий успех (проявление инициативы, стремление к риску, соревновательной активности), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач, уклоняясь от риска и ответственности.

     2.3 Исследование характера: теоретические и экспериментальные.

     Все исследователи характера отмечают, что он может быть выражен в  большей или меньшей степени. Это относится и к чертам характер, каждая из которых имеет разную количественную степень выраженности.

     Чрезмерная  выраженность отдельных черт характера  и их сочетаний, крайние варианты нормы рассматриваются, как акцентуации характера. Отношение акцентуаций от средней нормы порождает для их носителей некоторые проблемы и трудности.

Три существенных отличия акцентуированного характера  от патологии характера:

1. Акцентуированный  характер не проходит через  всю жизнь индивида «красной  нитью». Он обостряется только  в подростковом возрасте, а в  процессе взросления сглаживается.

2. Черты  акцентуированных характеров проявляются  не в любой обстановке, а только  в особых условиях.

3. Социальная  дезадаптация при акцентуациях  либо не наступает, либо бывает  продолжительной. При этом поводом  для временных разладов с собой  и окружением являются не любые трудные условия (как при патологии), а условия, создающие нагрузку на место наименьшего сопротивления характера.

     Немецкий  ученый К. Леонгард выделяет 12 типов  акцентуаций характера. Его классификация  основана на оценке стиля общения  человека с окружающими людьми.

Информация о работе Темперамент. Характер. Личность