Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:54, курсовая работа
Потребности, интересы и идеалы вообще установки тенденций личности определяют, что хочет человек; его способности, - что он может. Но останется еще вопрос о том, что- же он есть - каковы его основные стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека, вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент.
Сангвинический темперамент.
Сангвиник быстро сходится с
людьми, жизнерадостен, легко
Флегматический темперамент.
Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
Холерический темперамент.
Люди
этого темперамента быстры, чрезмерно
подвижны, неуравновешенны, возбудимы,
все психические процессы протекают у
них быстро, интенсивно. Преобладание
возбуждения над торможением, свойственное
этому типу нервной деятельности, ярко
проявляется в несдержанности, порывистости,
вспыльчивости, раздражительности холерика.
Отсюда и выразительная мимика, торопливая
речь, резкие жесты, несдержанные движения.
Чувства человека холерического темперамента
сильные, обычно ярко проявляются, быстро
возникают; настроение иногда резко меняется.
Неуравновешенность, свойственная холерику,
ярко связывается и в его деятельности:
он с увеличением и даже страстью берется
за дело, показывая при этом порывистость
и быстроту движений, работает с подъемом,
преодолевая трудности. Но у человека
с холерическим темпераментом запас нервной
энергии может быстро истощиться в процессе
работы и тогда может наступить резкий
спад деятельности: подъем и воодушевление
исчезают, настроение резко падает.
Меланхолический темперамент.
У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо.
Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко( Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. – М.: "Наука", 2002.)
II. Характер.
2.1.Понятие характера.
Как следует надо начать с определения характера. Но этого нельзя сделать без небольших предварительных замечаний.
«Характер» в психологии характеризуется далеко не однозначно. Достаточно трудно различить характер и темперамент. Еще больше возникает спорных вопросов при попытке различить понятия «характер» и «личность».
В психологической литературе можно найти много варианты сравнения двух этих понятий:
характер и личность практически отождествляются, т. е. эти термины употребляются как синонимы; характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура; наоборот, личность понимается как специфическая часть характера; личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования. Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования (Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 257-280)
Характер не наследственность и не является прирожденным свойством личности, не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы) (Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога.– М.: Владос, 1998.
2.2. Черты характера
Содержание характера составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, социальные установки ,идеалы, интересы Содержание характера проявляется в виде определенных индивидуально-своеобразных отношений, горящие об избирательной активности человека.
В
разных формах характера выражаются
различные способы проявления отношений,
темперамента, закрепившиеся эмоционально-
Кроме содержания и формы в структуре характера представлены индивидуальные особенности личности: интеллектуальные, волевые и эмоциональные. Так же выделяют в структуре характера темперамент, волю, убеждения, потребности, интересы, чувства и интеллект.
Характер представляет собой неразрывное целое. Однако изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений, так называемых черт характера. Под чертами характера понимают индивидуальные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности. Черты характера необходимо рассматривать и оценивать во взаимосвязи друг с другом. Каждая черта характера приобретает свое значение, часто - совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами.
Выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает значимое влияние на формирование его других личностных качеств.
Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность.
Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Критичная самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство (Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Просвещение, 1995.)
Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов.
Скромность и самокритичность должны сочетаться с чувством собственного достоинства, основанном на действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из значимых личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера.
Под волей понимается сложный
психический процесс, который
вызывает активность человека
и пробуждает его действовать
направленно. Воля является
Данные
черты характера могут
Проявление характера человека в системе отношений.
1. Отношения к другим людям (выделяют такие черты, как «общительность-замкнутость», «правдивость-лживость», «тактичность-грубость»).
2. Отношение
к делу («Ответственность-
3. Отношение
к себе («скромность-самовлюбленность»
4. Отношение
к собственности («щедрость-
В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Благодаря убежденности данный человек непреклонен в достижении поставленных целей, уверен в справедливости и важности дела, которое он выполняет.
Побуждающей силой, черты характера ярко проявляются при реализации потребностей в достижении успеха. В зависимости от них для одних людей характер выбор действий, обеспечивающий успех (проявление инициативы, стремление к риску, соревновательной активности), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач, уклоняясь от риска и ответственности.
2.3 Исследование характера: теоретические и экспериментальные.
Все
исследователи характера
Чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, крайние варианты нормы рассматриваются, как акцентуации характера. Отношение акцентуаций от средней нормы порождает для их носителей некоторые проблемы и трудности.
Три существенных
отличия акцентуированного
1. Акцентуированный
характер не проходит через
всю жизнь индивида «красной
нитью». Он обостряется только
в подростковом возрасте, а в
процессе взросления
2. Черты
акцентуированных характеров
3. Социальная
дезадаптация при акцентуациях
либо не наступает, либо
Немецкий ученый К. Леонгард выделяет 12 типов акцентуаций характера. Его классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми.