Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:54, курсовая работа
Потребности, интересы и идеалы вообще установки тенденций личности определяют, что хочет человек; его способности, - что он может. Но останется еще вопрос о том, что- же он есть - каковы его основные стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека, вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент.
Введение.
Из всех проблем, с которыми сталкиваются люди в ходе истории человечества, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. Познавая тайны мироздания и законы общественного развития, проникая в бескрайние дали космоса и загадочные недра земли, исследуя атом и живую клетку, люди всё чаще задают себе вопрос: «Кто же ты, человек?» Вопрос о сущности и природе человека всегда волновал людей
Астрология, теология, философия, психология, литература и социальные науки - вот лишь некоторые из наук, в которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека.
В повседневной жизни нам приходиться общаться со многими людьми, и мы видим, что все они разные. Одни - спокойны, общительны, дружелюбны, другие - вспыльчивы, агрессивны, замкнуты. В поведении человека отражается индивидуальный склад его личности, его темперамент и характер.
Темперамент, характер, личность в этих понятиях заложена сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности, - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе вся классификация, да и само употребление перечисленных понятий потеряла бы смысл.
Потребности, интересы и идеалы вообще установки тенденций личности определяют, что хочет человек; его способности, - что он может. Но останется еще вопрос о том, что- же он есть - каковы его основные стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека, вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент.
Темперамент и характер отличны друг от друга, изучение их шло не совпадающими и вместе с тем тесно связаны друг с другом путями.
Слова «темперамент», «характер», «личность» употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.
Изучение
природы этих понятий, их строения и
структуры, может помочь в этом нелёгком
деле - познании самого
себя. Самопознание необходимо для самовоспитания.
Стать лучше, не зная, что ты собой представляешь,
на что способен, невозможно. Восточная
мудрость гласит: «Посеешь
характер - пожнёшь судьбу», в этой фразе
заложен глубокий смысл. Кому же не хочется
иметь хорошую судьбу? Каждый человек
хочет быть счастливым. Работа над собой,
воспитание в себе положительных качеств,
искоренять имеющиеся недостатки, преодолевание
трудностей, закалка воли и выработка
характер. Нелёгок путь человека к себе…
I. Темперамент.
1.1. Понятие темперамента.
На
все происходящее в окружающей действительности
люди реагируют по-разному. Одни быстро
принимают самые важные решения,
другие будут долго мучиться сомнениями.
Один человек сохраняет спокойствие
в любой ситуации, а другого
даже малейшая неприятность может привести
в отчаяние. Эти различия во многом
объясняются темпераментом
Темперамент – совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности (Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург: “Деловая книга”, 2002. – 368 с.)
Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент (Соколова Е.Е. Введение в психологию. "Психология". – М.: Российское психологическое общество, 1999. )
1.Общая
активность психической
2.
Двигательная, или моторная, активность
показывает состояние
3.
Эмоциональная активность
1.2. Физиология темперамента.
Учение о темпераменте возникло еще в древности. Врачи Гиппократ, а затем Гален, сделали попытку объяснить индивидуальные особенности поведения людей. Гиппократ (V в. до н.э.) считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Преобладание одной из них и определяет темперамент человека. Преобладание крови (лат. «сангвин»), то соответственно темперамент будет сангвинистический, если желчь («холе») - халеристическим, если слизь («флегма») - флегматическим, а черная желчь («мелана холе») - определяет меланхолический темперамент.
Гиппократ правильно описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов (Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.)
Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.
Согласно учению И.П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения (Ковалев А. Г. Психология личности. – М.: "Просвещение", 1999.)
Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:
1) сила процессов возбуждения и торможения,
2) уравновешенность
процессов возбуждения и
3) подвижность (сменяемость)
процессов возбуждения и
Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.
Слабость
нервных процессов
Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.
Одно
из основных свойств высшей нервной
деятельности - подвижность нервных
процессов. Подвижность нервной
системы характеризуется
Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.
Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.
Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудновозбудимы.
Тип высшей, нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.
Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев (Немов Р.С. Психология. Учеб. Психология образования. – М.:1994).
1.3. Характеристика темпераментов.
По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический.
Установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и темпераментом.
Классификация темпераментов с типами высшей нервной деятельности
Особенности внешнего поведения | Особенности нервных процессов |
Тип ВНД |
Вид темпе-рамента | ||
По силе | По подвижности | По
уравновешенности | |||
Чрезмерно
активный |
Сильный | Подвижный | Неуравновешенный | Безудержный | Холерик |
Активный | Сильный | Подвижный | Уравновешенный | Сильный | Сангвиник |
Вялый | Сильный | Малоподвижный | Уравновешенный | Инертный | Флегматик |
Скованный | Сильный | Подвижный | Неуравновешенный | Слабый | Меланхолик |