Темперамент. Характер. Личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Потребности, интересы и идеалы вообще установки тенденций личности определяют, что хочет человек; его способности, - что он может. Но останется еще вопрос о том, что- же он есть - каковы его основные стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека, вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент.

Работа содержит 1 файл

тем-хар-лич.docx

— 75.09 Кб (Скачать)

1. Гипертимный тип, характеризуется чрезвычайной контактностью, преобладанием приподнятого настроения, повышенной словоохотливостью, выраженностью жестов, мимики, пантомимики. Люди этого типа энергичны, инициативны, им свойственны оптимизм и жажда деятельности.

2. Дистимный тип, характеризуется низкой контактностью, немногословием, пессимистическим настроением. Люди этого типа ведут замкнутый образ жизни, домоседы, склонны подчиняться, а не доминировать.

3. Циклоидный тип, людям этого типа свойственны довольно частые периодические смены настроения. В период приподнятого настроения они бывают общительными, а в период подавленного - замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада - с дистимной.

4. Возбудимый тип, характеризуется низкой контактностью, угрюмостью, занудливостью. У людей этого типа замедленные вербальные и не вербальные реакции.

5. Застревающий тип, человек умеренной общительности, склонный к нравоучениям, занудливости. Люди этого типа обидчивы, подозрительны, конфликтны, обладают повышенной чувствительностью к социальной несправедливости.

6. Педантичный тип, этот тип выделяется чрезмерным формализмом в служебном рвении, брюзжанием и занудливостью, как на работе, так и в быту.

7. Тревожный тип, этому типу свойственны низкая контактность, неуверенность в себе, робость, пониженный фон настроения, нерешительность, долгое переживание неудач. Люди этого типа редко вступают в конфликты, стремясь в ситуациях противостояния опереться на сильную личность.

8. Эмотивный тип, наиболее существенной чертой людей этого типа является стремление общаться в узком кругу друзей и близких, где их хорошо понимают. Люди этого типа обладают чрезмерной чувствительностью, обидчивы, но обиды носят в себе; чаще находятся в подавленном настроении и слезливы.

9. Демонстративный тип, люди этого типа очень контактны, стремятся к лидерству, доминированию, жаждут власти, похвалы. Они самоуверенны, самолюбивы, легко приспосабливаются к людям, склонны к интригам, хвастовству, лицемерны, эгоистичны.

10. Экзальтированный тип, люди этого типа обладают высокой контактностью, словоохотливостью, влюбчивостью, могут быть конфликтными.

11. Экстравертный тип, люди этого типа отличаются открытостью для любой информации, готовностью выслушать и помочь любому просящему, комфортностью. Они обладают высокой степенью общительности, болтливы, уступчивы, исполнительны.

12. Интровертированный тип, люди этого типа характеризуются низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности, склонностью к философствованию. Они ориентированы на свой внутренний мир, на свою оценку предмета или события, а не на объект как таковой. Интроверты склонны к одиночеству, при попытках бесцеремонно вмешаться в их личную жизнь вступают в конфликты; сдержаны, принципиальны, склонны к самоанализу, имеют твердые убеждения.

     Данные типы акцентуаций характера проявляются непостоянно. При воспитании и самовоспитании акцентуации характера сглаживаются, гармонизируются, так как структура характера динамична, подвижна и может меняться на протяжении жизни человека. В связи с этим необходимо постоянно изучать условия воспитания личности, учитывать имеющиеся отклонения и своевременно проводить их психокоррекцию.

      Так же, существуют попытки объяснение характера и поступков человека датой его рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека, построенные на этом принципе, получили название гороскопов. Помимо этого существуют попытки характер человека с его именем.

     Значительное  влияние на исследования характера  оказала физиогномика (от греч.physis - природа, gnomon - знающий) - учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности. Основая идея  строится на предположении о том, что по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики человека, принадлежащего к тому или иному типу. Физиогномическая система И.К. Лафатера стала ниболее известна, основным его путем считается познание человеческого характера, изучая строения головы, конфигурации черепа, мимики и т.д.

     В качестве отдельного направления характерологии можно выделить подход, основанный на определении индивидуальных особенностей человека по его позе и положению тела. По мнению некоторых психологов,  раскрывается  характер человека по тому, как он стоит, как идет, как сидит и даже в какой позе засыпает.

     Не  менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномика, имеет хиромантия. Хиромантия (от греч. cheir - рука и manteia - гадание, пророчество) - это система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней. Научная психология отвергает хиромантию, однако изучение пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок к возникновению новой отрасли знания - дерматоглифики. Причем возникновение направления было предопределено научными поисками. Так, в процессе исследований было обнаружено, что формирование рисунка ладоней каждого человека, как и развитие мозга, происходит на третьем-четвертом месяце внутриутробного развития и обусловлено одним и тем же влиянием генного набора родителей или хромосомными отклонениями плода. Поэтому пальцевые узоры следует рассматривать скорее как анатомическую или физиологическую особенность организма, а дерматоглифика может быть поставлена в один ряд с конституционным направлением характерологии, ярким представителем которого является Э. Кречмер.

     Кречмер выделил и описал четыре наиболее часто встречающихся типа строения тела, или конституции, человека. В  соответствии с типом телосложения он выделял типы темперамента. Помимо этого он предпринимал попытки объяснить поведение человека, связав его с типом телосложения. В результате им был сделан вывод о том, что тип тела каким-то образом связан со склонностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики. Хотя у Кречмера не было научно обоснованных доказательств высказанной им идеи, практический опыт показывает, что определенная связь между типом характера и телосложением существует, например, у людей с определенным типом строения тела отмечаются акцентуации соответствующих черт характера.  

      2.4. Формирование и воспитание характера у детей.

      Формирование  характера начинается с раннего  детства. Уже в дошкольном возрасте появляются  первые  контуры характера,  начинает  складываться    образ поведения,  определенные  отношения к   действительности. Коллективизм, настойчивость,  выдержка,  смелость  в дошкольном возрасте формирование этих качеств проявляются прежде всего в игре, особенно в коллективных  сюжетных играх с правилами.

      Большое значение имеют простейшие виды трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности,  ребенок  приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное  дело.  Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера  у  ребенка постепенно складываются понятия о том,  что  можно  и  чего  нельзя,  и  это начинает  определять  его  поведение,  закладывает  основы  дисциплины,  чувства  долга, выдержки;  ребенок  приучается   давать   оценку   собственному поведению.

      С поступлением в школу начинается новый этап формирования  характера. Ребенок  впервые  сталкивается  со школьными обязанностями, с   рядом   строгих   правил , определяющих  его поведение в  общественных местах, школе, дома.   Эти обязанности и правила  развивают у школьника организованность,

систематичность,  настойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, аккуратность, трудолюбие. Важную роль  в  формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает  в  новые  для него отношения  с  учителями,  в  отношения  содружества  и  взаимопомощи  с товарищами. У  него  развивается  сознание  долга  и  ответственности  перед коллективом  своего  класса,  школы,  чувство  товарищества,   коллективизм.

      Решающее  влияние  на  характер  ребенка  оказывает  воспитание.  Не существует детей, характер которых нельзя было бы  перевоспитать  и ,  устранить  даже ,как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.

      Условием  воспитания  характера   является   формирование мировоззрения,  идеалов и убеждений.    Мировоззрением    определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления,  из  мировоззрения вытекают  моральные  установки,  которыми  люди  руководствуются   в   своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений  должна  решаться  в единстве с воспитанием определенных  форм  поведения,  в  которых  могла  бы воплотиться система  отношений  человека  к  действительности.  Поэтому  для воспитания общественно ценных черт характера  необходима  такая  организация игровой, учебной, трудовой деятельности  ребенка,  при  которой  он  бы  мог накопить опыт правильного поведения.

      Важнейшим средством воспитания характера  является труд. В серьезном и общественно   значимом   труде,   связанном   с   преодолением   трудностей,

воспитываются лучшие черты  характера  -  целеустремленность,  коллективизм,

настойчивость. При правильных  условиях  организации   воспитательных

мероприятиях: тесная согласованность учебно-воспитательной  работы  школы с

соответствующими  влияниями семьи.

      На  воспитание  характера  влияют  литература  и  искусство.  Образы

литературных  героев и их поведение  зачастую служат  своеобразным образцом, с которым школьник сравнивает свое поведение.

      На  воспитание   характера   влияет и личный  пример воспитателя,     будь  то родите ли или педагоги. То, что делают  воспитатели,  часто гораздо больше

влияет на жизнь ребенка, чем то, что они  ему говорят. Как учитель  относится

к работе, как  он следует общественным нормам поведения, владеет ли  собой  и

своими чувствами, каков стиль его работы - все  это имеет  огромное  значение

для воспитания характера детей.

      Важную  роль в формировании  характера  играет  живое  слово  учителя,

воспитателя,  с  которым  он  обращается  к  ребенку.   Значительное   место

занимают этические,  или  моральные,  беседы, цель их   - формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для  старших школьников один из путей формирования  характера  -  самовоспитание. Однако и у младших школьников учитель должен выработать полезные привычки, воспитывать  стремление  изжить у себя те или иные недостатки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в  воспитании характера.

      Индивидуальный  подход требует опоры на то положительное, что  уже

есть у  каждого ребенка  в  области  его  интересов,  отношений  к  людям,  отдельным видам деятельности и т. д. Развивая уже имеющиеся  ценные черты,  поощряя  положительные  поступки,  педагог  легче   может   добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.

      Для  того  чтобы  воспитывать  характер  школьника  с   учетом   его

индивидуальных  особенностей, следует хорошо знать  их, т.  е.  глубоко и всесторонне изучить индивидуальность ученика, но это длительный  процесс.  Только  хорошее  знание  учащегося  позволит  наметить индивидуальные мероприятия, по его дальнейшему воспитанию, или  перевоспитанию которые, и приведут к желаемым результатам. 
 
 
 
 

      III. Личность 

      3.1 Понятие личность 

     Человек, вышедший благодаря труду из животного  мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью, субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.

     Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. У человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Строение тела новорожденного предполагает возможность прямо ходить, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки – возможность в дальнейшем использования орудий труда и т.д., и этим младенец - уже человек по сумме своих возможностей - отличается от детеныша животного. Это доказывает принадлежность младенца человека к понятию индивид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии "индивид" воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Информация о работе Темперамент. Характер. Личность