Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:54, курсовая работа
Потребности, интересы и идеалы вообще установки тенденций личности определяют, что хочет человек; его способности, - что он может. Но останется еще вопрос о том, что- же он есть - каковы его основные стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о характере. Тесно связанный с направленностью личности, характер человека, вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент.
1. Гипертимный тип, характеризуется чрезвычайной контактностью, преобладанием приподнятого настроения, повышенной словоохотливостью, выраженностью жестов, мимики, пантомимики. Люди этого типа энергичны, инициативны, им свойственны оптимизм и жажда деятельности.
2. Дистимный тип, характеризуется низкой контактностью, немногословием, пессимистическим настроением. Люди этого типа ведут замкнутый образ жизни, домоседы, склонны подчиняться, а не доминировать.
3. Циклоидный тип, людям этого типа свойственны довольно частые периодические смены настроения. В период приподнятого настроения они бывают общительными, а в период подавленного - замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада - с дистимной.
4. Возбудимый тип, характеризуется низкой контактностью, угрюмостью, занудливостью. У людей этого типа замедленные вербальные и не вербальные реакции.
5. Застревающий тип, человек умеренной общительности, склонный к нравоучениям, занудливости. Люди этого типа обидчивы, подозрительны, конфликтны, обладают повышенной чувствительностью к социальной несправедливости.
6. Педантичный тип, этот тип выделяется чрезмерным формализмом в служебном рвении, брюзжанием и занудливостью, как на работе, так и в быту.
7. Тревожный тип, этому типу свойственны низкая контактность, неуверенность в себе, робость, пониженный фон настроения, нерешительность, долгое переживание неудач. Люди этого типа редко вступают в конфликты, стремясь в ситуациях противостояния опереться на сильную личность.
8. Эмотивный тип, наиболее существенной чертой людей этого типа является стремление общаться в узком кругу друзей и близких, где их хорошо понимают. Люди этого типа обладают чрезмерной чувствительностью, обидчивы, но обиды носят в себе; чаще находятся в подавленном настроении и слезливы.
9. Демонстративный тип, люди этого типа очень контактны, стремятся к лидерству, доминированию, жаждут власти, похвалы. Они самоуверенны, самолюбивы, легко приспосабливаются к людям, склонны к интригам, хвастовству, лицемерны, эгоистичны.
10. Экзальтированный тип, люди этого типа обладают высокой контактностью, словоохотливостью, влюбчивостью, могут быть конфликтными.
11. Экстравертный тип, люди этого типа отличаются открытостью для любой информации, готовностью выслушать и помочь любому просящему, комфортностью. Они обладают высокой степенью общительности, болтливы, уступчивы, исполнительны.
12. Интровертированный тип, люди этого типа характеризуются низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности, склонностью к философствованию. Они ориентированы на свой внутренний мир, на свою оценку предмета или события, а не на объект как таковой. Интроверты склонны к одиночеству, при попытках бесцеремонно вмешаться в их личную жизнь вступают в конфликты; сдержаны, принципиальны, склонны к самоанализу, имеют твердые убеждения.
Данные типы акцентуаций характера проявляются непостоянно. При воспитании и самовоспитании акцентуации характера сглаживаются, гармонизируются, так как структура характера динамична, подвижна и может меняться на протяжении жизни человека. В связи с этим необходимо постоянно изучать условия воспитания личности, учитывать имеющиеся отклонения и своевременно проводить их психокоррекцию.
Так же, существуют попытки объяснение характера и поступков человека датой его рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека, построенные на этом принципе, получили название гороскопов. Помимо этого существуют попытки характер человека с его именем.
Значительное влияние на исследования характера оказала физиогномика (от греч.physis - природа, gnomon - знающий) - учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности. Основая идея строится на предположении о том, что по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики человека, принадлежащего к тому или иному типу. Физиогномическая система И.К. Лафатера стала ниболее известна, основным его путем считается познание человеческого характера, изучая строения головы, конфигурации черепа, мимики и т.д.
В качестве отдельного направления характерологии можно выделить подход, основанный на определении индивидуальных особенностей человека по его позе и положению тела. По мнению некоторых психологов, раскрывается характер человека по тому, как он стоит, как идет, как сидит и даже в какой позе засыпает.
Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномика, имеет хиромантия. Хиромантия (от греч. cheir - рука и manteia - гадание, пророчество) - это система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней. Научная психология отвергает хиромантию, однако изучение пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок к возникновению новой отрасли знания - дерматоглифики. Причем возникновение направления было предопределено научными поисками. Так, в процессе исследований было обнаружено, что формирование рисунка ладоней каждого человека, как и развитие мозга, происходит на третьем-четвертом месяце внутриутробного развития и обусловлено одним и тем же влиянием генного набора родителей или хромосомными отклонениями плода. Поэтому пальцевые узоры следует рассматривать скорее как анатомическую или физиологическую особенность организма, а дерматоглифика может быть поставлена в один ряд с конституционным направлением характерологии, ярким представителем которого является Э. Кречмер.
Кречмер
выделил и описал четыре наиболее
часто встречающихся типа строения
тела, или конституции, человека. В
соответствии с типом телосложения
он выделял типы темперамента. Помимо
этого он предпринимал попытки объяснить
поведение человека, связав его с типом
телосложения. В результате им был сделан
вывод о том, что тип тела каким-то образом
связан со склонностью к психическим заболеваниям.
Например, маниакально-депрессивным психозом
чаще всего болеют с крайне выраженными
чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям
более склонны астеники и атлетики. Хотя
у Кречмера не было научно обоснованных
доказательств высказанной им идеи, практический
опыт показывает, что определенная связь
между типом характера и телосложением
существует, например, у людей с определенным
типом строения тела отмечаются акцентуации
соответствующих черт характера.
2.4. Формирование и воспитание характера у детей.
Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном возрасте появляются первые контуры характера, начинает складываться образ поведения, определенные отношения к действительности. Коллективизм, настойчивость, выдержка, смелость в дошкольном возрасте формирование этих качеств проявляются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.
Большое значение имеют простейшие виды трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы дисциплины, чувства долга, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.
С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается со школьными обязанностями, с рядом строгих правил , определяющих его поведение в общественных местах, школе, дома. Эти обязанности и правила развивают у школьника организованность,
систематичность, настойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, аккуратность, трудолюбие. Важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.
Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и , устранить даже ,как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.
Условием воспитания характера является формирование мировоззрения, идеалов и убеждений. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.
Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей,
воспитываются лучшие черты характера - целеустремленность, коллективизм,
настойчивость. При правильных условиях организации воспитательных
мероприятиях: тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с
соответствующими влияниями семьи.
На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы
литературных героев и их поведение зачастую служат своеобразным образцом, с которым школьник сравнивает свое поведение.
На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родите ли или педагоги. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше
влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится
к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и
своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение
для воспитания характера детей.
Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя,
воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место
занимают этические, или моральные, беседы, цель их - формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для старших школьников один из путей формирования характера - самовоспитание. Однако и у младших школьников учитель должен выработать полезные привычки, воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера.
Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже
есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, отдельным видам деятельности и т. д. Развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.
Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его
индивидуальных
особенностей, следует хорошо знать
их, т. е. глубоко и всесторонне изучить
индивидуальность ученика, но это длительный
процесс. Только хорошее знание
учащегося позволит наметить индивидуальные
мероприятия, по его дальнейшему воспитанию,
или перевоспитанию которые, и приведут
к желаемым результатам.
III.
Личность
3.1
Понятие личность
Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью, субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.
Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. У человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Строение тела новорожденного предполагает возможность прямо ходить, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки – возможность в дальнейшем использования орудий труда и т.д., и этим младенец - уже человек по сумме своих возможностей - отличается от детеныша животного. Это доказывает принадлежность младенца человека к понятию индивид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии "индивид" воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.