Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:18, курсовая работа
Цель работы определить сущность конфликтной ситуации и выявить наиболее эффективные способы ее преодоления.
Задачи работы:
- обозначить понятие конфликтной ситуации;
- указать ее основные особенности;
- выявить отличие конфликтной ситуации от конфликта;
- обозначить основные особенности конфликта;
2.
Затем необходимо рассмотреть
возможность альтернативной
теории и ответить на вопрос,
имеет ли смысл поведение
3.Если
есть возможность, важно
4.
Необходимо ответить на вопрос,
может ли поведение или
5. Необходимо дать понять другой стороне (ссылаясь на факты), что, по-вашему мнению, имеется некоторое непонимание, способствующее конфликту, которое вам бы хотелось устранить. Затем, необходимо описать, в чем, с вашей точки зрения, может состоять причина предконфликтной ситуации или причина неверного предположения и предоставить другой стороне возможность действовать.
Важно быть готовым к объяснению, прояснению или извинению, и демонстрировать свою готовность принять объяснения и извинения другой стороны. В такой ситуации очень важно предоставить другой стороне возможность реабилитировать себя и выйти из затруднения, если в основе конфликта лежит ее неправильное суждение.
Ваша цель состоит только в том, чтобы другая сторона отказалась от своего неправильного предположения, а вовсе не в том, чтобы доказывать эту неправильность. Если ваши противники поймут, что вы пытаетесь доказать их ошибку, то они могут ухватиться за свое ложное предположение как за способ выглядеть лучше в сложившейся ситуации.
Таким образом, наилучшим способом предотвратить конфликт является открытое обсуждение основополагающих предположений обеих сторон; определение, что в них верно, а что – нет; смягчение всех утверждений или действий, сделанных, исходя из ложных предположений. Иначе говоря, открытое обсуждение предположений, осуществленных действий, испытываемых чувств противоборствующих сторон – первый необходимый шаг на пути предупреждения и разрешения конфликтов.
Предложенная Дж. Скотт стратегия предупреждения конфликтов (как и любая другая стратегия) может быть эффективной только при условии ее психологически грамотной реализации. В психологии разработаны технологии, позволяющие организовывать процесс общения, создавая ситуации равенства субъектов взаимодействия. Речь идет о технологиях активного (или рефлексивного) слушания и о технологиях выражения собственных чувств собеседниками. Практика показывает, что применение именно этих технологий способствует предупреждению самых разнообразных конфликтных ситуаций, так как является основным средством, устанавливающим равноправные позиции субъектов общения.
В существующих условиях прогнозирование конфликта возможно лишь на короткий срок и с небольшой долей вероятности. Для того, чтобы прогнозирование было осуществимо, необходимо, чтобы конфликтология сформировала четкие объяснительные модели конфликтов. Но мы с вами знаем, что любому конфликту предшествует предконфликтная ситуация. Без этого конфликт почти невозможен. Иногда такая ситуация бывает молниеносной, и мы уже не в состоянии ничего сделать по предупреждению конфликта. Но чаще предконфликтная ситуация имеет достаточную для предупреждения продолжительность [14, с.28].
Соционика базируется на типологии, разработанной Карлом Густавом Юнгом. Именно он выделил 16 психотипов, к которым можно в той или иной степени отнести всех людей. Определение этих психотипов настолько просто, что каждый из вас с легкостью узнает в одном из них себя. Существуют тесты, состоящие из более чем 70-ти вопросов, включающие 4 возможных варианта ответа на каждый. Но существует и более легкий тест Мегедь-Овчарова состоящий всего лишь из 8 утверждений. Этот тест абсолютно достоверен, поскольку полностью подтверждается самыми сложными тестами. Но этот тест имеет преимущества. Чтобы определить психотип вашего оппонента или родственника или друга с помощью других тестов, нужно заставить человека отвечать на вопросы, а это не всегда удается. Особенно в конфликтных ситуациях [10, с.16].
Психотипы различаются на основе таких противопоставленных пар как:
Экстраверсия – интроверсия
Мыслительность – эмоциональность
Сенсорность – интуитивность
Рациональность - иррациональность.
Для
определения соционического типа воспользуйтесь
цифровым тестом Мегедь-Овчарова представленном
в приложении А (стр. 27).
2.2 Управления конфликтами
Способы разрешения конфликта. Если конфликт не удалось предупредить, и он все-таки возник, необходимо перейти к процессу разрешения конфликта.
При разрешении конфликта необходимо помнить, что он имеет три основные стадии: возникновение, усиление (период обострения противоречий и борьбы его участников) и затухание (период ослабления борьбы и постепенной гармонизации взаимоотношений участников конфликта).
Для успешного разрешения конфликта необходимо:
- перевести конфликт с эмоционального уровня обратно на интеллектуальный. На стадии возникновения и развития конфликт переходит с интеллектуального на эмоциональный уровень, то есть конфликтующие стороны уходят от здравого обсуждения интересующей их проблемы и ставят для себя основную задачу- нанести противнику максимальный эмоциональный, а иногда даже физический урон. Соответственно, до той поры, пока субъекты конфликта не вернутся к поэтапному обсуждению вариантов решения возникшей проблемы, ни о каком разрешении конфликта речи быть не может;
- выровнять позиции оппонентов, так как если один из оппонентов будет считать свою позицию наиболее выгодной и у него сохранится представление о возможности полного обладания объектом конфликта, разрешить конфликт будет трудно;
- устранить противоречие, а не ограничиваться примирением сторон. Примирение сторон не устраняет объекта конфликта, соответственно, не исчерпывает конфликтной ситуации и, как правило, носит демонстративный характер, так как по прошествии некоторого времени стороны снова станут искать повод к возникновению противоборства, и конфликт будет потушен лишь до первого инцидента;
- устранение противоречия путем компромисса. Компромиссом называется добровольный отказ субъектов конфликта от части объекта в пользу своего оппонента с целью завладеть другой частью объекта конфликта. В ходе разрешения конфликта путем компромисса необходимо заранее подготовить блок различных вариантов взаимных уступок, не затрагивающих основных требований противоборствующих сторон [12, с.52].
Бывают
такие ситуации, когда разрешение
конфликта путем компромисса
не представляется возможным. Причиной
может выступать неделимый
- ликвидировать объект конфликта. Например, конфликт в отношении вакантной должности в подразделении между двумя претендентами не прекращается. Руководство назначает на данную должность третье лицо. Таким образом, объект конфликта устраняется, и сам конфликт сходит на нет;
- заменить объект конфликта. Например, с целью разрешения конфликта в подразделении руководство предлагает одному из субъектов равноценную должность в другом подразделении;
- разрешить конфликт путем привлечения третейских судей, в качестве которых рекомендуются сотрудники коллектива подразделения, представители общественности и т.п.;
- устранить возможность вступления в контакт субъектов конфликта. Этот крайний вариант разрешения конфликта заключается в создании условий, устраняющих возможность взаимодействия конфликтующих сторон и коллектива, и переводе сотрудников в разные подразделения [13, с.34].
Средством реализации процесса разрешения конфликта может выступать различная тактика, состоящая из совокупности способов и приемов воздействия на оппонента в конфликте: рациональное убеждение; дружеское обращение; заискивание; заключение сделок; демонстративные действия; давление; апелляция к власти; санкционирование; коалиция.
Важную роль в разрешении конфликта играют следующие факторы: адекватность отражения конфликта; открытость общения конфликтующих сторон; создание климата доверия; определение существа конфликта.
Необходимо иметь в виду, что имеется ряд психологических явлений, затрудняющих адекватное отражение конфликта:
-
так называемая «иллюзия
-
«поиски соринки в глазу
-
упрощение конфликтной
И, наконец, существуют основные принципы разрешения конфликта, предложенные еще Р. Фишером, У. Юри в известной книге «Путь к согласию, или Переговоры без поражения» (М.: Наука, 1990) [15, с.72]:
1) отделение людей от проблемы;
2)
внимание интересам, а не
3)
предложение взаимовыгодных
4)
использование объективных
Линии
поведения в конфликтных
Автор теста «Описание поведения» К. Томас выделяет пять вероятных линий поведения личности в ситуации конфликта:
- соревнование (конкуренция, соперничество) как стремление добиться удовлетворения собственных интересов в ущерб другому;
- приспособление, означающее, в отличие от соревнования, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
- компромисс, то есть принесение в жертву части собственных интересов при условии удовлетворения другой части личных интересов;
- избегание, для которого характерно отсутствие как стремления к кооперации, так и тенденции к достижению собственных целей;
-
сотрудничество, когда участники ситуации
приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей
интересы обеих конфликтующих сторон.
Заключение
В ходе работы мы выяснили, что под конфликтной ситуацией обычно понимают такое стечение обстоятельств, которое объективно создает почву для реального противоборства между социальными субъектами.
Несмотря на то, что конфликтная ситуация может складываться как объективно, так и субъективно, исследователи отмечают, что осознание конфликта предполагает элементы субъективизма и поэтому является в определенной мере искаженным.
Конфликт, наука конфликтология, определяет как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Существует
несколько точек зрения на положительные
и отрицательные стороны