Технология предупреждения конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы определить сущность конфликтной ситуации и выявить наиболее эффективные способы ее преодоления.
Задачи работы:
- обозначить понятие конфликтной ситуации;
- указать ее основные особенности;
- выявить отличие конфликтной ситуации от конфликта;
- обозначить основные особенности конфликта;

Работа содержит 1 файл

Курсовая -Технология Предупреждения Конфликтов-.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

     Как уже указывалось выше, источником конфликта является противоречие, которое  возникает там, где есть рассогласование:

     -  знаний, умений, способностей и личностных  качеств;

     -  функций управления, эмоциональных,  психических и других состояний;

     -  технологических, экономических  процессов и т.д.;

     -  целей, средств и методов деятельности;

     -  мотивов, потребностей, ценностных  ориентации;

     -  мнений, взглядов, убеждений;

     -  понимания и интерпретации информации;

     -  ожиданий, позиций;

     -  оценок и самооценок.

     Структура конфликта как совокупность необходимых  и достаточных элементов при  одномоментном статическом срезе, включает в себя:

     - конфликтную ситуацию;

     - проблему, которая включает интересы, позиции и объект спора;

     - стратегию – способ поведения  участников конфликта;

     - инциденты – события, конкретная  ситуация в которой проявились  противоречия;

     дополнительные  сведения;

     -наличие  нейтрального или третьего лица, например, медиатора;

     - соотносительность сил, например, конфликт между ребенком и  родителем [9, с.82].

     Существует  четыре типа конфликтов:

     1. Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Например, учитель дает задание сделать контрольную работу, и разрешает пользоваться тетрадями с записями и выходит из класса. По возвращении он отбирает у одного из учеников тетрадь и ставит ему «пару» за списывание. Часто такой конфликт переходит в межличностный.

     Внутриличностный  конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями.

     2. Межличностный конфликт самый распространенный. Чаще всего это борьба руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее начальство выделить их именно ему, а не другому руководителю.

     Межличностный конфликт может также проявляться  и как столкновение личностей, т.е. люди с разными характерами, несовместимыми темпераментами просто не в состоянии ладить друг с другом.

     3. Конфликт между личностью и группой. В связи с тем, что производственные группы устанавливают свои нормы поведения и правила, случается, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. Таким образом, между личностью и группой появляется конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.

     4. Межгрупповой конфликт. Поскольку структурно организации обычно состоят из множества как формальных, так и неформальных групп между группами могут возникнуть конфликты [8, с. 94].

     Как разновидность конфликта выделяют и интриги. Под интригой понимается «намеренное нечестное действие, выгодное инициатору, которое вынуждает коллектив или личность к определенным поступкам и этим наносит коллективу и личности ущерб». Интриги, обычно, тщательно продумываются и планируются, и имеют свою сюжетную линию.

     По  степени остроты противоречий конфликты  подразделяются на следующие виды: недовольство, разногласие, противодействие, вражда.

     По  проблемно-деятельному признаку различают  конфликты управленческие, педагогические, производственные, экономические, творческие, политические и др.

     Необходимо  учитывать, что любой конфликт характеризуется  несовпадением интересов и потребностей конфликтующих сторон. Несовпадение может быть действительным (когда имеется действительное несовпадение целей, потребностей и интересов партнеров - в этом случае мы говорим о собственно конфликтном взаимодействии) и мнимым, ложным (характеризующимся мнимым несовпадением таковых, когда непонимание целей партнера ведет к тому, что кажется, будто он ведет себя не так -  такими являются большинством бытовых конфликтов) [6, с.56].

     Если  человеком овладевает гнев, решения  его неизбежно становятся непригодными.

     Функция конфликта - определенное назначение конфликта  в зависимости от принятых норм в  группе, коллективе, обществе. Долгое время  считалось, что конфликты вредны и пользы от них нет никакой, они  ведут лишь к различного рода потерям. В 1956 г. ученый Л. Козер (США) в работе «Функции социальных конфликтов» предложил рассматривать положительные функции конфликта в отношении организации и участников конфликта.

     В настоящее время выделяют следующие  функции конфликта:

     - позитивные (разрядка напряженности между конфликтующими сторонами, получение новой информации об оппоненте, сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом, стимулирование к изменениям и развитию; снятие синдрома покорности у подчиненных; диагностика возможностей оппонентов);

     - негативные (большие эмоциональные,  материальные затраты на участие  в конфликте, увольнение сотрудников,  снижение дисциплины, ухудшение  социально - психологического климата  в коллективе, представление о  побежденных группах, как о врагах, чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе, уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников после завершения конфликта, сложное восстановление деловых отношений -- «шлейф конфликта»).

     Движущей  силой в конфликте является любопытство или стремление человека или победить, или сохранить, или улучшить свое положение, безопасность, устойчивость в коллективе или надежда на достижение поставленной в явном или не явном виде цели.

     Как поступить в той или иной ситуации, часто бывает не ясно.

     Характерной особенностью любого конфликта является то, что ни одна из участвующих сторон не знает заранее точно и полностью  всех решений, принимаемых другими  сторонами, их будущее поведение, и, следовательно, каждый вынужден действовать в условиях неопределенности [1, с.82]. 
 
 
 
 

  1. Технология  предупреждения конфликтов
    1. Прогнозирование и профилактика конфликтов

     Ни  один социальный конфликт не возникает  мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются  в течение некоторого времени, предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.

     Прогноз - это вероятностное научно обоснованное суждение относительно наблюдаемого состояния  объекта в определенный момент времени. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.

     Прогнозирование конфликта ставит перед собой  следующие задачи:

     - определить возможность возникновения  конфликта с упреждением во  времени;

     -   выявить варианты развития конфликта;

     -  определить возможные варианты поведения участников конфликта;

     -  определить возможные пути разрешения  конфликта.

     В задачу прогноза не входит получение  ответа на вопрос «что будет», он отвечает на вопрос - «что будет, если будут иметь  место определенные основания».

     В том случае, когда конфликт развился и приобрел собственную динамику, прогнозируется уже ход его развития. И возможные перспективы его реализации и разрешения.

     Психологический уровень предотвращения конфликта  предполагает воздействие на факторы  субъективного характера (личностные особенности поведения в конфликтной ситуации) [4, с.71].

     Такие известные в социальной психологии методы, как психотерапия, психологическое         консультирование,       социально-психологический    тренинг, могут       выполнять    не   только   функцию       разрешения,    но   и   функцию предупреждения конфликта, если они применяются на предконфликтной фазе.

     Фаза  и тип конфликта являются определяющими  при выборе метода, приемов и способов работы с ним. Кроме указанных  методов в психологии существует и разрабатывается огромное количество отдельных приемов и способов, направленных на недопущение и предотвращение конфликтных ситуаций. Многие зарубежные и отечественные авторы предлагают подробное их описание в различных литературных источниках. Все они связаны с улучшением процесса общения.

     Основной  предпосылкой, усугубляющей предконфликтную  ситуацию с точки зрения многих психологов, является нарушение равенства позиций  сторон. Частично это проявляется  в таких поведенческих характеристиках, как закрытость и оценочность позиций обоих или одного из партнеров по общению. Закрытость позиции проявляется в сокрытии субъектом своих мотивов, интересов, чувств, информации, касающихся возникшей проблемной ситуации. Скрытые чувства, нужды, интересы порождают ложную ориентацию конфликтующих сторон относительно друг друга, неверные предположения и, соответственно, неадекватное реальной ситуации поведение. Поэтому, если реакция человека слишком отличается от той, которую можно было бы ожидать в сложившейся ситуации, необходимо остановиться и попытаться определить, какие глубинные проблемы и нужды она может отражать? Для этого Дж. Скотт предлагает следовать разработанной ею схеме анализа ситуации:

1.Необходимо  попытаться принять точку зрения  другой стороны и взглянуть на ситуацию ее глазами: что могут думать о сложившейся ситуации представители другой стороны?

2.Следует    посмотреть   на       свое    поведение   с   точки   зрения противоположной  стороны. Не сделали ли Вы  чего-либо такого, что не было  бы ими понято?

3.Необходимо  понять, не испытывают ли представители  другой стороны в настоящий  момент давление каких-то обстоятельств,  которые могли бы вызвать такую  реакцию.

4.Важно     подумать   над     тем,       каким   способом   предложить  представителям другой стороны обсуждение реальных причин конфликта.

5.Обязательно  продемонстрировать свою восприимчивость  к нуждам своих противников,  проявить заботу о них, отметить  свою готовность затратить время  на то, чтобы понять их.

6.Необходимо  быть готовым отложить в сторону собственные интересы, чтобы иметь возможность сосредоточить свое внимание на нуждах другой стороны. О своих интересах можно позаботиться позже, в настоящий момент важно показать представителям противоположной стороны, что вы признаете их нужды и готовы сделать все от вас зависящее, чтобы удовлетворить их, потому что видите, как им сейчас нелегко.

Такое поведение является демонстрацией  вашего стремления подойти к решению  возникших противоречий с позиций  равенства. Первыми шагами в этом направлении являются следующие:

1) необходимо  открыть друг другу свои истинные  намерения и интересы;

2) важно  открыть друг другу свои чувства.

Последовательность  указанных шагов зависит от особенностей конкретной предконфликтной ситуации. Если эмоции накалены, то лучше сначала прояснить чувства сторон по отношению к ситуации и друг к другу. В случае, когда эмоции под контролем, можно начинать с прояснения интересов сторон в отношении предмета противоречий.

     Одним    из    эффективных     способов     предотвращения    конфликтных ситуаций является предложенная Дж. Скотт превентивная стратегия поведения. Она заключается в определенной последовательности действий.

     1. Итак, в случае неясности и  неопределенности, сложившейся в  процессе общения двух сторон, необходимо каждой из них оценить, в какой мере ее предположения основываются на фактах, а в какой – на собственных чувствах.

Информация о работе Технология предупреждения конфликтов