Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:18, курсовая работа
Цель работы определить сущность конфликтной ситуации и выявить наиболее эффективные способы ее преодоления.
Задачи работы:
- обозначить понятие конфликтной ситуации;
- указать ее основные особенности;
- выявить отличие конфликтной ситуации от конфликта;
- обозначить основные особенности конфликта;
Введение
Управление
конфликтом представляет собой сознательную
деятельность по отношению к нему,
осуществляемую на всех этапах его
возникновения, развития и завершения
участниками конфликта или
Особенности управления конфликтами во многом определяются их спецификой как сложного социального явления. Важным принципом управления конфликтом является принцип компетентности:
-
люди, вмешивающиеся в развитие
конфликтной ситуации, должны обладать
общими знаниями о характере
возникновения, развития и
-
необходимо собрать
Управлять можно только тем, что хорошо знаешь. В противном случае управление может привести к результатам худшим, чем те, которые были бы при естественном развитии событий.
Регулирование конфликтов требует соблюдения еще одного принципа. Можно пытаться заставить оппонентов отказаться от своих намерений, не допускать их борьбы и т.п. Лучше все же дать возможность людям защищать свои интересы, но добиться, чтобы они делали это путем сотрудничества, компромисса, избегания конфронтации. Желательно не менять радикальным образом содержание развития событий, а сделать так, чтобы форма разрешения назревшего противоречия была конструктивной, мирной.
Управление конфликтом – это сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной.
Важным
способом управления конфликтами является
их профилактика. Профилактика конфликтов
заключается в такой
Профилактика конфликтов – это их предупреждение в широком смысле слова. Цель профилактики конфликтов – создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними.
Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их. Поэтому проблема конструктивного разрешения конфликтов, кажущаяся на первый взгляд более важной, на самом деле не является таковой. Профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их разрешать. Она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт.
В современной жизни конфликт, к сожалению, является одним из неотъемлемых факторов человеческого существования, а соответственно частью нашей жизни. По сути, вся история человечества представляет собой историю конфликтов, кризисов, недопонимания и борьбы.
Конфликтные ситуации сопровождают нас с рождения. Они присутствуют в нашем отношении к самим себе, во взаимоотношениях с близкими людьми, коллегами по работе. Мы наблюдаем их возникновение и развитие в коллективе, где учимся или работаем. Включая телевизор, мы получаем информацию о межнациональных конфликтах и их разрешении.
Проблема разрешения конфликтных ситуаций имеет огромное значение в жизни практически каждого человека. Сегодня тема данной работы приобретает свою актуальность еще и благодаря проекции ее не только на межличностные отношения, но и на межнациональные.
Цель работы определить сущность конфликтной ситуации и выявить наиболее эффективные способы ее преодоления.
Задачи работы:
- обозначить понятие конфликтной ситуации;
- указать ее основные особенности;
- выявить отличие конфликтной ситуации от конфликта;
- обозначить
основные особенности
- выявить
наиболее действенные способы
преодоления конфликтных
- рассмотреть профилактику конфликтов по схеме Дж. Скотта
Предмет
исследования - конфликты (технологии
предупреждения).
1.1
Определение понятия
«конфликт»
Понятие "конфликт" характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях.
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоречивых или несовместимых сил.
Конфликт
– это факт человеческого существования.
Многие люди воспринимают историю человечества
как бесконечную повесть
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды… В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать [11, с.51].
Конфликт не возникает вдруг. Причины его накапливаются и зреют иногда довольно длительное время.
Самым общим образом конфликт можно определить как "предельное обострение противоречий". Психологи также подчеркивают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.
Определяющим
в происхождении конфликтов выступает
соответствующее сочетание
Определяющую роль в восприятии человеком конфликтности ситуации играет субъективная значимость противоречия, лежащего в основе конфликта, или тот "личностный смысл", который это противоречие имеет для данного индивида. Этот личностный смысл определяется всем индивидуальным жизненным опытом человека, точнее - такими характеристиками его личности, как ценностный ориентации и мотивация [3, с.57].
Момент
осознания ситуации как конфликтной связан
также с превышением индивидуального
порога толерантности. Этот универсальный
психологический механизм возникновения
конфликтов не исключает возможности
последующей многовариантности в развитии
конфликтной ситуации.
1.2 Основные стадии развития конфликта
В динамике развития конфликтных взаимоотношений можно выделить следующие этапы:
1)
осознание опасности
2)
участники приходят к
3)
наступает физиологическая
4)
выбор стратегий поведения,
а) выход из конфликта,
б) борьбу за частичное удовлетворение своих потребностей,
в) борьбу за полное удовлетворение собственных интересов;
5)
выбор тактики борьбы в
6)
выход из конфликта. На этом
этапе происходит завершение (разрешение
конфликта) либо дальнейшее
Если
динамику конфликта изобразить схематически,
то это будет выглядеть следующим
образом: событие (явление) -> возникновение
противоречий -> конфликтная ситуация
-> инцидент -> конфликт -> выявление
источников конфликта -> поиск путей
разрешения конфликта -> разрешение конфликта
[7, с.37].
1.3 Структура, функции и виды конфликтов
Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру. Ее схематично можно изобразить следующим образом:
С - О - С,
где С - субъект конфликта, О - объект конфликта.
Чем более неделим объект конфликта, тем острее он протекает. Для уточнения понятия неделимости объекта конфликта необходимо дать точное определение объекта и предмета конфликта.
Лица, вовлеченные в конфликт, в зависимости от отношения к нему могут классифицироваться следующим образом:
- участник конфликтной ситуации - субъект (лицо, группа, организация), непосредственно вовлеченный во все фазы конфликта;
- противник - субъект, придерживающийся противоположной точки зрения по отношению к основному, исходному или непосредственному предмету конфликта;
- оппонент - участник дискуссии (спора), имеющий противоположные точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы.
Оппонентов
конфликта принято подразделять
по типу на сильных (имеющих более
высокий уровень знаний, умений,
способностей и личностных качеств
по сравнению с другими
Принято считать, что оппонент 1-го ранга в процессе конфликта отстаивает личные интересы; оппонент 2-го ранга - свои интересы в совокупности с интересами малой группы; 3-го ранга -личные интересы в совокупности с интересами большой социальной группы. Соответственно, чем выше ранг оппонента, тем более он выражает общественные интересы, тем больше у него шансов полностью овладеть объектом конфликта [5, с.68].
Зачастую термин «конфликт» употребляется применительно к понятию «конфликтная ситуация». Чтобы правильно различать данные термины, целесообразно рассмотреть следующую схему: событие (явление) - противоречие - конфликтная ситуация - инцидент - конфликт.
Как следует из этой схемы, после возникновения определенного события между субъектами появляется противоречие, что приводит к образованию конфликтных отношений.
В ходе этого противостояния субъекты конфликта ищут повод для открытого столкновения, который далеко не всегда напрямую связан с основной причиной конфликта. Этот повод дает возможность для возникновения инцидента.