Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:24, реферат
Конфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека. Не вызывает сомнения, что на конфликт в целом, независимо от его разновидности влияют множество условии, в том числе общественная и социально – политическая обстановка в стране. В последнее время резко возросло количество конфликтов в системе «человек – человек», на всех ее уровнях: от детей до взрослых.
Проблеме конфликта в последнее время уделяется большое внимание, как в научных кругах, так и среди педагогов, психологов-практиков.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1.Понятие конфликта.............................................................................................5
2.Технология предупреждения конфликтов.
2.1.Основные приемы предупреждения конфликтов.....................................8
2.2.Оптимальные управленческие решения..................................................13
2.3. Основные психологические причины некомпетентных конфликтных решений..............................................................................................18
2.4. Предупреждение конфликтов компетентным оцениванием................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...................................................................................................24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................25
Воздействовать на проблемную ситуацию взаимодействия можно по двум направлениям: влиять на свое поведение и воздействовать на психику и поведение оппонента. Второй способ более сложен. Как показывает практика, проще и эффективнее воспользоваться способами и приемами коррекции своего отношения к предконфликтной ситуации и поведения в ней, поскольку ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением человека грамотно общаться. Для предотвращения конфликта часто бывает достаточно изменить свое отношение к ситуации и скорректировать свое поведение в ней.
Существуют основные приемы «грамотного общения» с целью предупреждения конфликтов. Предконфликтная ситуация возникает обычно не внезапно, а постепен-но. Важно вовремя определить, что эмоциональный накал спора начинает превы-шать допустимый, и грамотно прекратить его. Признаками обострения спора могут быть мимика, покраснение лица, жесты, содержание, темп и тембр речи. Грамотно прекратить или сгладить спор можно следующими приемами:
Для грамотного общения необходимы не только приемы предупреждения кон-фликтов, но и необходимо чувствовать, когда именно нужно применять эти приемы, в какой ситуации, с кем и при каких обстоятельствах. От умения правильно сориен-тироваться и применить нужный прием зависит атмосфера общения с людьми. Это умение является основным условием бесконфликтного взаимодействия.
Воздействовать на партнера можно разными способами и приемами. При воздействии мы пытаемся изменить, подкорректировать отношение партнера к конфликтной ситуации и поведение в ней.
Часто поводом к конфликту служат критика руководителем работы и поступков подчиненного, критические высказывания по отношению к коллеге по работе, члену семьи и т.д. Поэтому важно, чтобы критика носила позитивный, конструктивный характер. Критикуя другого, необходимо соблюдать ряд правил, знать структуру конструктивной критики, понимать характер критики и придерживаться конкретных целей. К критике нужно относиться осторожно, как к оружию, которым можно ранить партнера. Для сохранения отношений сторон важно то, как партнер воспринимает критику. Если критикуемый позитивно настроен на восприятие критики, то она выполняет конструктивную роль. Необходимо помнить следующее:
2.2.Оптимальные управленческие решения
Возьмем для рассмотрения самую распространенную причину возникновения конфликтов у руководителей. Более половины конфликтов во взаимоотношениях руководителей среднего звена непосредственно связано с организацией их взаимодействия в процессе совместной деятельности. Еще больше конфликтов вызывается противоречиями совместной деятельности в диаде «начальник — подчиненный». Одна из основных причин конфликтов, возникающих в процессе совместной деятельности, - принятие людьми некомпетентных решений, прежде всего управленческих. Такие решения провоцируют конфликты между их авторами и исполните-лями, а также другими людьми, чьи интересы данные решения затрагивают. Принятие обоснованных управленческих решений - важнейшее условие предупреждения конфликтов всех уровней.
Рассмотрим этапы подготовки управленческого решения. Прежде чем принять решение по поводу того, как действовать в той или иной ситуации, необходимо проделать определенную предварительную работу, имеющую свои этапы. Каждому этапу соответствует определенный вопрос, ответ на который и необходимо найти при выполнении этапа.
Этапы принятия решения:
Первый этап. Общеизвестно, что прежде чем управлять, необходимо собрать информацию о текущем состоянии объекта управления. Это и есть первый этап подготовки управленческого решения. Его содержанием является построение ин-формационной модели состояния объекта управления. Такая модель называется описательной, поскольку с ее помощью мы даем описание того, в каком состоянии находится объект управления. Чем более объективно и всесторонне мы оценим сос-тояние объекта управления, тем более эффективным и менее конфликтным будет наше решение. Информационная модель, описывающая текущее состояние объекта управления, позволяет ответить на вопрос: «Что есть?». Трудности первого этапа: лица, принимающие решение, в силу многих причин нередко имеют искаженное представление о состоянии объекта управления, так как положение дел часто при-украшивается, иногда существенно. Смысл заключается не только в том, чтобы получить подробную информацию об объекте управления, но и в том, чтобы эта информация объективно отражала позитивные и негативные моменты в его состоянии; для принятия эффективного управленческого решения важно выявить тенденции в раз-витии объекта управления до настоящего времени. Однако в реальной жизни руководители нередко пренебрегают их выявлением. Одной из причин этого может быть поверхностное знание ими объектов, которыми они управляют.
Второй этап. Предположим, что мы сформировали описательную модель объекта управления, определили, в каком состоянии он находится, выявили тенденции его развития. Можно ли теперь решать, что делать, как управлять? Да, но управленческое решение, принятое на основе только описательной модели, будет поверхностным. Для того чтобы управлять эффективно, необходимо не только глубоко и всесторонне оценить состояние объекта управления, но и объяснить причины такого состояния, определить движущие силы развития объекта управления. Поэтому на втором этапе подготовки решения мы даем ответ на вопрос: почему, по каким причинам объект управления находится в таком состоянии, в котором он оказался? Эта модель называется объяснительной и позволяет ответить на вопрос: «Почему так?».
Третий этап. Для принятия эффективного управленческого решения крайне важно учитывать не только динамику состояния дисциплины за прошедшее время, но и прогноз ее изменений в будущем. Представив и оценив возможные варианты развития объекта управления в будущем, мы тем самым строим прогностическую модель. Она позволяет ответить на вопрос: «Что будет?». Причем прогноз осуществляется при условии, что мы не вмешиваемся в развитие объекта управления и имею-щиеся тенденции развития сохранятся в будущем. Если это прогнозируемое состояние существенно отличается от того, что нам необходимо, то управленческое решение будет одним. Если же тенденции развития объекта управления благоприятны и прогнозируемые состояния мало отличаются от необходимого, то управленческое решение может быть совершенно другим. Поэтому решения, принимаемые без прогноза, не могут быть оптимальными и часто приводят к конфликтам.
Особенности прогностической модели. Одной из особенностей прогностической модели является ее вероятностный характер. События могут развиваться так, как мы предполагаем, но этого может и не быть. Чтобы уменьшить негативные последствия несовпадения наших прогнозов с реальным развитием событий, рекомендуется следующий прием. Прогноз должен предполагать три основных варианта будущих изменений в объекте управления:
Четвертый этап. Ключевые моменты в будущем развитии событий все же необходимо прогнозировать. Без хороших прогнозов трудно рассчитывать на успех в управленческой деятельности, управлять событиями - это значит уметь их предвидеть. Нужно достаточно ясно представить, чего же мы хотим, в какое состояние необходимо привести объект управления. Этот четвертый этап подготовки решения называется построением модели целей, непростое занятие. Од-нако без четкого и дальновидного определения целей управление не может быть эффективным.
При определении целей можно выделить три уровня целей:
1.конечных 2.промежуточных 3.ближайших.
В свою очередь
конечные и промежуточные цели могут
быть представлены неоднозначно, а
также вариативно, в виде программы
«минимум» и программы «
Пятый этап. После того как мы определились с целями руководства, уяснили, че-го мы хотим, можно принимать управленческое решение. Оно должно дать ответ на вопрос: «Что делать?». Построение управленческой модели является пятым этапом в процессе подготовки и принятия решения.
Шестым этапом в принятии управленческого решения является ответ на вопрос: Как делать? Наши желания относительно того, каким бы мы хотели видеть в буду-щем объект управления, станут более реальными, если мы ответим на вопрос: «Ка-кими силами, средствами, временем, методами, технологиями мы располагаем, что-бы претворить намечаемое в жизнь?» Половина из того, что хотелось бы сделать, часто становится невыполнимой из-за отсутствия условий или ресурсов. Именно поэтому качество проработки технологии выполнения решения не должно быть ниже качества определения того, что необходимо сделать.
Системообразующие факторы каждой из шести моделей кратко выглядят следу-ющим образом: важнейшим системообразующим фактором всех без исключения мо-делей, создаваемых при обосновании и принятии решения по управлению социальными и социотехническими системами, является человек. Самое главное заключено в человеке, который является единственной движущей силой любой организации, любого дела. Человек также основной источник всех трудностей и проблем. Причины достижений и промахов в работе организации следует прежде всего искать в человеке.
Остальные этапы принятия управленческого решения заключаются в том, что всякое знание относительно. Рекомендации, данные выше, не годятся на все случаи жизни. Не может так быть, что после принятия хорошего решения основное уже сделано. Жизнь настолько сложна, динамична и разнообразна, что предусмотреть абсолютно все никогда и никому не удается. В ходе реализации решения обычно возникают ситуации, требующие уточнения, пересмотра и даже принятия принципиально иного решения. Претворение решения в жизнь - это седьмой, наиболее сложный и наименее изученный этап управленческой деятельности .