Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:24, реферат
Конфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека. Не вызывает сомнения, что на конфликт в целом, независимо от его разновидности влияют множество условии, в том числе общественная и социально – политическая обстановка в стране. В последнее время резко возросло количество конфликтов в системе «человек – человек», на всех ее уровнях: от детей до взрослых.
Проблеме конфликта в последнее время уделяется большое внимание, как в научных кругах, так и среди педагогов, психологов-практиков.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1.Понятие конфликта.............................................................................................5
2.Технология предупреждения конфликтов.
2.1.Основные приемы предупреждения конфликтов.....................................8
2.2.Оптимальные управленческие решения..................................................13
2.3. Основные психологические причины некомпетентных конфликтных решений..............................................................................................18
2.4. Предупреждение конфликтов компетентным оцениванием................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...................................................................................................24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................25
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
“Волгоградский
государственный социально-педагогический
университет”
Факультет математики, информатики и физики
Кафедра
информатики и информатизации образования
Реферат на тему:
«Технология
предупреждения конфликтов»
Выполнила: студентка III курса
группы ПИ-31
Чекалова
Вероника Владимировна
Проверила:
Павлова
Е. В.
Волгоград
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................
1.Понятие
конфликта.....................
2.Технология предупреждения конфликтов.
2.1.Основные приемы предупреждения конфликтов....................
2.2.Оптимальные управленческие решения.......................
2.3. Основные психологические причины
некомпетентных
конфликтных решений.......................
2.4. Предупреждение конфликтов компетентным оцениванием................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
..............................
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ....................
ВВЕДЕНИЕ
Конфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека. Не вызывает сомнения, что на конфликт в целом, независимо от его разновидности влияют множество условии, в том числе общественная и социально – политическая обстановка в стране. В последнее время резко возросло количество конфликтов в системе «человек – человек», на всех ее уровнях: от детей до взрослых.
Проблеме конфликта в последнее время уделяется большое внимание, как в научных кругах, так и среди педагогов, психологов-практиков. Достаточно неплохо разработана теория конфликта и технология его предупреждения И. Муравьевой, М.В. Шакуровой, Е.В. Змановской. Обобщение и систематизацию разрешения межличностного конфликта предложила Т.А. Шишковец, основываясь на позициях гуманистического подхода, рассматривает классический вариант разрешения и предупреждения конфликтов.
Данная проблема имеет особую актуальность, что обусловлено, по крайней мере тремя обстоятельствами.
Первое связано с общей тенденцией нарастания социальной напряженности в обществе, ухудшением воспитательной системы с подрастающем поколением. Углубляются процессы социальной дифференциации, стратификации нашего общества, ухудшаются условия жизни и деятельности большинства населения, снижается социальная и психологическая защищенность личности и, как следствие всего этого, значительное нарастание психической напряженности людей, конфликтности, агрессивности.
Второе вытекает из особенностей профессиональной деятельности, которая сама по себе часто имеет для человека повышенно-стрессовый и даже экстремальный характер.
Третье:
проблема конфликтов и конфликтных
отношений - это проблема здоровья человека,
здоровья и психического и физического.
Следствием многих конфликтов является
ухудшений здоровья участвующих
в них сторон.
1.Понятие
межличностного конфликта
Существо конфликта можно определить как отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая из участвующих в конфликте сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Конфликт обычно ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, напряжением и другими эмоционально-негативными явлениями. Бытует мнение, что конфликт всегда нежелателен, что его надо немедленно разрешать, поскольку он разрушает человеческие взаимоотношения, а, следовательно, отрицательно сказывается на результатах совместной работы. Однако многие западные теоретики и практики менеджмента считают, что с точки зрения эффективного управления некоторые конфликты могут быть не только полезны, но и желательны. Конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, позволяет проанализировать большое количество альтернатив. Это делает процесс выработки решения более эффективным, дает возможность людям выразить свои мысли и чувства, удовлетворить свои потребности в уважении и власти. Конфликт изначально предполагает противоборство. Разница заключается лишь в том, что является источником противоборства. Под конфликтом, например, в психологии понимают столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми негативными переживаниями. Педагогика же определяет конфликт, как напряжение в отношениях, возникшее в результате явных или скрытых противоречий, столкновения различных позиций, стремлений, мотивов людей, выливающееся в борьбу сторон.
Российские конфликтологи Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк уточняют понятие конфликта. По их мнению, конфликт - это деятельность людей, и, следовательно, всегда предполагает преследование цели. Приписывание конфликтному действию категории цели позволяет выделить в качестве конфликтующих сторон только те, которые способны к целесообразному, сознательному поведению, то есть к осознанию своей позиции, планированию своих действий, сознательному использованию средств. Отсюда следует, что конфликтующие стороны обязательно должны быть деятельными субъектами. И это позволяет отделить реальных участников конфликта от таких индивидов и групп, которые выступают в качестве инструментов, орудий, средств борьбы каких-либо субъектов конфликтного взаимодействия.
Таким образом, общее в определении сторон, это как уже отмечалось – разногласие, противоборство. Многообразие определений современности приводит к мысли о том, что конфликт, многозначное понятие, характеризующее разногласие в какой либо сфере жизнедеятельности человека. И если речь заходит о человеке, то следовательно, первичны конфликты людей, построенные по определенным позициям, или проблемам.
Под межличностным же конфликтом понимается процесс разрешения возникающих между людьми противоречий по вопросам личной или служебной жизни и деятельности, происходящий в форме взаимного противодействия сторон и сопровождающийся отрицательными эмоциональными состояниями.
Конфликт - это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон при решении проблемы, имеющей личностную значимость для каждого из его участников.
А. Дмитриев, В. Кудрявцев и Г. Кудрявцев предлагают четко разграничивать предмет и объект конфликта. Под предметом конфликта, пишут они в книге «Введение в общую теорию конфликтов», мы понимаем объективно существующую или воображаемую проблему, служащую причиной разбора между сторонами. Предмет конфликта - это и есть основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Объектом же конфликта может выступать любой предмет материального мира или социальной реальности.
Различия в представлениях и ценностях ведут к конфликту, потому что, вместо того чтобы объективно анализировать проблему, люди часто рассматривают только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые благоприятны лишь для их группы и личных потребностей. Эта тенденция - весьма распространенная причина конфликтов.
Необходимо
также выяснить, какова основная структура,
вытекающая из определения. Конфликт как
социально-психологический
предмет конфликта - проблема, по поводу которой он возникает;
конфликтную ситуацию, в которой выражаются характер и степень противоречия (это ситуация, которую хотя бы один из партнеров по общению воспринимает как угрожающую, ограничивающую его возможности, ущемляющую его личное достоинство, честь и т. п.);
участников конфликта, преследующих свои цели и стремящихся эти цели реализовать через конфликт;
повод к столкновению сторон;
инцидент как действия сторон по взаимному противостоянию в тех или иных формах;
средства и способы их использования конфликтующими сторонами;
условия,
в которых возникает и протекает конфликт.
Принято выделять два основных условия возникновения конфликта:
1)
наличие базы, основы конфликта
в виде возникновения
2) наличие инцидента, т.е. люди должны пойти на конфликт, столкновение, противоборство.
Таким
образом, основная первичная причина
конфликта – это
2.Технология предупреждения конфликтов.
2.1.Основные приемы предупреждения конфликтов.
Предупреждение конфликта— это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на общественную ситуацию. Естес-твенно, что такая деятельность представляет собою активное вмешательство упра-вляющего субъекта в реальный процесс общественных отношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. В таком случае стихийный ход процесса может быть прерван, при условии разумного вмешательства, целесообразного с точки зрения интересов общественных сил. Каждый конфликт возникает по конкретным причинам и в определенных условиях, что является отражением более общих проблем и противоречий. Для предупреждения конфликтов необходимо выявление и изучение их причин. Устранение причин конфликта является наиболее эффективной формой его предупреждения. Предупреждение конфликта заключается в воздействии на его элементы до того как возникло открытое противостояние.
Эффективность предупреждения этнических и межгосударственных конфликтов невелика в силу того, что постороннее вмешательство в конфликт на латентной ста-дии может восприниматься как неэтичное и неправомерное. Невозможно предупредить любой конфликт, возникающий в обществе. Конфликт возникает из отношений господства и подчинения в системе отношений неравенства. Он есть универсальная, абсолютная форма человеческого общежития. Конфликт необходимо сделать пред-метом общественного сознания и внимания. Это поможет определить реальные при-чины конфликта, область его возможного распространения.
Предотвращение конфликта сводится к планированию и реализации ряда опера-ций, предпринимаемых одним из участников конфликта или обеими сторонами. Здесь большое значение имеет уточнение прав и обязанностей, справедливое распре-деление ответственности и обязательств на основе общепри-нятых норм и ценностей. Чтобы предотвратить конфликт, надо знать каких норм и правил придерживается каждая сторона конфликта. Когда люди придерживаются различных норм и правил, тогда они в конфликте обвиняют друг друга в недостаточной или чрезмерной ответственности. Желательно, чтобы каждая сторона имела возможность вы-сказать свои претензии без перебивания, по очереди. Полезно бывает, чтобы обе стороны постарались взглянуть на ситуацию глазами стороннего наблюдателя, не привязанного к точке зрения ни одной стороны.
Стратегия предупреждения конфликтов предусматривает осуществление таких принципов, как своевременность действий по предупреждению возможных кол-лизий, оперативность. Не любые конфликты общественные субъекты стремятся предотвратить. В иных конфликтах они заинтересованы. Стимулирование конструктивных конфликтов, являющихся двигателем прогрессивных изменений, модернизации общественной системы, составляет весьма существенную сторону социального управления. Речь не идет об искусственном нагнетании конфронтаций, о насаждении враждебности в обществе. Стратегия стимулирования конфликта - это стратегия мобилизации активности того или иного общественного субъекта при решении жизненно важных проблем, стратегия развития позитивной инициативы, достижения оптимального эффекта социального управления.
Для предупреждения конфликтов очень важно знать не только что необходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном напра-влении. Предупреждение конфликтов в узком смысле слова заключается в работе с конкретными конфликтами. Это деятельность участников конфликта, а также треть-их лиц по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами. Технология предупреждения конфликтов есть совокупность знаний о способах, средствах, приемах воз-действия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшее противоречие.