Своеобразие памяти и воображения как психических познавательных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 14:29, реферат

Описание работы

Целью данной реферативной работы является: рассмотреть своеобразие памяти и воображения как психических познавательных процессов, а так же подобрать различные методы и методики исследования особенностей воображения.

Задачи, поставленные для достижения цели:

изучить общее представление о памяти и воображении;
раскрыть виды и процессы памяти;
рассмотреть виды воображения и приемы создания новых образов;
подобрать задания, используемых на уроках, направленные на развитие памяти.
раскрыть закономерности запоминания, установленные в исследованиях;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Своеобразие памяти и воображения как психических познавательных процессов………………………………………………………6

Общее представление о памяти…………………………………………..6
Виды и процессы памяти, их характеристика …………………………...7
Определение воображения, его виды……………………………………12
Приемы создания новых образов ………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………………19

Приложение

Работа содержит 1 файл

Своеобразие памяти и воображения.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

     В своих высших, наиболее специфических проявлениях воображение предполагает определенное отношение к объективной действительности, и притом отношение, диаметрально противоположное тому, которое характеризует память в ее высших сознательных формах. Для памяти в ее высших сознательных проявлениях существенным является то, что образ, объективно воспроизводящий прошлое, осознается в этом отношении к нему как его воспроизведение. С этим связана сознательная установка на точность воспроизведения, приводящая к сознательному ограничению воспроизведения от всякого произвольного фантазирования.

     Для воображения в тех высших его  формах, в которых полностью проявляется  его специфичность, не менее характерным  является другое отношение к прошлому опыту вообще и непосредственно  данному – сознание известной свободы по отношению к нему, дающей возможность его преобразовывать. Эта свобода по отношению к данному означает прежде всего известную психологическую независимость по отношению к прошлому. Это различение воображения и памяти исходит из отношения, с одной стороны, воспроизведенных образов памяти, с другой – воображения к объективной действительности. Но в обоих этих процессах можно выделить один общий компонент, а именно само возникновение и формирование целостного образа-представления, т.е. тот процесс, продуктом или содержанием которого является представление.

     Список  литературы

  1. Акимова Г.Е. Память – на пять! – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 272 с.
  2. Введение в психологию  / под ред.  Петровского А.В. – М.: Академия, 1996. – 496 с.
  3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология:учебное пособие для студентов пед.училищ. М.:Просвещение, 1988. -  336 с.
  4. Годфруа Ж. Что такое психология? М.: Мир, 1992. – 496 с.
  5. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Общая психология // Вопросы психологии, - 1998 - №5. – С.102-107.
  6. Климов Я.А. Психология в XXI веке // вопросы психологии, - 2003 – №5. – С.135-142.
  7. Короленко И.Г., Фролова Г.В. Чудо воображения. Новосибирск: Наука, 1975. – 169 с.
  8. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1980. – 352 с.
  9. Лезеф Ф. Тренировка памяти / под ред. Корсаковой А.К. – М.: Мир, 1979. – 167 с.
  10. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Академия, - 2003. – 544 с.
  11. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии. – М.: Просвещение:Владос, 1994. – 576 с.
  12. Норман, Доналд А. Память и научение / под ред. Симонова П.В. – М.: Мир, 1985. – 159 с.
  13. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования / сост. Е.И. Рогов. – М.:Владос,  1995. – 448 с.
  14. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. – М.: Новая школа, 2003. – 304 с.
  15. Психология памяти /под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – М.: ЧеРо, 2000. – 816 с
  16. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2003. – 720 с.
  17. Сборник задач по общей психологии. /под ред. Мерлина В.С. – М.: Просвещение, 1974. – 207 с.
  18. Черемошкина Л.В. Развитие памяти у детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с
  19. Шепарь В.Б. Новейший психологический словарь / Шепарь В.Б., Россоха В.Е., Шепарь О.В. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 808 с
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 1.

 

Система памяти по Р.Аткинсону и Р.Шифрину, взаимосвязанная работа кратковременной и долговременной памяти, включающая вытеснение, повторение и кодирование как частные процессы, составляющие работу памяти.

 
 

     

 
 
 
 

Приложение 2.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 3.

Памятка для заучивания материала

  1. Пристальное внимание к событию, предмету, материалу
  2. Заучивать частями, перед заучиванием прочитать несколько раз
  3. Можно пересказывать материал несколько раз
  4. Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть
  5. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше
  6. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда.
  7. Запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу.
  8. Чтобы повысить продуктивность запоминания материала, нужно каким-то образом связать его с основной целью деятельности.
  9. Для хорошего заучивания материала нецелесообразно сразу его учить наизусть. Лучше, если повторения материала распределены во времени таким образом, чтобы на его начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 4.

 

Гипотетические  кривые, показывающие законы забывания  механически заученного и осмысленного материала

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 5

Методика  «10 картинок» (5-7 лет)

     Подберите 10 картинок, на которых изображены знакомые ребенку предметы. Покажите их ребенку  по очереди – каждую в течение 1 – 2 секунд. Когда он познакомится со всеми десятью изображениями, попросите назвать, что он запомнил. Порядок называния при этом значения не имеет. Отметьте, сколько предметов названо ребенком.

     После первого предъявления дошкольники  обычно называют 5-6 предметов. Теперь покажите ребенку те изображения, которые  выпали из его памяти. Через 10 минут  попросите его снова вспомнить все предметы и зафиксируйте результат. После повторного предъявления картинок ребенок обычно воспроизводит уже 7-8 объектов из 10. затем предложите вспомнить все картинки через час.

     Как оценить результат? Нормальным считается  воспроизведение 4-6 предметов. Можно встретиться с тем, что ребенок вспоминает очень мало предметов либо вспоминает их неправильно. При нормальном интеллекте это может быть связано с импульсивностью ребенка, недостаточной произвольностью поведения. Если таких причин нет, но уровень запоминания все-таки низкий, стоит исследовать мнемонические способности малыша на другом материале, с помощью других методик.

     Диагностика особенностей памяти школьника (7-12 лет)

     Методика  исследования к опосредованному  запоминанию.

     Предназначена для выявления характера запоминания с помощью создания логических ассоциаций. Позволяет судить о степени сформированности качеств интеллектуальной деятельности., необходимых для успешного обучения в школе.

     Для проведения диагностики подберите  заранее 10-15 слов, которые будете проговаривать, и 25-30 карточек с рисунками.

     Например:

      • Слова: лес, спасатель, свет, обед, пар, песня,рекорд, шляпа, доска, рука, хвост, осень,металл, ткань, дом, молоко, огород, кусок, дерево, цифра;
      • Картинки: клубника, костер, грабли, кувшинка, ноты, штанга, гриб, линейка, мышь, лист, самовар, занавеска, забор, корова, арбуз, шишка, градусник, капуста, ручка, лодка, будильник, стул, лопата, парашют, холодильник.

          Перед проведением  покажите ребенку картинки, пусть  назовет все, что на них нарисовано. После этого зачитайте список слов, а ему предложите подобрать к ним картинки. Если через 15-20 секунд после произнесения первого слова ребенок не начинает работать, повторите инструкцию. Можно разобрать 2 примера.

         Для подбора каждой картинки – 30 секунд. После окончания работы, спросите у ребенка, почему он выбрал именно такую картинку. В процессе выполнения этого задания необходимо отметить сколько времени тратит ребенок на отбор картинок, какие пояснения дает.

         Нормативных показателей в данном случае не устанавливается. Гораздо важнее цифровых показателей качественная оценка способности к установлению смысловых ассоциаций дети 8-10 лет могут воспроизводить весь предложенный список из 15 слов. После тренировки этот показатель увеличивается до 20 слов.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Приложение 6.

         Упражнения, игры, задания,

         развивающие память и воображение  подростка

 
  1. Прочитать отрывок произведения, включить фрагмент какой-нибудь мелодии – пусть  ребенок нарисует то, что чувствует  и видит при прочтении или  прослушивании.
  2. От слова к рассказу

    Задание 1. Постарайся объединить несколько  слов таким образом, чтобы получился  рассказ.

    Слова: поляна, колесо, чашка, экскаватор, нора, лупа, весы, ведро, листья, овраг

    Задание 2.  расскажи, что получилось

    Задание 3. вспомни те слова, которые были даны для сочинения рассказа.

  1. Проверим долговременную память

    Необходимо  в течении 1 секунды назвать автора литературного персонажа

    Вопросы:                                                                      Ответы:

    Плюшкин                                                                       Н.В.Гоголь

    Фамусов                                                                         А.С.Грибоедов

    Княжна  Мэри                                                                М.Ю.Лермонтов

    Евгений Онегин                                                            А.С.Пушкин

    Анна  Каренина                                                             Л.Н.Толстой

    Незнакомка                                                                   А.А.Блок

    Кабаниха                                                                       А.А.Островский

    Репка                                                                              русский народ

    Дубровский                                                                     А.С.Пушкин

 
  1. Ассоциации

Задание 1. Я буду называть тебе слова, а ты на каждое мое слово отвечай мне  своим, первым пришедшим тебе в голову.

    • Родина
    • Сквер
    • Геометрия
    • Фальсификация
    • Удар
    • Ошибка
    • Камин
    • Контроль
    • Ножницы
    • Любовь
    • Беда
    • Свидание
    • Сказка
    • Необычность
    • Костер
    • Записка
    • Губы
    • Проблема
    • Родители
    • Кризис

Задание 2. Вспомни слова, которые я тебе называла

  1. Язык племени муабуту

    Задание 1. необходимо выучить язык племени  маубуту:

    Муабит – отвечать

    Чук – я

    Лавук – младшие

Информация о работе Своеобразие памяти и воображения как психических познавательных процессов