Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 14:29, реферат
Целью данной реферативной работы является: рассмотреть своеобразие памяти и воображения как психических познавательных процессов, а так же подобрать различные методы и методики исследования особенностей воображения.
Задачи, поставленные для достижения цели:
изучить общее представление о памяти и воображении;
раскрыть виды и процессы памяти;
рассмотреть виды воображения и приемы создания новых образов;
подобрать задания, используемых на уроках, направленные на развитие памяти.
раскрыть закономерности запоминания, установленные в исследованиях;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Своеобразие памяти и воображения как психических познавательных процессов………………………………………………………6
Общее представление о памяти…………………………………………..6
Виды и процессы памяти, их характеристика …………………………...7
Определение воображения, его виды……………………………………12
Приемы создания новых образов ………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19
Приложение
В своих высших, наиболее специфических проявлениях воображение предполагает определенное отношение к объективной действительности, и притом отношение, диаметрально противоположное тому, которое характеризует память в ее высших сознательных формах. Для памяти в ее высших сознательных проявлениях существенным является то, что образ, объективно воспроизводящий прошлое, осознается в этом отношении к нему как его воспроизведение. С этим связана сознательная установка на точность воспроизведения, приводящая к сознательному ограничению воспроизведения от всякого произвольного фантазирования.
Для
воображения в тех высших его
формах, в которых полностью
Список литературы
Приложение 1.
Система памяти по Р.Аткинсону и Р.Шифрину, взаимосвязанная работа кратковременной и долговременной памяти, включающая вытеснение, повторение и кодирование как частные процессы, составляющие работу памяти.
Приложение 2.
Приложение 3.
Памятка для заучивания материала
Приложение 4.
Гипотетические кривые, показывающие законы забывания механически заученного и осмысленного материала
Приложение 5
Методика «10 картинок» (5-7 лет)
Подберите 10 картинок, на которых изображены знакомые ребенку предметы. Покажите их ребенку по очереди – каждую в течение 1 – 2 секунд. Когда он познакомится со всеми десятью изображениями, попросите назвать, что он запомнил. Порядок называния при этом значения не имеет. Отметьте, сколько предметов названо ребенком.
После первого предъявления дошкольники обычно называют 5-6 предметов. Теперь покажите ребенку те изображения, которые выпали из его памяти. Через 10 минут попросите его снова вспомнить все предметы и зафиксируйте результат. После повторного предъявления картинок ребенок обычно воспроизводит уже 7-8 объектов из 10. затем предложите вспомнить все картинки через час.
Как оценить результат? Нормальным считается воспроизведение 4-6 предметов. Можно встретиться с тем, что ребенок вспоминает очень мало предметов либо вспоминает их неправильно. При нормальном интеллекте это может быть связано с импульсивностью ребенка, недостаточной произвольностью поведения. Если таких причин нет, но уровень запоминания все-таки низкий, стоит исследовать мнемонические способности малыша на другом материале, с помощью других методик.
Диагностика особенностей памяти школьника (7-12 лет)
Методика исследования к опосредованному запоминанию.
Предназначена для выявления характера запоминания с помощью создания логических ассоциаций. Позволяет судить о степени сформированности качеств интеллектуальной деятельности., необходимых для успешного обучения в школе.
Для проведения диагностики подберите заранее 10-15 слов, которые будете проговаривать, и 25-30 карточек с рисунками.
Например:
Перед проведением
покажите ребенку картинки, пусть
назовет все, что на них
Для подбора каждой картинки – 30 секунд. После окончания работы, спросите у ребенка, почему он выбрал именно такую картинку. В процессе выполнения этого задания необходимо отметить сколько времени тратит ребенок на отбор картинок, какие пояснения дает.
Нормативных показателей в данном случае не устанавливается. Гораздо важнее цифровых показателей качественная оценка способности к установлению смысловых ассоциаций дети 8-10 лет могут воспроизводить весь предложенный список из 15 слов. После тренировки этот показатель увеличивается до 20 слов.
Приложение 6.
Упражнения, игры, задания,
развивающие память и воображение подростка
Задание 1. Постарайся объединить несколько слов таким образом, чтобы получился рассказ.
Слова: поляна, колесо, чашка, экскаватор, нора, лупа, весы, ведро, листья, овраг
Задание 2. расскажи, что получилось
Задание 3. вспомни те слова, которые были даны для сочинения рассказа.
Необходимо в течении 1 секунды назвать автора литературного персонажа
Вопросы:
Плюшкин
Фамусов
Княжна
Мэри
Евгений
Онегин
Анна
Каренина
Незнакомка
Кабаниха
Репка
Дубровский
Задание 1. Я буду называть тебе слова, а ты на каждое мое слово отвечай мне своим, первым пришедшим тебе в голову.
Задание 2. Вспомни слова, которые я тебе называла
Задание 1. необходимо выучить язык племени маубуту:
Муабит – отвечать
Чук – я
Лавук – младшие
Информация о работе Своеобразие памяти и воображения как психических познавательных процессов