Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 14:29, реферат
Целью данной реферативной работы является: рассмотреть своеобразие памяти и воображения как психических познавательных процессов, а так же подобрать различные методы и методики исследования особенностей воображения.
Задачи, поставленные для достижения цели:
изучить общее представление о памяти и воображении;
раскрыть виды и процессы памяти;
рассмотреть виды воображения и приемы создания новых образов;
подобрать задания, используемых на уроках, направленные на развитие памяти.
раскрыть закономерности запоминания, установленные в исследованиях;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Своеобразие памяти и воображения как психических познавательных процессов………………………………………………………6
Общее представление о памяти…………………………………………..6
Виды и процессы памяти, их характеристика …………………………...7
Определение воображения, его виды……………………………………12
Приемы создания новых образов ………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19
Приложение
Министерство
общего и профессионального
Свердловской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Камышловский
педагогический колледж»
Учебный
реферат
Своеобразие памяти и воображения
как
психических познавательных
процессов
Камышлов 2008
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Своеобразие
памяти и воображения как психических
познавательных процессов………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение 1…………………………………………………………………….20
Приложение 2…………………………………………………………………….21
Приложение 3…………………………………………………………………….22
Приложение 4…………………………………………………………………….23
Приложение 5…………………………………………………………………….24
Приложение 6…………………………………………………………………….26
Введение
Говоря о различных психических процессах и сознаниях, нельзя не упомянуть важную их часть – потребности. Потребности – исходные побуждения к деятельности – означают испытываемую человеком нужду в чем-то вне его находящемся. Они выражают его зависимость от мира и направленность на него. Состояние потребности – это пассивно-активное состояние. Его пассивный аспект выражается в положительном или отрицательном – в зависимости от состояния удовлетворения потребности – аффективном состоянии; его активный аспект – в стремлении, влечении, желании, в которых элементы аффективной и волевой стороны психики представлены в неразрывном единстве. Поэтому психологический анализ действия с необходимостью включает изучение аффективно-эмоциональной и волевой сферы психики.
При этом, для того, чтобы потребность поднялась над уровнем неосознанного влечения и хоть в какой-то мере ориентировала действие на предмет, необходимо, чтобы этот предмет дифференцировался в своих чувственных качествах, отражаясь в различных видах ощущений. Таким образом, действие, направленное на предмет, служащий для его удовлетворения вызвавшей потребности, необходимо предполагает чувствительность, ощущение. Предметное действие необходимо включает предметное восприятие, и наличие предметного восприятия объективно раскрывается через предметное действие.
Но для ориентировки действия на предмет, служащий для удовлетворения потребности, одного восприятия как чувственной дифференцировки предмета, выделения его из окружающего мира недостаточно.. для этого нужно, чтобы послуживший однажды для удовлетворения потребности предмет узнавался в дальнейшем; для этого необходимо наличие элементарной мнемической функции. Какую-то, хотя бы самую элементарную мнемическую функцию предполагает всякий индивидуально приобретенный акт, даже условно-рефлекторная реакция. Каждое предметное восприятие, опознающее предмет, необходимо включает ее в качестве своего компонента, каждое предметное действие, ориентирующееся на определенный предмет, тоже предполагает узнавание и объективным ходом своего совершения часто обнаруживает наличие узнавания.
Но об узнавании можно говорить только там, где служащий для удовлетворения потребности предмет налицо, дан в восприятии. Однако плохо обстояло бы дело с удовлетворением человеческих потребностей, если бы оно было ограничено только данными в непосредственном восприятии предметами. Само протекание действий индивида сплошь и рядом обнаруживает их направленность на отсутствующий предмет. Оно, значит, предполагает наличие воспроизведенного образа этого предмета, представления, т.е. воспроизведение, а не только узнавание.
Далее, протекание действия, в случаях его повторности в тех же или однородных условиях, сплошь и рядом обнаруживает изменение его последующего протекания в зависимости от результатов предшествующего и закрепление в дальнейшем того образа действия, который дал благоприятные результаты. Этот факт обучаемости в плане действия включает и предполагает у индивида память.
Памятью можно было бы ограничиваться в психологическом анализе лишь таких действий, которые объективно выражались бы в приспособлении. Но там, имеет объективно место не просто приспособление к действительности, а изменение, преобразование ее, там психологический анализ действия с необходимостью приводит от воспроизводящего к преобразующему отображению действительности – от памяти к воображению. Действие, преобразующее действительность, создающее что-то новое, - это внешняя, объективная форма существования воображения, которое в этом действии формируется и появляется.
Действие, совершающееся в условиях, изменившихся коренным образом, требует нахождения новых средств, а для этого необходимо осознание существенных для хода действия отношений, связей, зависимостей, т.е. мышления.
С развитием представлений, воображения, мышления связано развитие и аффективно-эмоциональной стороны психики.
Таким
образом, когда мы анализируем последовательно
интеллектуальные, или познавательные,
эмоциональные и волевые
Психические процессы, включая в себя в качестве компонентов те или иные психофизические функции, в свою очередь включаются в те или иные конкретные формы деятельности, внутри которых и в зависимости от которых они формируются. Эти психические процессы взаимосвязаны друг с другом, одно, приблизительно, вытекает из другого, но, в то же время, они индивидуальны и различаются друг от друга.
Целью данной реферативной работы является: рассмотреть своеобразие памяти и воображения как психических познавательных процессов, а так же подобрать различные методы и методики исследования особенностей воображения.
Задачи, поставленные для достижения цели:
Данная
работа поможет студентам и
Глава 1. Своеобразие памяти и воображения как психических познавательных процессов
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
Определение памяти трактуется у каждого автора по-разному, но в любом случае есть одинаковые аспекты изучения данного определения. Итак, что же такое память?
Память – это форма психического отражения, состоящая в закреплении, сохранении и последовательном воспроизведении прошлого опыта. (Петровский)
Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. (Рогов)
Память – процесс запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации. (Немов)
Черемошкина Л.В. к определению памяти в своей книге «Развитие памяти у детей» подходит творчески: «Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего».
Таким образом, память – это процесс запоминания, сохранения и последовательного воспроизведения информации.
«Без памяти, - писал С.Л. Рубенштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
У
человека есть речь как мощное средство
запоминания, способ хранения информации
в виде текстов и разного рода технических
записей. Ему нет необходимости полагаться
только на свои органические возможности,
так как главные средства совершенствования
памяти и хранения необходимой информации
находятся вне его и одновременно в
его руках: он в состоянии совершенствовать
эти средства практически бесконечно,
не меня своей собственной природы. У человека
так же выделяют виды памяти и ее функции,
но об этом в следующем параграфе.
1.2. Виды и процессы памяти, их характеристика
Существует
несколько оснований для
Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память – непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунд. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это память-образ.
Информация о работе Своеобразие памяти и воображения как психических познавательных процессов