Своеобразие памяти и воображения как психических познавательных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 14:29, реферат

Описание работы

Целью данной реферативной работы является: рассмотреть своеобразие памяти и воображения как психических познавательных процессов, а так же подобрать различные методы и методики исследования особенностей воображения.

Задачи, поставленные для достижения цели:

изучить общее представление о памяти и воображении;
раскрыть виды и процессы памяти;
рассмотреть виды воображения и приемы создания новых образов;
подобрать задания, используемых на уроках, направленные на развитие памяти.
раскрыть закономерности запоминания, установленные в исследованиях;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Своеобразие памяти и воображения как психических познавательных процессов………………………………………………………6

Общее представление о памяти…………………………………………..6
Виды и процессы памяти, их характеристика …………………………...7
Определение воображения, его виды……………………………………12
Приемы создания новых образов ………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………………19

Приложение

Работа содержит 1 файл

Своеобразие памяти и воображения.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

     Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. (Немов).

       Воображение – способность представлять отсутствующий или реально несуществующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. (Выготский)

     Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. (Петровский)

     Под воображением в широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. В таком случае память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется «лишь одним из видов воображения» (Ф.Кейра, А.Селли, П.П. Блонский и др.).

     Воображение – это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека и прообразами для нее. (Рубинштейн)

     Специфика этой формы психического процесса состоит  в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и  странным образом связано с деятельностью  организма,  будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов. И состояний.

     Благодаря воображению человек творит, разумно  планирует свою деятельность и управляет  ею. Почти вся человеческая  материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.

     Воображение является основой наглядно-образного  мышления, позволяющего человеку ориентироваться  в ситуации и решать задачи без  непосредственного вмешательства  практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях  жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.

     От  восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют  реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение  рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если,  кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

     Воображение может быть четырех видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

     С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего  связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве (натурализм, отчасти реализм). По картинам И.И. Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью.

     Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает.

     Его мир – фантасмагория, иррациональная образность, за которой – вполне очевидные реалии. Плодом такого воображения является роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита», фантастика братьев Стругацких, антиутопии в зарубежной и русской литературе.

     Чаще  всего творческий процесс в искусстве  связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ  на бумаге, холсте или нотном листке, художник создает его в своем  воображением, прилагая к этому сознательные волевые усилия.

     Работа  человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. В неменьшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. К другим видам воображения относятся сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

     Галлюцинациями  называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они – результат тех или иных нарушений психики или работы организма – сопровождают многие болезненные состояния.

     Грезы в отличие от галлюцинаций – это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства,  вины,  агрессивности.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Приемы  создания новых образов

     Преобразование  действительности в воображении не является чисто произвольным ее изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приемах преобразования.

     Одним из таких приемов является комбинирование, сочетание данных в опыте элементов в новых, более или менее необычных комбинациях. Это очень распространенный способ преобразования действительности. Он находит применение в науке, в техническом изобретательстве; им пользуются в искусстве, в художественном творчестве. Так, Толстой писал, что образ Наташи он создал, взяв одни черты у жены своей Сони, другие – у ее сестры Тани, «перетолок» их и таким образом получил образ Наташи. Но только в результате глубокого синтеза и преобразования мог получиться такой на редкость целостный образ Наташи Ростовой.

     Частным случаем преобразования посредством  комбинирования или новых сочетаний  данных в опыте элементов является так называемая агглютинация, которой издавна широко пользовалось искусство. Она встречается, например, в памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве североамериканских индейцев а также драконы, сфинксы, кентавры, русалки).

     Примером  агглютинации может служить  и  аллегорическая фигура,, созданная  Леонардо да Винчи.  Комбинирование – это обычно не случайный набор, а подбор определенных черт. Художник производит его сознательно, руководствуясь определенной идеей, замыслом, общей композицией. Иногда тенденция, определяющая и регулирующая новые сочетания элементов в воображении, функционирует бессознательно; но она, как всегда, имеется, заключаясь в мотивах, определяющих деятельность воображения.

     Сторонники  ассоциативной, атомической концепции  склонны были выдвигать комбинирование как единственный прием преобразующей  деятельности воображения. Само комбинирование сводилось при этом лишь к новым сочетаниям и перегруппировкам неизменных элементов, данных на опыте. Несомненно, что отправной точкой для преобразований, осуществляемых воображением, служит опыт. Поэтому, чем шире, богаче, разнообразнее опыт человека, тем богаче будет и его воображение.  Но признание этой зависимости воображения от опыта ни в коем случае не должно привести к признанию той широко распространенной и глубоко укоренившейся, хотя и ошибочной, теории, согласно которой преобразование, осуществляемое воображением, сводится к комбинированию. Эта сугубо механистическая концепция воображения, предполагающая, что сами элементы должны оставаться неизменными, неразрывно связана с ассоциативной психологией, и ее значимость падает вместе с ней.   В результате преобразующей деятельности воображения, поскольку речь идет о творческом воображении, получается не просто новое сочетание или комбинация неизменно данных элементов или черт, а единственный новый образ, в котором отдельные черты не просто суммированы, а преобразованы и обобщены.

     Другим  приемом преобразующей деятельности воображения является акцентуирование некоторых сторон отображаемого явления, которое преобразует общий его облик.  Акцентуирование – это подчеркивание черт. Оно достигается часто посредством сдвига, изменений пропорций. Этим приемом в более или менее резкой, грубой форме пользуется карикатура: карикатура воспроизводит черты оригинала. При этом акцентуирование, чтобы быть значимым, должно выделять характерное, существенное, должно в наглядном образе, в частном и конкретном выявлять общезначимое.

     Отсюда  идут две линии. С одной стороны, количественный аспект изменения пропорций  в смысле размеров находит себе специфическое  выражение в изменении величин, в уменьшении и увеличении (литоты и гиперболы), которым широко пользуются в фантастическом изображении действительности. Так, в сказах, в былинах, в народном творчестве обычно фигурируют богатыри-великаны небывалых размеров и невиданной силы (Святогор кладет Илью Муромца себе в карман; от свиста Соловья Разбойника листья с деревьев падают и земля дрожит; у Ф.Рабле маленький Гаргантюа, забавляясь, снимает колокола с собора Нотр-Дам и вешает на шею своей лошади; Дюймовочка и мальчик – с пальчик).

     Эти преувеличения и преуменьшения, сдвиги размеров и величин в фантастическом изображении действительности всегда мотивированы какой-то смысловой тенденцией. Внешность великана, грандиозные размеры, физическая сила, величественность внешнего облика могут служить для того, чтобы сделать наглядной, очевидной внутреннюю силу и значительность изображаемого таким образом героя. С другой стороны, сильно преуменьшенные по сравнению с действительностью, могут силой контраста особо подчеркнуть большие внутренние достоинства подобного персонажа. Таким образом, отклонение от действительности, фантастически большие или меньшие размеры служат для того, чтобы рельефнее выявить и ярче осветить определенное явление, свойство или сторону действительности.

     Наконец, преобразование действительности в  деятельности творческого воображения  идет по линии типизации. (А.М. Горький говорил: «Они строятся, конечно, не портретно, не берут определенного какого-нибудь человека, а берут 30-50 человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д.»). Уже акцентуирование подчеркивает и этим выделяет нечто как существенное. Это лишь один из путей, которыми идет преобразование единичного образа, придающее ему обобщенное значение.  Акцентуирование одних черт или сторон образа сочетается с рядом других преобразований: одни черты вовсе опускаются, другие упрощаются, освобождаются от ряда частностей. В результате весь образ в целом преобразуется.

     Поскольку, акцентируя, типизируя, воображение  обобщает, выявляя при этом обобщенное значение не в отвлеченном понятии, а в конкретном образе, в воображении естественно заключена тенденция к иносказанию, аллегории, метафоре, метонимии, синекдохе, символу – к слиянию образа и значения, к использованию образа в переносном значении. Все основные формы творческого преобразования действительности, которыми пользуется литература, отражают в переработанном, стилизованным виде те преобразования, которыми пользуется воображение. Формы воображения сами формируются и преобразуются в процессе литературного творчества. Воображение отчасти порождается, отчасти развивается, объективируясь в предметном бытии своих продуктов. Взятое во всей конкретности воображение человека – продукт истории.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Рассматривая  в данной работе психические процессы памяти и воображения, нельзя не сказать о том, как часто они взаимодействуют, и даже одно вытекает из другого. Под воображением в широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. В таком случае память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется «лишь одним из видов воображения» (Ф.Кейра, А.Селли, П.П. Блонский и др.). исходя из этого, приходят к различению репродуктивного и творческого воображения и отождествлению первого с памятью.

     Поскольку, с одной стороны, воображение всегда опирается в какой-то мере на прошлый опыт, а с другой – образное воспроизведение обычно, как показало исследование,  в какой-то мере преобразует воспроизводимое, между воображением и образной памятью бесспорно существует связь. Но  не менее бесспорно и существование между ними различий.  Основное отличие собственно воображения от образной памяти связано с иным отношением к действительности. Образы памяти – это воспроизведение прошлого опыта. Функция памяти – сохранить в возможной неприкосновенности результаты прошлого опыта, функция воображения – их преобразовать. В процессе развития с изменением воображения и процессов сохранения и воспроизведения изменялось и их взаимное отношение.  Воображение же имеется лишь тогда, когда течение образов-представлений, становясь свободным оперированием образами, не связанными с установкой  на воспроизведение. По мере вхождения ко все более высоким ступеням или формам воображения оно все более четко дифференцируется от памяти.

Информация о работе Своеобразие памяти и воображения как психических познавательных процессов