Своеобразие памяти и воображения как психических познавательных процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 14:29, реферат

Описание работы

Целью данной реферативной работы является: рассмотреть своеобразие памяти и воображения как психических познавательных процессов, а так же подобрать различные методы и методики исследования особенностей воображения.

Задачи, поставленные для достижения цели:

изучить общее представление о памяти и воображении;
раскрыть виды и процессы памяти;
рассмотреть виды воображения и приемы создания новых образов;
подобрать задания, используемых на уроках, направленные на развитие памяти.
раскрыть закономерности запоминания, установленные в исследованиях;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Своеобразие памяти и воображения как психических познавательных процессов………………………………………………………6

Общее представление о памяти…………………………………………..6
Виды и процессы памяти, их характеристика …………………………...7
Определение воображения, его виды……………………………………12
Приемы создания новых образов ………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………………19

Приложение

Работа содержит 1 файл

Своеобразие памяти и воображения.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

     Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20. в кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы.  Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.

     Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

     Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяются задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

     Долговременная  – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то им было запомнено. При использовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

     Генетическую  память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека – единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

     Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайна важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

     Слуховая  память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающей ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим видом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

     Двигательная  память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

     Эмоциональная память – это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

     Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

     По  характеру участия воли в процессах  запоминания и воспроизведения  материала память делят на произвольную и непроизвольную. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних и внешних связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

     Кроме видов памяти выделяют также и  ее процессы. К процессам памяти относят запоминание, воспроизведение, а также сохранение и забывание материала.

     Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его приобретенным раннее.  Запоминание начинается с запечатления, которое первоначально совершается непроизвольно в той или иной деятельности, не ставящей себе непосредственно цели что-либо запомнить. Учитывая необходимость сохранения в интересах своей теоретической и практической деятельности, человек, как существо сознательное, начинает специально – сознательно и преднамеренно запечатлевать особенно для него значимый материал: запечатление тогда переходит в сознательное запоминание и выделяется в особую сознательную целенаправленную деятельность. Когда запоминание сопряжено с известными трудностями, закрепление материала требует специальных приемов, особой организации; оно тогда принимает формы специально организованного запоминания – заучивания, когда обычно совершается в сложном процессе обучения.

     Исследования  П.И. Зинченко показали, что установка на запоминание, делающая запоминание прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности запоминания; непроизвольное запоминание может оказаться эфективнее произвольного.

     Посвященное той же проблеме исследование А.А. Смирнова подтвердило тот факт, что 7непроизвольное запоминание может быть более продуктивным, чем намеренное запоминание. Также преимущество непроизвольного запоминания над произвольным при отсроченном воспроизведении оказывалось значительнее, чем при отсроченном воспроизведении оказывалось значительнее, чем при непосредственном воспроизведении, иногда более чем в два раза.

     Таким образом, запоминается – как и  осознается – прежде всего, то, что  составляет цель нашего действия. При  сознательном запоминании и заучивании существенное значение приобретает рациональная организация первичного восприятия материала.

     В работе по закреплению материала, который  человек должен запомнить, обычно значительное место отводится повторению. Продуктивность повторения зависит в значительной степени от того, в какой мере этот процесс выходит за пределы механической рекапитуляции и превращается в новую переработку материала, связанную с новым, более углубленным его осмысливанием. Повторение, таким образом, не противопоставляется осмысливанию, а само пронизывается им, превращаясь во вторичную осмысленную переработку. Существенным условием запоминания является понимание. Прочность запоминания материала, данного в словесной форме, зависит, прежде всего, от его первичной подачи, от характера изложения, от смыслового и речевого оформления.

     Запечатление  и запоминание проявляются в  узнавании и воспроизведении. Из них узнавание является генетически  более ранним проявлением памяти.

     Узнать  – это опознать: узнавание –  акт познания. В узнавании выделяется из восприятия и выступает на передний план та деятельность соотнесения, сопоставления чувственных качеств возникающего в процессе восприятия образа с предметом, которая заключена уже в восприятии. Всякое восприятие, как акт познания, заключает в себе в более или менее скрытом виде соотнесение, сопоставление возникающего в восприятии образа с предметом.

     Узнавание может происходить в нескольких планах. Самая элементарная первичная  его форма – это более или  менее автоматическое узнавание в действии. Эта первая ступень узнавания проявляется в виде адекватной реакции на первичный раздражитель. Следующей ступенью являются формы узнавания, которые связаны с чувством знакомости, без возможности, однако, отождествления узнанного предмета с раннее воспринятым.  Третью ступенью узнавания является отождествление предмета. Такое узнавание по существу предполагает оформленность восприятия в понятии. Узнавание, с одной стороны, совершается внутри восприятия и вместе с тем оно в своей развернутой форме – акт мышления. Оно упирается в восприятие, с одной стороны, и в мышлении – с другой.

     Так же как сохранение не пассивное лишь хранение, так и воспроизведение  не механическое повторение запечатленного или заученного. В процессе воспроизведения  воспроизводимое не только воспроизводится, но в известной мере и формируется, поскольку речевое оформление смыслового содержания формирует само это содержание. Мысль включается в процесс воспроизведения, уточняя, обобщая, систематизируя, перерабатывая и реконструируя содержание.

     Воспроизведение может совершаться непроизвольно, в таком случае определяясь в  основном ассоциативном механизмом и неосознанными установками. Оно  может происходить на основе сознательной установки на воспроизведение, превращаясь  в таком случае в сознательный процесс вспоминания или – при затруднениях – припоминания.

     Зависимость между припоминанием и воспроизведением двусторонняя, взаимная. Припоминание является не только предпосылкой воспроизведения, но и его результатом. Припоминание совершается в самом процессе воспроизведения на основе контекста, который в нем оформляется.

     Существенной  особенностью активного воспроизведения  является сознательное отношение к  воспроизводимому: воспроизведение  осознается субъектом в своем  отношении к прошлому, которое оно воспроизводит; отсюда стремление к точности, к правильному, адекватному воспроизведению. Память, воспроизводящая прошлое, и мышление, восстанавливающее это прошлое, опосредованно, путем умозаключения, сплетаются в этом процессе в неразрывном единстве, взаимопроникая друг в друга.

     Частным видом воспроизведения является процесс вспоминания; частным видом  представления – воспоминание в  собственном смысле этого слова. Воспоминание – это представление, отнесенное к более или менее точно определенному моменту в истории нашей жизни.  Опорные точки для восстановления наших воспоминаний и их локализации доставляет нам социальная жизнь.

     Сохранение  является сложным динамическим процессом, который совершается в условиях определенным образом организованного усвоения и включает многообразные процессы переработки материала.  Обратной стороной сохранения, проявляющегося в воспроизведении, является забывание.  Вопросу о забывании  осмысленного материала в психологии  посвящен ряд работ.  Но не все части текста запоминаются одинаково прочно. Прочнее всего закрепляется смысловой остов текста, т.е. не смежные между собой части текста, а те, которые по смыслу связаны между собой. Ход сохранения и забывания существенно зависит от характера первичного запечатления или заучивания материала. От забывания в собственном смысле слова надо отличать выпадение материала, определяемым логикой смыслового содержания. Забывание носит, как и запоминание, избирательный характер; оно зависит поэтому и не всегда осознанных самим человеком установок, выражающих специфическую направленность его личности*. Забывается то, что перестает быть для личности существенным, важным, а отчасти и то, что идет вразрез с ее устремлениями. Забывается  также то, что связано  с отжитыми, утерявшими актуальное значение для личности этапами ее прошлого, в особенности если свое время было связано с напряженной деятельностью.

 

*З. Фрейд подверг такую особенность забывания, как обмолвки, описки и т.д., изучению с позиций своего учения о вытеснении и о бессознательно

1.3. Определение воображения, его виды

       Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может.  Понятие «воображение» в каждой работе трактуется по-разному, но все определения созвучны и в принципе одинаковы.

Информация о работе Своеобразие памяти и воображения как психических познавательных процессов