Свобода воли и личная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:37, реферат

Описание работы

Свобода (Freedom) - одна из основных категорий социальной философии, характеризующих сущность человека и его бытие. Она предполагает возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего принуждения. Это понятие прошло в истории философской мысли длительную эволюцию - от «отрицающей» (свобода «от») до «утверждающей», «положительной» (свобода «для») трактовки. «Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 7
НО ЧТО НЕСУТ ЭТИ ДВА СЛОВА? 8
ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ 9
СВОБОДА 10
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 11
ДИАПАЗОН МЕЖДУ СВОБОДОЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Работа содержит 1 файл

Свобода воли и личная ответственность.docx

— 47.92 Кб (Скачать)

 Свободный человек,  свободная воля, свободный выбор,  права и свободы гражданина, свободный  труд, свободная мысль, свободная  любовь… Наверное, в общественном  сознании и массовой культуре  нет понятия более привлекательного, желанного и одновременно более  искажаемого и извращаемого, чем  понятие "свобода". Оно стало  "каучуковым", превратилось в  фетиш, магическую формулу.

 Для одних свобода  - это символ, идеал; для других - не цель, а средство, а также  ширма в безнравственной политической  и личной игре. Существуют элитарная  концепция свободы для избранных;  коллективистские теории, авторы  которых упрощенно представляют  идеал свободы, достигаемый посредством  передачи личностью части своих  неотъемлемых гражданских прав  и свобод обществу (государству).

"Свобода есть  познание необходимости", - краткое  определение, основанное на гегелевском  тезисе: всемирная история есть "прогресс  в сознании свободы - прогресс, который мы должны познать  в его необходимости"

 Проблемы свободы  и ответственности являются в  целом ряде отношений основополагающими  для консультирования и психотерапии. Но в последние годы мы обнаруживаем  себя в тисках нескольких злободневных  и важных дилемм, имеющих непосредственное  отношение к этим проблемам.  Эти дилеммы нераздельно связаны  с радикальным сдвигом и трансформацией  ценностей в западной культуре, в частности в Америке, в  последние три или четыре десятилетия.  Конечно, отнюдь не случайно, что  эти десятилетия совпали с  тем периодом времени, когда  консультирование, психотерапия и  психоанализ начали играть столь  весомую роль в обществе. Ведь  именно распад и радикальное  изменение ценностей в обществе, вынуждающее индивидуумов тонуть  в бушующем море этого общества  без надежных причалов или  даже буев и маяков, делает  столь необходимыми помогающие  человеку профессии.

 Свобода человека  ограничена его телом, болезнями,  тем фактом, что он умрет, границами  его разума, социальным контролем  и так далее до бесконечности.  Быть свободным означает не  уклоняться от тревоги, а переносить  ее; бежать от тревоги автоматически  означает отказываться от свободы.  Вожди народов на протяжении  всей истории использовали эту  стратегию - ввергнуть народ в  непрекращающуюся невыносимую тревогу,  чтобы заставить людей отказаться  от свободы.

 Проблемы свободы  и ответственности являются в  целом ряде отношений основополагающими  для консультирования и психотерапии. Но в последние годы мы обнаруживаем  себя в тисках нескольких злободневных  и важных дилемм, имеющих непосредственное  отношение к этим проблемам.

 Мы обнаруживаем, что, определяя сознание и личность, мы в то же время говорим  и о свободе. Разве не является  человеческая способность сознавать  себя как переживающего индивида  также психологической основой  человеческой свободы? Гегель  выражает это одним емким предложением: “История мира есть не что  иное, как прогресс сознания свободы”.

 Постепенно складывался  ряд проблем вокруг этого удивительного  феномена человеческого существования.  В трактовке свободы обозначились  исторический, философский, социальный (в том числе политический и  экономический) аспекты, духовное (идеологическое, нравственное) содержание. Свобода человека оказалась теснейшим  образом связанной с развитием  производительных сил и социально-классовой  структурой общества; с типом  и формами государственного устройства (демократия, авторитарный режим,  тоталитаризм); с эволюцией взаимоотношений  человека с природой; со становлением  и развитием самой человеческой  личности.

 Термин “свобода”  в его социальном значении  получил широчайшее распространение  в общественной жизни, политике  и политологии, в юриспруденции,  конституциях и других законных  актах, в искусстве, публицистике  и художественной литературе. Это  “сладкое слово свобода” - непременный  атрибут в риторике государственных  деятелей, молодежной субкультуре.

 Свободный человек,  свободная воля, свободный выбор,  права и свободы гражданина, свободный  труд, свободная мысль, свободная  любовь... Наверное, в общественном  сознании и массовой культуре  нет понятия более привлекательного, желанного и одновременно более  искажаемого и извращаемого, чем  понятие “свобода”. Для одних  свобода - это символ, идеал; для  других - не цель, а средство, а  также ширма в безнравственной  политической и личной игре. Существуют  элитарная концепция свободы  для избранных; коллективистские  теории, авторы которых упрощенно представляют идеал свободы, достигаемый посредством передачи личностью части своих неотъемлемых гражданских прав и свобод обществу (государству).

 Что касается  социально-экономических условий,  то в отсталых странах, где  нормой жизни стали бедность  и произвол властей, на путях  достижения свободы у человека, естественно, неизмеримо больше  препятствий, чем в развитых  и демократических странах. Свобода  в нищете и рабстве - антипод  подлинной свободы, достижение  которой возможно лишь на путях  модернизации всего комплекса  объективных условий жизни людей.

 Субъектом свободы  выступают: общесоциальный субъект  (человечество); народы, нации, классы, другие социальные общности; личности. Свобода для _них имеет общие  критерии и признаки, а также  многие своеобразный черты, особенности.  У личности субъективной основой  детерминации свободы принято  считать весь ее внутренний  духовный мир, а конкретными  детерминантами - уровень самосознания, культуры, духовные ценности и  ценностные мотивации, идеалы, интересы, потребности, индивидуальные психические  особенности (воля, характер, темперамент,  чувства) и др. Человеку присущи,  как и другим субъектам, свои  отличительные сферы (области), уровни (стадии), масштабы (ограничения), содержание  и формы, исходные пункты, рубежи  и результаты движения к свободе.

 Все это составляет  предмет изучения многих наук, которые к проблемам свободы  подходят с социологических, экономических,  политических, психологических, юридических,  нравственных, исторических, медико-биологических  и других позиций. Опираясь  на данные частных наук, философы  размышляют о свободе, синтезируя  эти данные, выявляя ее объективации, сущность, содержательные элементы, мировоззренческие аспекты, взаимосвязи  и взаимозависимости с социальной  ответственностью, другими проявлениями  человеческой природы, общеисторические  и социальные характеристики  данного феномена.

 Второй крупный  этап “шествия к свободе”  связан с прогрессом в производительной  силе труда, а следовательно,  и со значительным увеличением  массы изготавливаемых товаров,  ростом рынка, который становится  международным. Сама рабочая сила, или способность к труду, приобретает  свободный, независимый характер, но в рамках вещных отношений,  диктуемых собственниками средств  производства.

 Для достижения  третьей ступени в развитии  свободы, именуемой свободной  индивидуальностью или свободной,  неотчужденной, всесторонне и  гармонично развитой личностью,  требуется нечто неизмеримо большее,  чем то, что достигнуто ныне  в эволюции социума и его  граждан.

 Такая индивидуальность, будучи действительно, а не  наполовину свободной, будет отличаться  универсальным развитием своих  внутренних потенций, противоположным  нивелированию и обезличиванию  людей. И, что особенно важно,  свободная индивидуальность явится  в своей субстанции уже не  мерой свободы и независимости  человека от общества, а специфическим  критерием социальности, мерой связи  и единства с обществом и  природой.

 Свобода воли  должна быть осознанной, соизмеренной  с волей других людей, их  общностей; с правом - волей, возведенной  государством в закон. Волевая  деятельность, волевые отношения  людей в конечном счете детерминированы  экономически и политически, но  лишь в конечном счете. Реально  они настолько самостоятельны  и даже “самостийны”, что представляют  собой относительно автономную  сферу человеческой деятельности. Свобода воли - не идеалистическая  “чепуха” и “лжепроблема”, а реальный фактор человеческого существования, общественной жизни.

 Свободный человек  принимает решения по собственной  воле. Однако насколько эти решения  и сама свободная деятельность  человека согласуются с волей  и деятельностью других людей,  групповыми и общественными интересами? Так свобода и ответственность  личности становятся двумя взаимосвязанными  и взаимообусловливающими друг  друга характеристиками ее бытия.  Между тем сторонники абсолютной  свободы воли полагают, что поскольку  поведенческие поступки человека  строго детерминированы внешними  условиями и обстоятельствами, он  не может и не должен нести  ответственность за социальные  последствия этих поступков. Считается,  таким образом, что воля человека  не может быть свободной при  сохранении внешней детерминации: либо свобода, либо необходимость.

 Свобода порождает  добро, а несвобода, рабство  во все времена плодили зло.

 Свобода и ответственность  представляются нам как противоположности.  Нам говорят - без ответственности  не бывает свободы. Точнее нам  говорят еще жестче - ты хочешь  свободы - но ты помни, что  за это бывает. Нас пытаются  ограничить, не дать поступать,  как мы хотим, проявлять свою  свободу. И ответственность здесь  используется, как способ ограничения.  В руках тех, кто хочет нами  владеть, ответственность - средство  власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 Целью данной  контрольной работы выступал  анализ свободы и ответственности  личности.

 Были реализованы  следующие задачи:

1. Провести анализ  литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть свободу  и ответственность личности.

3. Проанализировать  современное состояние вопроса  свободы и ответственности.

 И в заключение  необходимо отметить, что различие  между свободами человека и  гражданина состоит прежде всего  в том, что любой гражданин  - это человек, но не каждый  человек - гражданин. То есть  эти понятия отличаются по  своему объему. С свободами человека  связаны такие слова, как "любой", "каждый человек", "никто", "все лица", а с свободами  гражданина - "гражданин", "граждане  данного государства", "правовой  статус человека". Свобода гражданина  существуют "здесь" и "сейчас", то есть на определенном этапе  исторического развития данной  страны. В каждом государстве  конституция провозглашает и  наделяет своих верноподданных  определенными правами, свободами  и обязанностями. Между государствами  в этом отношении могут быть  существенные отличия, особенно  между демократическими и тоталитарными  политическими системами.

 Свобода же  человека носят всеобщий и  универсальный характер, они присущи  любому человеческому существу, кем бы он ни был, где бы  ни находился. Свобода человека - это неотъемлемое, естественное  свойство личности. Они составляют  духовно-нравственную основу прав  гражданина. В рамках определенного  государства и правовой системы  свобода гражданина выступают  как субъективные юридические  права. Они представляют собой  вид и меру возможного поведения,  предоставленную законом гражданину  страны в целях удовлетворения  его интересов.

 Различия между  свободами человека и гражданина  выражаются и в том, что основная  роль прав человека - обеспечение  большей свободы и формирование  самобытной личности. Главное же  значение прав гражданина состоит  в унификации, гарантировании правового  равенства различных по своим  индивидуальным особенностям людей.

 Признание различий  между свободами человека и  гражданина имеет важное теоретическое  и практическое значение. Их смешение, как показывает исторический  опыт, чревато серьезными социально-политическими  потрясениями для общества. Это  ярко проявилось во время Великой  французской революции, Октябрьской  революции в России и в последующий  период, а также в условиях  многочисленных современных этнических  и религиозных конфликтов и  т.д.

Информация о работе Свобода воли и личная ответственность