Свобода воли и личная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:37, реферат

Описание работы

Свобода (Freedom) - одна из основных категорий социальной философии, характеризующих сущность человека и его бытие. Она предполагает возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего принуждения. Это понятие прошло в истории философской мысли длительную эволюцию - от «отрицающей» (свобода «от») до «утверждающей», «положительной» (свобода «для») трактовки. «Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 7
НО ЧТО НЕСУТ ЭТИ ДВА СЛОВА? 8
ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ 9
СВОБОДА 10
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 11
ДИАПАЗОН МЕЖДУ СВОБОДОЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Работа содержит 1 файл

Свобода воли и личная ответственность.docx

— 47.92 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

государственного  образовательного учреждения высшего  профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

АЭРОКОСМИЧЕСКОГО  ПРИБОРОСТРОЕНИЯ» 
 
 

Контрольная  работа 

по дисциплине:  «Психология и педагогика»

      на тему: «Свобода воли и личная ответственность»

Вариант № 4 
 
 
 

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ

СТУДЕНТ   гр. z0431_                    _______________________                               __Дунчик П. А._____

                                                                        подпись                             инициалы, фамилия 

г. Санкт-Петербург

2011 
 
 

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ                              3

Свобода и ответственность                                                                      7

Но  что несут эти  два слова?                                        8

Проблема  свободы и ответственности            9

Свобода                             10

Ответственность                          11

  Диапазон между свободой и ответственностью         12

Заключение                  20

Список  используемой литературы          21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Свобода (Freedom) - одна из основных категорий социальной философии, характеризующих сущность человека и его бытие. Она предполагает возможность личности мыслить и  поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а  не вследствие внешнего принуждения. Это  понятие прошло в истории философской  мысли длительную эволюцию - от «отрицающей» (свобода «от») до «утверждающей», «положительной» (свобода «для») трактовки. «Философия свободы человека была предметом  размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра  и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась  в соотношении с необходимостью («познанная необходимость»), с произволом и анархией, с равенством и справедливостью».

Диапазон понимания  этого понятия чрезвычайно широк - от полного отрицания самой возможности  свободного выбора (в концепциях бихевиоризма) до обоснования «бегства от свободы» (Э. Фромм), в условиях современного цивилизованного общества.

«Уже в этике  Аристотеля, насколько можно судить, понятие eleutheria, то есть «свобода», означает свободу от внешнего принуждения, причем в двойственном смысле: и как свободу  от тирании, (что естественно для  раннеэллинистического мыслителя, каким был Аристотель), в том  числе и от тирании его же собственного ученика Александра Македонского, и  как свободу от влияния своих  собственных аффектов».

Упрощенчески материалистическое понимание свободы воли человека, связывающее его только с необходимостью, даже познанной, фактически лишает человека этой свободы. Французский философ  П. Гольбах отмечал: «во всех поступках  человек подчиняется необходимости... его свобода воли есть химера»... Действительно, если все однозначно необходимо, если нет случайностей, возможностей, если человек действует  как автомат, то не остается места  для свободы».

Однако существуют и другие точки зрения на данную проблему. И. Кант пишет, что «свободу должно предполагать как свойство воли всех разумных существ. ...каждое существо, которое не может поступать иначе, как руководствуясь идеей свободы, именно поэтому в практическом отношении  действительно свободно, т.е. для  него имеют силу все законы, неразрывно связанные со свободой, точно так  же как если бы его воля, значимая и сама по себе, и в теоретической  философии была признана свободной». Такое понимание свободы не имеет  ничего общего с произволом, поскольку  «свобода каждого должна быть ограничена законом постольку и только постольку, поскольку она ограничивает свободу  другого». 

В понимании Э. Кассирера  «свобода означает для человека не принятие от природы как бы в длительное пользование дара бытия, как это  свойственно всем иным существам, а  завоевание себе своего бытия, формирование его сообразно ars и virtus («искусству и  добродетели»)». 

Для Э. Мунье «свобода - это свобода конкретной и самоценной личности. Я не являюсь свободным, спонтанно осуществляя себя; я  становлюсь свободным, если направляю  эту спонтанность в сторону освобождения, то есть в сторону персонализации мира и самого себя». «Свобода - утверждение личности; свободой живут, а не любуются».

 «Наиболее общее  определение свободы, - пишет русский  философ Н.А. Бердяева, - обнимающее все частные определения, заключается в том, что свобода есть определение человека не извне, а изнутри, из духа. Духовное начало в человеке есть истинная свобода, а отрицание духа, додуманное до конца, - неизбежно есть отрицание свободы».

В концепции свободы  Н.А. Бердяева ценным является обоснование  того, что подлинная, действительная свобода есть, прежде всего, творчество. И какой бы момент свободы мы не имели бы в виду - выбор ли возможности  в материальном мире или созидание  новой ситуации - везде мы обнаруживаем творчество человека.

В целом же русскую  интеллигенцию всегда характеризовала  склонность сопрягать идеи личной свободы  с «мыслями о силе исторической личности, об ответственности человека, обладающего  достаточной долей свободы, за происходящее... за судьбы не только России, но и всего  мира».

Что же касается абсолютной свободы, то ее наличие ставиться  под сомнение. «В одной французской  легенде рассказывается о суде над  человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его  никто не может лишить свободы  размахивать своими собственными руками. Судебное решение по этому поводу гласило: обвиняемый виновен, так как  свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.

Свобода, как видим, может и не знать границы, отделяющей ее от ошибочных, а то и явно преступных действий человека... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Свобода и ответственность 

 Ответственность  человека, осознание которой столь  важно для экзистенциального  анализа - это ответственность  перед неповторимостью и уникальностью  каждого человеческого существования;  существования ответственного перед  лицом своей конечности. Эта конечность  жизни не делает ее бессмысленной;  напротив, смерть делает жизнь  осмысленной. Мы сказали, что  неповторимость жизни включает  в себя неповторимость каждой  ситуации; единственность жизни  включает единственность каждой  судьбы. Судьба вообще является, по аналогии со смертью, частью  жизни. Человек не может выйти  из рамок своей конкретной, единственной  и неповторимой судьбы. Если он  борется против своей судьбы", против того, за что он не  несет никакой ответственности  или вины, тогда он игнорирует  смысл судьбы, а смысл судьбы  существует - именно судьба дает  жизни смысл, как и смерть. В  границах своего исключительного  пространства - судьбы - каждый человек  незаменим. Каждый отдельный человек  со своей единственной судьбой  - один во всем космосе. Его  судьба не повторится. Ни у  кого нет тех же самых возможностей, какие естъ у него, и он сам  никогда больше не будет иметь  их вновь. Все те возможности  реализовать ценности творчества  или переживания, которые ему  выпадают, т. е. все, что ему  преподнесет судьба и чего  он, следовательно, не сможет изменить, а должен будет нести, реализуя  ценности отношения, - все это  уникально и неповторимо. 

 Парадоксальность  отказа от судьбы становится  ясной, когда кто-нибудь спрашивает, кем бы он стал, если бы его  зачал не его фактический отец, а какой-нибудь другой человек.  Но при этом он забывает, что  в этом случае "он" был бы  не он, что носителем судьбы  был бы совсем другой, так что  он больше не мог говорить  уже о своей судьбе. Следовательно,  вопрос о возможности другой  судьбы сам по себе невозможен, противоречив и бессмыслен.

 Судьба относится  к человеку так же, как земля,  к которой его приковывает  сила тяжести, но без которой,  однако, ходьба была бы невозможной.  Мы должны принять свою судьбу, как и землю, на которой мы  стоим, - землю, служащую нам трамплином  для нашей свободы. Свобода  без судьбы невозможна; свобода  может означать лишь свободу  по отношению к своей собственной  судьбе. Каждый человек свободен. Но он не свободно парит  в безвоздушном пространстве, а  окружен множеством взаимосвязей. Эти взаимосвязи являются, однако, точками посягательства на его  свободу. Свобода предполагает  связанность, не может обойтись  без нее. Но эта невозможность  не означает зависимости. Земля,  по которой идет человек, трансцендируется  каждый раз уже в ходьбе  и является для него стартовой  площадкой. Если бы мы захотели  дать определение человеку, то  следовало было бы определить  его как существо, которое каждый  раз освобождается от того, чем  оно определяется (определяется  как биологический, социологический  и психологический тип); то есть  существо, которое трансцендирует  все эти определения, преодолевая  или преобразуя их, и в то  же время продолжая подчиняться  им.

 Эта парадоксальность  характеризует диалектический характер  человека, к существенным чертам  которого относятся его вечная  незаконченность и отказ от  самого себя: его реальностью  является возможность, а его  бытие определяется тем, чем  он может быть.

 Человеческое  бытие - это ответственное бытие,  потому что это свободное бытие.  Это бытие, которое каждый раз  решает, чем ему быть: это "решающее  бытие" (Ясперс). Это именно бытие,  а не просто наличествование  (Хайдеггер). Стол, который стоит  передо мной, есть и останется  таким, какой он есть, если он  не будет изменен человеком;  человек же, который сидит за  этим столом напротив меня, каждый раз решает, кем он будет в следующую секунду, что он скажет мне или, может быть, не скажет. Многообразие различных возможностей, из которых он в своем существовании реализует всегда лишь единственную, отличает его бытие как таковое (отличительное бытие человека, названное экзистенцией, может быть также обозначено как "бытие, которым являюсь я"). От выбора среди огромного количества возможностей человеку не уйти ни на один миг своей жизни. Он может только делать вид, будто не имеет свободы выбора и принятия решений.

Комизм человека, который не осознает свою свободу  принятия решений, становится очевидным  в некоторых забавных историях. Так, одна из них рассказывает о человеке, который объясняет своей жене, сколь аморально современное  человечество, и в качестве доказательства добавляет: "Сегодня, например, я  нашел сумку. Ты думаешь, мне пришло в голову отдать ее в бюро находок?". Что смешного в этом человеке? Да то, что он говорит о собственной  аморальности так, как будто за нее  не отвечает. Этот человек делает вид, что он должен принимать свою собственную  аморальность как данность, так же как следует принимать аморальность других людей как факт. Он делает вид, будто он несвободен и не может  решать, оставит ли он сумку у  себя или отнесет ее в бюро находок.

 Мы уже упоминали  о человеке, который представил "сущность" жизни как процесс сгорания. Свеча,  которая наличествует (пользуясь  экзистенциалистской терминологией), сгорает до конца, не будучи  в состоянии каким-либо образом  управлять этим процессом; человек  же - напротив, каждый раз имеет  возможность свободно решать, как  распорядиться своим бытием. Его  возможность решать настолько  всеобъемлюща, что он может воспользоваться  еще и возможностью самоуничтожения:  человек может "погасить самого  себя".

 Свобода любого  решения, так называемая свобода  воли является для непредубежденного  человека вещью само собой  разумеющейся; он воспринимает себя  свободным. Серьезно сомневаться  в свободе воли может лишь  тот, кто находится в плену  детерминистской философской теории  или страдает параноидной шизофренией  и воспринимает свою волю как  несвободную, "навязанную". Однако  в невротическом фатализме скрыта  свобода воли: невротик сам себе  закрывает путь к действительным  возможностям, он сам преграждает  себе путь к тому, чем он  мог бы быть. Так он деформирует  свою жизнь и уходит от действительности  становления вместо того, чтобы  ее совершать (так как человеческое  бытие как целое может быть  охарактеризовано как "действительность  свершения"). Свободе воли противостоит  судьба, так как судьбой мы  называем именно то, что принципиально  ускользает от свободы человека, то, что не находится ни во  власти, ни в ответственности  человека. Причем мы ни на один  миг не забываем, что человеческая  свобода как таковая накрепко  связана с судьбой, поскольку  она вообще может раскрыться  лишь в ней и благодаря ей.

Информация о работе Свобода воли и личная ответственность