Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:37, реферат
Свобода (Freedom) - одна из основных категорий социальной философии, характеризующих сущность человека и его бытие. Она предполагает возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего принуждения. Это понятие прошло в истории философской мысли длительную эволюцию - от «отрицающей» (свобода «от») до «утверждающей», «положительной» (свобода «для») трактовки. «Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева.
ВВЕДЕНИЕ 3
СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 7
НО ЧТО НЕСУТ ЭТИ ДВА СЛОВА? 8
ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ 9
СВОБОДА 10
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 11
ДИАПАЗОН МЕЖДУ СВОБОДОЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО
ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
Контрольная
работа
по дисциплине: «Психология и педагогика»
на тему: «Свобода воли и личная ответственность»
Вариант № 4
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ
СТУДЕНТ
гр. z0431_
_______________________
г. Санкт-Петербург
2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
Свобода
и ответственность
Но что несут эти два слова? 8
Проблема свободы и ответственности 9
Свобода 10
Ответственность
Диапазон между свободой и ответственностью 12
Заключение 20
Список
используемой литературы 21
ВВЕДЕНИЕ
Свобода (Freedom) - одна из основных категорий социальной философии, характеризующих сущность человека и его бытие. Она предполагает возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего принуждения. Это понятие прошло в истории философской мысли длительную эволюцию - от «отрицающей» (свобода «от») до «утверждающей», «положительной» (свобода «для») трактовки. «Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью («познанная необходимость»), с произволом и анархией, с равенством и справедливостью».
Диапазон понимания
этого понятия чрезвычайно
«Уже в этике
Аристотеля, насколько можно судить,
понятие eleutheria, то есть «свобода», означает
свободу от внешнего принуждения, причем
в двойственном смысле: и как свободу
от тирании, (что естественно для
раннеэллинистического
Упрощенчески
Однако существуют
и другие точки зрения на данную
проблему. И. Кант пишет, что «свободу
должно предполагать как свойство воли
всех разумных существ. ...каждое существо,
которое не может поступать иначе,
как руководствуясь идеей свободы,
именно поэтому в практическом отношении
действительно свободно, т.е. для
него имеют силу все законы, неразрывно
связанные со свободой, точно так
же как если бы его воля, значимая
и сама по себе, и в теоретической
философии была признана свободной».
Такое понимание свободы не имеет
ничего общего с произволом, поскольку
«свобода каждого должна быть ограничена
законом постольку и только постольку,
поскольку она ограничивает свободу
другого».
В понимании Э. Кассирера
«свобода означает для человека не
принятие от природы как бы в длительное
пользование дара бытия, как это
свойственно всем иным существам, а
завоевание себе своего бытия, формирование
его сообразно ars и virtus («искусству и
добродетели»)».
Для Э. Мунье «свобода - это свобода конкретной и самоценной личности. Я не являюсь свободным, спонтанно осуществляя себя; я становлюсь свободным, если направляю эту спонтанность в сторону освобождения, то есть в сторону персонализации мира и самого себя». «Свобода - утверждение личности; свободой живут, а не любуются».
«Наиболее общее определение свободы, - пишет русский философ Н.А. Бердяева, - обнимающее все частные определения, заключается в том, что свобода есть определение человека не извне, а изнутри, из духа. Духовное начало в человеке есть истинная свобода, а отрицание духа, додуманное до конца, - неизбежно есть отрицание свободы».
В концепции свободы Н.А. Бердяева ценным является обоснование того, что подлинная, действительная свобода есть, прежде всего, творчество. И какой бы момент свободы мы не имели бы в виду - выбор ли возможности в материальном мире или созидание новой ситуации - везде мы обнаруживаем творчество человека.
В целом же русскую интеллигенцию всегда характеризовала склонность сопрягать идеи личной свободы с «мыслями о силе исторической личности, об ответственности человека, обладающего достаточной долей свободы, за происходящее... за судьбы не только России, но и всего мира».
Что же касается абсолютной свободы, то ее наличие ставиться под сомнение. «В одной французской легенде рассказывается о суде над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение по этому поводу гласило: обвиняемый виновен, так как свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.
Свобода, как видим,
может и не знать границы, отделяющей
ее от ошибочных, а то и явно преступных
действий человека...
Свобода и ответственность
Ответственность
человека, осознание которой столь
важно для экзистенциального
анализа - это ответственность
перед неповторимостью и
Парадоксальность
отказа от судьбы становится
ясной, когда кто-нибудь
Судьба относится
к человеку так же, как земля,
к которой его приковывает
сила тяжести, но без которой,
однако, ходьба была бы невозможной.
Мы должны принять свою судьбу,
как и землю, на которой мы
стоим, - землю, служащую нам
Эта парадоксальность
характеризует диалектический
Человеческое
бытие - это ответственное бытие,
потому что это свободное
Комизм человека,
который не осознает свою свободу
принятия решений, становится очевидным
в некоторых забавных историях. Так,
одна из них рассказывает о человеке,
который объясняет своей жене,
сколь аморально современное
человечество, и в качестве доказательства
добавляет: "Сегодня, например, я
нашел сумку. Ты думаешь, мне пришло
в голову отдать ее в бюро находок?".
Что смешного в этом человеке? Да
то, что он говорит о собственной
аморальности так, как будто за нее
не отвечает. Этот человек делает вид,
что он должен принимать свою собственную
аморальность как данность, так же
как следует принимать
Мы уже упоминали
о человеке, который представил "сущность"
жизни как процесс сгорания. Свеча,
которая наличествует (пользуясь
экзистенциалистской
Свобода любого
решения, так называемая