Проблема свободы
является практически неисчерпаемой.
Как философская, юридическая
и нравственная категория она
обладает беспредельной глубиной
и безгранично многозначными
определениями. Не будет преувеличением
сказать, что эта проблема стала
объектом рассмотрения в европейской
философии, видимо, со времен Аристотеля.
Кант видел в свободе единственный
способ достойного человеческого
самоопределения. Шеллинг считал,
что: "установление связи между
понятием свободы и мировоззрением
в целом всегда останется необходимой
задачей, без решения которой
само понятие свободы останется
неопределенным, а философия - лишенной
какой бы то ни было ценности".
Вл. Соловьев полагал, что философия
и свобода нераздельны, они
тянутся друг к другу и питают,
обогащают одна другую, работая
в едином силовом поле - всеобщности
и бесконечности бытия. Бесконечная
сочетаемость категории свободы
с понятиями воли, права, отношение
свободы к добру и злу, к
духовному состоянию человека, к
нравственному уровню его воспитания
дает возможность рассматривать
свободу как калейдоскоп весьма
обширных философских, религиозных,
правовых, социологических понятий,
затрагивающих огромный спектр
фундаментальных вопросов.
Актуальность
исследования проблемы в немалой
степени обусловлена осознанием
необходимости включения в научный
оборот целого пласта изысканий
по теме свободы, осуществленных
выдающимися русскими мыслителями,
доступ к работам которых был
затруднен в советский период.
Речь идет о трудах таких
религиозных философов, как Н.А.
Бердяев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков
и др. Произошел разрыв во времени
в разработках духовного наследия
19 - начала 20 веков и фактическими
наработками второй половины 20 -
начала 21 веков. Произошла социальная
катастрофа, в результате которой
часть русских философов вынуждена
была эмигрировать, отсюда и их
оторванность от русской почвы,
с одной стороны, а с другой
стороны, из-за отсутствия доступа
к их зарубежным трудам, не
существовало возможности полного
и открытого ознакомления с
их творческой деятельностью.
Другим русским философам, коим
подлежало пройти тернистый путь
лихолетья, лишенным свободы,
окончившим свое дерзновение
в лагерях, здесь у себя на
родине, и чей духовный поиск
был так резко оборван, не
пришлось донести до нас все
таинственные и мистические помыслы
своего творчества.
Актуальность
решения проблемы свободы русскими
религиозными философами связана
с поисками путей выхода из
духовного кризиса, в котором
оказалось в начале 21 века наше
общество; назрела насущная необходимость
вернуться к лучшим традициям
русской интеллектуальной и духовной
мысли, исследовать богатейший
арсенал творческого наследия
наших предшественников. Таким образом,
интерес к исследуемой проблематике,
равно как и к русской философии
конца 19 - начала 20 веков, обусловлен
духовными поисками наших соотечественников,
их стремлением найти идейную
опору в отечественной традиции.
Актуальность
проблемы продиктована чрезвычайной
значимостью осмысления проблемы
свободы в связи с целым
рядом других аспектов человеческого
бытия: это признание свободы
воли человека, проблемы необходимости
и детерминизма в человеческой
истории, ответственности, возлагаемой
на человека за выбор пути,
его роли в обществе и норм
нравственного поведения, его
самоосуществления, самовыражения.
Более ясное понимание проблемы
свободы в рамках социальных
условий ставит тему свободы
не в абстрактно-теоретический,
а в практический, жизненно важный
интерес. Актуальность тем более
глубока, так как, по меткому
выражению В.В. Зеньковского, главной
особенностью русской религиозной
философии является антропоцентризм,
исключительная занятость темой
о человеке, его судьбе. Это приводит
к доминированию моральной установки,
в которой лежит "один из
самых действенных и творческих
истоков русского философствования".
В антропоцентризме русской мысли
есть один "очень глубокий мотив"
- невозможность "разделять" теоретическую
и практическую сферы. Интерес к русской
религиозной философии тем более велик,
так как она с ее антропоцентризмом, моральной
установкой, социальной ориентированностью
пронизана необычайной свободой духа.
Само учение о свободе, как основе христианства,
разрабатывавшееся русской религиозной
философией, связывалось с учением о соборности
и онтологизме. По выражению Бердяева,
был сделан опыт христианского осмысления
процессов новой истории. Исследование
феномена природы человека не столь на
биологическом, но на духовном уровне,
анализ поведения человека в обществе,
как проявление свободы воли, взаимодействие
человека с миром природы, анализ проявления
творческой активности человека, соотнесенные
со свободой, предлагают осмыслить роль
личности как свободой на новом онтологическом
уровне.
В русской философии
проблемой свободы занималась
целая плеяда последователей
учения Вл. Соловьева: П.А. Флоренский,
С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А.
Ильин, Н.О. Лосский, Е.Н. Трубецкой,
В.И. Несмелов, В.В. Зеньковский,
С.Л. Франк и др. Помимо самих
вышеупомянутых философов, в свою
очередь занимавшихся исследованием
творчества своих коллег, следует
упомянуть и других, не менее
уважаемых авторов, приложивших
немало усилий для анализа
проблем, освещаемых в русской
религиозной философии. В своем
диссертационном исследовании автор
использовал материалы как всемирно
известных философов - исследователей,
так и работы современных авторов
по данной тематике.
В классической
философии свобода - это характеристика
действия, совершенного, во-первых, со
знанием и пониманием объективных
ограничений, во-вторых, по собственному
произволению (не по принуждению),
в-третьих, в условиях выбора
возможностей, в-четвертых, в результате
правильного (должного) решения;
благодаря разуму человек способен
совершать свой выбор, отклоняясь
от зла и склоняясь к добру.
В характеристике
свободы как действия согласно
правильному и должному решению
заключена важная проблема возвышения
свободы от произвола к творчеству.
Свобода при этом трактуется
как негативная и позитивная.
В раннем христианском понимании
свобода подразумевает преданность
Христу. Апостол Павел провозглашает
призванность человека к свободе,
которая реализуется через благодать.
Различение негативной и позитивной
свободы было очевидно в концепции
свободы воли у Августина.
1. Первый - онтологическое
понимание свободы. Человек обладает
свободой в силу того, что он
живой организм, и в силу того,
что он живой дух, а организм
человека живет по своим внутренним
законам. Его инстинкту присуща
внутренняя целесообразность, которую
необходимо признавать, которую
можно духовно воспитывать и
устраивать в свободе произволом.
Одно из самых
фундаментальных свойств человеческой
природы - свобода воли, или внутреннее
самоопределение личности перед
лицом выбора, прежде всего между
добром и злом. Над этой свободой
человека, согласно христианскому
учению, не властен никто: ни
люди, ни законы, ни власть, ни
Сам Бог.
2. Второй смысл
- это внешняя свобода. Это совокупность
определенных прав личности в
государстве, в обществе, это социальная
свобода. Не подлежит никакому
сомнению, что человек в своем
общественном воспитании и государственной
жизни безусловно нуждается в
идущих извне предписаниях и
запрещениях. Если внешняя свобода
устраняет насильственное вмешательство
других людей в духовную жизнь человека,
то внутренняя свобода обращает свои требования
не к другим людям, а к самому человеку.
И если внутренняя
свобода есть первая и священная
основа духовного характера, то
внешняя свобода нужна человеку
для того, чтобы стать духовным
центром, чтобы приобрести внутреннюю
свободу. А внутренняя свобода
есть не что иное, как живая
духовность человека. Внешняя свобода,
в толковании русских философов,
дается человеку для того, чтобы
он внутренне воспитал и освободил
себя.
Существует и
третий вид свободы, и с христианской
точки зрения - он самый важный.
3. Третий вид свободы
- свобода духовная. Свобода, по
определению И.А. Ильина, по самому
существу своему есть именно
духовная свобода, т.е. свобода
духа. В русской религиозной философии
мысль о том, что без духовной
свободы человеческая жизнь не
имеет ни смысла, ни достоинства,
проходит красной нитью. Без
духовной, нравственной свободы
невозможно вдохновение, невозможно
истинное творчество. Русские философы
подчеркивали, что без свободы
человек не существует как
личность, и размышления о путях
рассогласования этих понятий,
о сложности механизмов их
взаимодействия, занимали значительное
место в их творческой деятельности.
Духовно-нравственным
истоком свободы, определяющей
формой свободного выбора является
выбор между добром и злом.
Добро, совпадающее, по Соловьеву,
с правдой, - верховная категория
этики. В своем труде Оправдание
добра. Нравственная философия
В. Соловьев формулирует свою
нравственно-духовную концепцию
следующим образом: "Разумею Добро
по существу; оно и только оно
оправдывает себя и оправдывает
доверие к нему…".
Свобода - одна
из основных философских категорий,
характеризующих сущность человека
и его существование, состоящие
в возможности личности мыслить
и поступать в соответствии
со своими представлениями и
желаниями, а не вследствие
внутреннего или внешнего принуждения.
Для личности
обладание свободой - это исторический,
социальный и нравственный императив,
критерий ее индивидуальности
и уровня развития общества. Произвольное
ограничение свободы личности, жесткая
регламентация ее сознания и
поведения, низведения человека
до роли простого "винтика"
в социальных и технологических
системах наносит ущерб, как
личности, так и обществу. В конечном
счете, именно благодаря свободе
личности общество приобретает
способность не просто приспосабливаться
к наличным естественным и
социальным обстоятельствам окружающей
действительности, но и преобразовывать
их в соответствии со своими
целями. Конечно, нет и не может
быть какой-то абстрактной, тем
более абсолютной свободы человека
ни от природы, ни от общества,
но вместе с тем конкретным
материальным носителем свободы,
ее субъектом всегда является
личность, а соответственно и
те общности, в которые она
включена - нации, классы, государства.
В истории философской
мысли свобода традиционно рассматривалась
в ее соотношении с необходимостью.
Сама же необходимость воспринималась,
как правило, в виде судьбы,
рока, предопределения, повелевающих
поступками человека и отрицающих
свободу его воли. Противопоставление
понятий "свобода" и "необходимость"
как философских антимоний, отрицание
или подмена одного из них
другим свыше двух тысячелетий
были камнем преткновения для
мыслителей, так и не находивших
удовлетворительного решения проблемы.
Философское решение
проблемы свободы и необходимости,
их соотношения в деятельности
и поведении личности имеет
огромное практическое значение
для оценки всех поступков
людей. Обойти эту проблему
не могут ни мораль, ни право,
ибо без признания свободы
личности не может идти речь
о ее нравственной и юридической
ответственности за свои поступки.
Если люди не обладают свободой,
а действуют только по необходимости,
то вопрос об их ответственности
за свое поведение теряет смысл,
а "воздаяние по заслугам"
превращается либо в произвол,
либо в лотерею.
Выделяют несколько
моделей взаимоотношений человека
и общества по поводу свободы
и ее атрибутов. Во-первых, чаще
всего это отношения борьбы
за свободу, когда человек вступает
в открытый и часто непримиримый
конфликт с обществом, добиваясь
своих целей любой ценой. Но
это трудный и опасный путь,
чреватый тем, что человек может
утратить все другие человеческие
качества и, ввязавшись в борьбу
за свободу, попасть в еще
худшее рабство. Во-вторых, это
бегство от мира, так называемое
эскапистское поведение, когда
человек не в силах обрести
свободу людей, бежит в монастырь
в скит, в себя, в свой "мир",
чтобы там обрести способ свободной
самореализации. В-третьих, чаще
всего, человек адаптируется к
миру, жертвуя в чем-то своим
стремлением обрести свободу,
идя в добровольное подчинение,
с тем, чтобы обрести новый
уровень свободы в модифицированной
форме.
Проблема свободы
человека в наши дни находится
в центре политической и духовной
жизни, степень ее достижения
- главный критерий цивилизованности
и демократичности современного
общества, его общекультурного развития.
Философская интерпретация
свободы включает различные (подчас
противоположные по своему содержанию)
подходы, неоднозначные толкования
и оценки. Центральным пунктом
здесь выступает соотношение
свободы и необходимости. Термин
"свобода" в его социальном
значении получил широчайшее
распространение в общественной
жизни, политике и политологии,
в юриспруденции, конституциях
и других законных актах, в
искусстве, публицистике и художественной
литературе. Это "сладкое слово
свобода" - непременный атрибут
в риторике государственных деятелей,
молодежной субкультуре. "Абсолютную
Свободу воспевают и проклинают,
перед нею преклоняются и ее
же считают причиной многих
бед современного общества.