Свобода воли и личная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:37, реферат

Описание работы

Свобода (Freedom) - одна из основных категорий социальной философии, характеризующих сущность человека и его бытие. Она предполагает возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего принуждения. Это понятие прошло в истории философской мысли длительную эволюцию - от «отрицающей» (свобода «от») до «утверждающей», «положительной» (свобода «для») трактовки. «Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 7
НО ЧТО НЕСУТ ЭТИ ДВА СЛОВА? 8
ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ 9
СВОБОДА 10
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 11
ДИАПАЗОН МЕЖДУ СВОБОДОЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Работа содержит 1 файл

Свобода воли и личная ответственность.docx

— 47.92 Кб (Скачать)

 К судьбе относится,  прежде всего, все прошлое, (в  силу своей необратимости). Фактическое  (сделанное, ставшее, прошедшее)  и есть подлинный фатум. И  тем не менее, человек свободен  и по отношению к прошлому, а следовательно, и по отношению  к судьбе. Хотя прошлое и делает  понятным настоящее, было бы  несправедливым, если бы будущее  определялось исключительно прошлым, - характерное заблуждение типично  невротического фатализма, который  одновременно с пониманием ошибок, сделанных в прошлом, соглашается  на прощение тех же самых  ошибок в будущем, тогда как  ошибки прошлого могли бы служить  благодатным материалом для "лучшего"  будущего, если бы из них извлекали  уроки. Следовательно, человеку  предоставляется свобода: или  фаталистически относиться к  своему прошлому, или извлекать  из него уроки. Но учиться никогда не бывает слишком поздно - как, впрочем, и никогда не бывает слишком рано. Кто игнорирует это, подобен тому пьянице, которому однажды сказали, что он должен бросить пить, на что он ответил, что уже слишком поздно; когда же ему возразили, что это-де никогда не поздно сделать, он ответил: "Тогда у меня тем более еще есть время!".

 Благодаря необратимости  прошлого, которое стало судьбой,  как раз и провозглашается  человеческая свобода: судьбе  следует каждый раз быть стимулом  для ответственного деяния. Человеку  приходится в жизни каждый  раз из всего множества возможностей  выбирать одну-единственную и,  реализуя ее, помещать в царство  прошлого, укрывая, так сказать,  в надежное место. Прошедшее  "остается" в царстве прошлого, как бы парадоксально это ни  звучало, и "остается" не  вопреки, а именно благодаря  тому, что оно прошло! Ведь мы  уже говорили, что реальность  прошлого сохраняется в двойном  смысле "уничтожения" и "сохранения", и утверждали: происшедшее - это  самая "надежная" форма бытия.  Преходящи лишь возможности (вспомните  о неповторимых ситуационных  ценностях и о необратимо преходящей  возможности их реализации); то, что  сохранено от преходящести, - это  сохраненная в прошлом реальность. Мгновение становится вечностью,  если удается превратить возможности,  которые таит в себе настоящее,  в те реальности, которые в  прошлом надежно укрыты "навечно". В этом смысл любой реализации. В этом смысле человек реализует  возможности не только тогда,  когда он совершает какое-то  деяние или создает произведение, но и тогда, когда речь идет  лишь о переживании. В этом  смысле, и в соответствии с  логикой объективизма этого рода, можно утверждать, что реализованное  путем переживания не может  быть действительно уничтожено  тем, что оно попадает в забвение, даже путем полного устранения  возможности ожить в воспоминаниях,  например, из-за смерти субъекта  переживаний. Обычно человек видит  лишь скошенное поле преходящего;  но он упускает из виду полные  сараи прошлого. В прошлом же, однако, нет ничего безвозвратно  потерянного, скорее все сохранено  без потерь. Нельзя устранить  из мира ничего, что однажды  произошло: ведь однажды оно  было привнесено в мир! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Но  что несут эти  два слова?

 ВОЛЯ данна  человеку. Произвол действия, простор  в поступках. Всякому своя воля. Дай человеку волю, он все перевернет. (Даль выдержка)

 Способность осуществлять  свои желания, поставленные перед  собой цели. Сила воли. Воспитание  воли. 2. к чему. Сознательное стремление  к осуществлению чего-н. Воля  к победе. Люди доброй воли (стремящиеся  к добру, к миру; высок.) Волевые  решения (принимаемые самолично  тем, кто имеет власть).(Ожигов  выдержка)

 СВОБОДА  простор,  возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, подчинения  чужой воле.

 СВОБОДА, -ы, х. 1. В философии: воз;можность проявления  субъектом своей воли на основе  осознания законов развития природы  и общества. С. воли (философская  категория, отражающая понятие  свободы или предопределенности  действий, поступков субъекта). 2. Отсутствие  стеснений и ограничений, связывающих  общественно-политическую жизнь  и деятельность какого-н. класса, всего общества или его членов. С. совести (право исповедовать  любую религию или не придерживаться  никакого вероисповедания). С. слова.  С. печати. С. личности (неприкосновенность  личности, жилища, тайна переписки,  телефонных и телеграфных сообщений,  свобода совести). 3. Вообще - отсутствие  каких-н. ограничений, стеснений  в чем-н. (Ожигов) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проблема  свободы и ответственности

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что право  на свободу означает, что каждый должен иметь возможность по своему усмотрению и по своей воле совершать  любые действия и вести себя в  рамках закона и не нарушения прав и свобод других людей. Еще в французской  Декларации прав человека и гражданина 1789 г. отмечалось, что свобода состоит  в возможности делать все, что  не приносит вреда другому. Право  на личную неприкосновенность означает, что никто не вправе произвольно  силой или угрозой ее применения принуждать кого-либо к тем или  иным действиям, подвергать личность аресту или обыску, наносить вред ее здоровью и т.д.

 Лишение свободы  в демократическом обществе и  государстве допускается лишь  по приговору суда, а временное  лишение свободы (арест или  полицейское задержание) - только  на определенный срок (обычно 2-3 суток)  и с соблюдением процедур, установленных  законом. Здесь особенно большую  роль играет существующий в  большинстве демократических стран  институт "habeas corpus", согласно которому  каждый задержанный имеет право  требовать немедленно быть доставленным  к судье с тем, чтобы он  решил вопрос об обоснованности  лишения свободы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Свобода

 В современных  условиях и условиях ускоренного  развития цивилизации роль личности  в обществе становится все  значительнее, в связи с этим  все чаще возникает проблема  свободы и ответственности личности  перед обществом.

 Первая попытка  обоснования точки зрения объяснения  взаимосвязи свободы и необходимости  ее признания их органической  взаимосвязи принадлежит Спинозе,  который определил свободу, как  осознанную необходимость.

 Развернутая концепция  диалектического единства свободы  и необходимости с идеалистических  позиций была дана Гегелем.  Научное, диалектико-материалистическое  решение проблемы свободы и  необходимости исходит из признания  объективной необходимости как  первичного, а воли и сознания  человека - как вторичного производного.

 В обществе  свобода личности ограничивается  интересами общества. Каждый человек  - индивид, его желания и интересы  не всегда совпадают с интересами  общества. В этом случае личность  под воздействием общественных  законов должна поступать в  отдельных случаях так, чтобы  не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит  наказание от имени общества. В современных условиях, в эпоху  развития демократии проблема  свободы личности становится  все глобальнее. Она решается  на уровне международных организаций  в виде законодательных актов  о правах и свободах личности, которые в настоящее время  становятся в основу любой  политики и тщательно охраняются. Не все проблемы свободы личности  решены в России и во всем  мире, так как это одна из  самых тяжелых задач. Личности  в обществе на данный момент  исчисляются миллиардами и каждую  минуту на земле сталкиваются  их интересы, права и свободы.

 Неразделимы и  такие понятия как свобода  и ответственность, так как  свобода не вседозволенность, за  нарушение чужих прав и свобод  личность несет ответственность  перед обществом по закону, принятому  обществом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Ответственность

 Ответственность  - это категория этики и права,  отражающая особое социальное  и морально-правовое отношение  личности к обществу, человечеству  в целом. Построение современного  общества, внедрение сознательного  начала в социальную жизнь,  приобщение народных масс к  самостоятельному управлению обществом  и историческому созиданию резко  увеличивает меру личной свободы  и одновременно социальной и  моральной ответственности каждого.

 В праве гражданская,  административная и уголовная  ответственность устанавливается  не формальным путем выяснения  состава преступления, но и с  учетом воспитания правонарушителя,  его жизни и деятельности, степени  сознания вины и возможности  исправления в дальнейшем. Это  сближает правовую ответственность  с моральной, то есть осознание  индивидом интересов общества  в целом и в конечном счете  понимания законов поступательного  развития истории.

 Соблюдение прав  и свобод личности и ответственность  перед законом за совершенное  преступление - является одним из  признаков правового государства.

 Развитие человеческой  цивилизации требует и цивилизованного  развития права, поэтому возникла  концепция правового государства  как определяющая любую государственность.  Прошло время правового беспредела, когда права и свободы личности  ничем не гарантировались и  не защищались. Общество имеет  новые пути правового обустройства  человека, который будет уверен  в завтрашнем дне, будет смело  идти по жизни.

 Правовое государство  гарантирует личности его права  и свободы и их правовую  защиту - важнейший принцип. Следующий  принцип - подчинение только закону  и деятельность на основании  закона, принятого обществом в  условиях полной демократии.

 Правовое государство  является своего рода сочетанием  свободы и ответственности, когда  человек полностью свободен в  моральном и правовом смысле  с одной стороны, а за совершение  преступления наступает ответственность  - с другой стороны.

 Правовое государство  и народовластие - это неразделимые  понятия, управление и самоуправление  народных масс, подотчетность выборных  органов своим избирателям и  смена этих органов при несправлении  с возложенными на них обязанностями  и задачами, нарушением ими закона.

 Правовое государство  предполагает закрепление интересов  личности на первом месте, устраняет  неравноправие наций, ставит на  одну линию мужчину и женщину,  создает все условия для абсолютного  равенства всех членов общества  перед законом независимо от  происхождения, положения в обществе.

 Конституция России  поставила интересы личности  на первое место. Первоочередная  задача для правоохранительных  органов - охрана личного, государственного  и общественного имущества, установила  статус личности, гарантии прав  и свобод. Это подчеркивает возрастающую  роль личности в современных  условиях для ее развития в  обществе. 
 
 

Диапазон  между свободой и  ответственностью

 Что же такое  свобода? Чтобы ответить на  этот вопрос, мы можем обратиться  к уголовному законодательству, подробно регламентирующему назначение  такого вида наказания за серьезные  преступления, как лишение свободы. "Лишение свободы, - читаем мы  в ст.56 действующего Уголовного  кодекса, - заключается в изоляции  от общества путем направления  его в колонию-поселение или  помещение в исправительную колонию... в тюрьму". Под лишением свободы  понимается принудительная изоляция  в учреждениях со специальным  режимом, а под свободой, соответственно, жизнь за пределами этих учреждений. Вряд ли такое понимание свободы  может нас удовлетворить, если  все люди за пределами исправительных  учреждений свободны, то и речь  не о чем вести. Тем более,  не за что бороться, "каждый  день идти на бой", как выразился  Гете. Следует признать, что речь  идет о специальном, юридическом,  а не фил. употреблении термина.  Однако сам подход, заключающийся  в определении понятия свободы  через противопоставление ее  тому, что свободой не является, достаточно плодотворен. Последуем  и мы этим путем, последовательно  ставя рядом со "свободой" понятия,  обозначающие то содержание, которое  противоположно ей. Первым рядом  со словом "свобода" поставим  слово "произвол". Рассмотрим  сначала этимологию, т.е. первоначальное  значение этих слов. Обратимся  для этого к "Толковому словарю  живого великорусского языка"  Вл. Даля. Даль ставит рядом со  словом "свобода" слово "слобода". Он пишет: "слобода" - вольное  поселение. Свобода - "своя воля, простор, возможность действовать  по-своему: отсутствие стеснения,  неволи, рабства, подчинения чужой  воле". Свобода, таким образом,  есть воля. А что такое воля? Ответ таков: воля есть "данный  человеку произвол действия". Нетрудно видеть, что все вертится  вокруг одного и того же  и переходит одно в другое. Свобода, воля, произвол - практически  синонимы.

 СВОБОДА - универсалия  культуры субъектного ряда, фиксирующая  возможность деятельности и поведения  в условиях отсутствия внешнего  целеполагания. В античной культуре  деятельность раба по реализации  привнесенных извне целей мыслится  как исполнение программы и  обозначается как "noietis", деятельность  же свободного, т.е. реализующего  свои цели, мыслится как творчество  и обозначается как "chretis" или "praxis". СВОБОДА ВОЛИ - способность  человека к самоопределению в  своих действиях. Свободный человек  - это гражданин полиса, тот, кто  живет на земле своих предков.  Противоположность ему - военнопленный,  увезенный на чужбину и превращенный  в раба. Поэтому антоним термина  "свободный" - не столько "раб", сколько "негрек", "варвар". В гомеровском эпосе понятие  свободы обнаруживает еще один  смысл. Свободный человек тот,  кто действует без принуждения,  в силу собственной натуры. Предельно  возможное выражение свободы  - в действиях героя, преодолевающего  судьбу и тем сравнивающегося  с богами. Аристотель рассматривает  проблему СВ. в контексте нравственного  выбора. Свобода связана со знанием  особого рода - знанием-умением. Свобода  гражданина и "свобода" раба  различаются только количественно:  первый не обладает абсолютной  свободой, о втором нельзя сказать,  что он совершенно несвободен. Согласно Спинозе свободен только  Бог, т.к только его действия  детерминированы внутренней закономерностью,  человек же как часть природы  несвободен. Тем не менее он  стремится к к свободе, переводя  неотчетливые идеи в отчетливые, аффекты - в рациональную любовь  к Богу. Свобода, выбор и временность  суть одно и то же, считает  философ. В русской философии  проблема свободы, СВ. специально  разрабатывалась Бердяевым. Миру  объектов, где царят страдания  и зло, противостоит творчество, призванное преодолеть консервативные  формы объективаций. Результаты  творчества неизбежно будут объективированы,  но сам творческий акт столь  же неизбежно является свободным.

Информация о работе Свобода воли и личная ответственность