Сущность и виды психологического эксперимента

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:30, контрольная работа

Описание работы

в работе описаны виды психологических экспериментов
Эксперимент - как метод научного познания

Содержание

1. Психологический эксперимент……………………………………………3

1.1. Эксперимент - как метод научного познания…………………….3

1.2. Переменная. Виды переменных…………………………………...7

1.3. Гипотеза. Виды гипотез…………………………………………….8

2. Виды эксперимента…………………………………………………………11

2.1 Экспериментальный план…………………………………………..15

3. Квазиэксперимент…………………………………………………………..17

3.1 Квазиэкспериментальный план с неэквивалентной
контрольной группой…………………………………………………………20

3.2 Квазиэкспериментальные планы дискретных
временных серий……........................................................................................22

3.3 План ex-post-facto……………………………………………………23

Список использованной литературы…………………………………………25

Работа содержит 1 файл

сущность и виды психологического эксперимента.docx

— 168.72 Кб (Скачать)

     Планы временных серий часто реализуются  на практике. При их реализации часто  наблюдается известный "эффект Хотторна". Схема плана временных серий для двух неэквивалентных групп, из которых одна не получает воздействия, выглядит так:

     

     Квазиэксперимент позволяет контролировать действие фактора фоновых воздействий (эффект "истории"). Обычно именно этот план рекомендуется исследователям, проводящим эксперименты с участием естественных групп в школах, клиниках или на производстве. Его можно назвать планом формирующего эксперимента с контрольной выборкой. Реализовать этот план весьма трудно, но в том случае, если удается провести рандомизацию групп, он превращается в план "истинного формирующего эксперимента".

     Возможна  комбинация этого плана и предыдущего, в котором чередуются серии с  воздействием и его отсутствием  на одной выборке. 

     3.3 План ex-post-facto  

     Одним из специфических методов, который  известен в психологии является эксперимент, на который ссылаются или эксперимент  ex-post-facto. Он часто применяется в социологии, педагогике, а также в нейропсихологии и клинической психологии.

     Стратегия его применения состоит в следующем. Экспериментатор сам не воздействует на испытуемых. В качестве воздействия выступает некоторое реальное событие из их жизни. Отбирается группа "испытуемых", подвергшаяся воздействию, и группа, не испытавшая его. Отбор осуществляется на основании данных об особенностях "испытуемых" до воздействия. В качестве сведений могут выступать личные воспоминания и автобиографии, сведения из архивов, анкетные данные, медицинские карты и т.д. Затем проводится тестирование зависимой переменной у представителей "экспериментальной" и контрольной групп. Данные, полученные в результате тестирования групп, сопоставляются, и делается выводе влиянии "естественного" воздействия на дальнейшее поведение испытуемых. Тем самым план ex-post-facto имитирует схему эксперимента для двух групп с их уравниванием (лучше -рандомизацией) и тестированием после воздействия:

     

     Эквивалентность групп достигается либо методом  рандомизации, либо попарного уравнивания, при котором сходные индивиды относятся к разным группам. Метод рандомизации дает более надежные результаты, но применим лишь тогда, когда выборка, из которой мы формируем контрольную и основную группы, достаточно велика.

     Этот  план реализуется во многих современных  исследованиях. Типичным является исследование посттравматического стресса, который  возникает у некоторых лиц, оказавшихся  в ситуациях, выходящих за пределы  обычного жизненного опыта, связанных  с угрозой для здоровья человека и его жизни.

     Посттравматический  стресс встречается у многих (но не у всех) участников войны, жертв  насилия, свидетелей и жертв природных и техногенных катастроф и т.д. Изучение причин возникновения посттравматического стресса проводится по схеме: выделяется выборка лиц, перенесших воздействие боевой ситуации, катастрофы и т.п., тестируется на предмет наличия посттравматического синдрома; результаты сопоставляются с результатами контрольной выборки.

     Наилучшей стратегией формирования основной и  контрольной выборки является предварительный  отбор "испытуемых" для тестирования на основе анкетных данных и рандомизация групп. Но в реальности может проводиться диагностика только тех лиц, перенесших воздействие травматического фактора, которые сами обращаются с просьбой пройти обследование к психологам либо врачам. Таким образом, существует риск, что выборка добровольцев будет сильно отличаться от всей популяции перенесших травматическое воздействие. В первую очередь эти отличия проявляются в повышенной частоте встречаемости синдрома посттравматического стресса. Эффект воздействия травматического фактора на популяцию будет преувеличен. И вместе с тем эксперимент ex-post-facto - единственно возможный способ проведения таких исследований .

     Метод ex-post-facto часто применяется в нейропсихологии: травмы головного мозга, поражения определенных структур предоставляют уникальную возможность для выявления локализации психических функций. Травмы коры больших полушарий во время войны (в первую очередь второй мировой) дали, как это ни кощунственно звучит, богатейший материал нейропсихологам и нейрофизиологам, в том числе - отечественным (работы А.Р. Лурии и его школы).

     Итак, общая схема приведения контроля ex-post-factum предполагает оценку значимости результатов сравнений:

     1) зависимой переменной (или ее  аналога) по отношению к исходному  квазиэкспериментальному плану, т.е. по отношению к основному разбиению измерений на экспериментальную и контрольную группы;

     2) измеренной базисной побочной  переменной - в выраженности ее  связи с исходным критерием  образования экспериментальной  и контрольной групп;

     3) зависимой переменной (или ее  аналога) для новых групп, образованных  в соответствии с уровнями  измеренной базисной побочной  переменной. 
 
 

     Список  использованной литературы: 

  1.  Вознесенский В. А. Статистические методы планирования эксперимента в технико-экономических исследованиях. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1981.
  2. Гласc Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. / Общ. ред. Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976.
  3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1982.
  4. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. - Самара, 2000.
  5. Девятко И.Ф.. Методы социологического исследования. Основные экспериментальные планы с контрольной группой и рандомизацией –
  6. Дружинин Н. К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М.: Статистика, 1977.
  7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.,Питер, 2000
  8. Загвязинский В.И., Атаханов Р Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М., 2001.
  9. Забродин ЮМ. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития // История становления и развития экспериментальной психологии в России. М., 1990.
  10. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях: Пер. с англ. / Сост. и общ. ред. М. И. Бобневой. М.: Прогресс, 1980.
  11. Немов Р.С. Психология. - Кн.№3 Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - М.,1999.
  12. Интернет:http://pedagogy.ru/index2.php?
  13. Роговин М.С. Психологическое исследование.- Ярославль, Академия,1999.
  14. ФрессП., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: Вып. I и П. М., 1966.
  15. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987.

Информация о работе Сущность и виды психологического эксперимента