Сущность и виды психологического эксперимента

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:30, контрольная работа

Описание работы

в работе описаны виды психологических экспериментов
Эксперимент - как метод научного познания

Содержание

1. Психологический эксперимент……………………………………………3

1.1. Эксперимент - как метод научного познания…………………….3

1.2. Переменная. Виды переменных…………………………………...7

1.3. Гипотеза. Виды гипотез…………………………………………….8

2. Виды эксперимента…………………………………………………………11

2.1 Экспериментальный план…………………………………………..15

3. Квазиэксперимент…………………………………………………………..17

3.1 Квазиэкспериментальный план с неэквивалентной
контрольной группой…………………………………………………………20

3.2 Квазиэкспериментальные планы дискретных
временных серий……........................................................................................22

3.3 План ex-post-facto……………………………………………………23

Список использованной литературы…………………………………………25

Работа содержит 1 файл

сущность и виды психологического эксперимента.docx

— 168.72 Кб (Скачать)

     2.1 Экспериментальный план 

     Планирование  экспериментального исследования является центральным этапом всей процедуры.

     Три признака истинного экспериментального плана:

     1. Применение каких-либо стратегий  создания эквивалентных контрольной  и экспериментальной групп .

     2. Наличие экспериментальной и  контрольной групп испытуемых.

     3. Завершение эксперимента тестированием  контрольной и экспериментальной  групп.

     Одно  из требований к выборке - репрезентативность. Выборка должна качественно и  количественно представлять генеральную  совокупность, основные типы потенциальных  испытуемых, существующие в популяции. Испытуемые должны быть правильно распределены по экспериментальной и контрольным группам, чтобы все группы были эквивалентными. Существует множество конкретных приемов формирования выборки.

     Эквивалентность контрольной и экспериментальной  групп достигается специальными методами:

     1. рандомизация (случайный отбор), представителям  популяции присваиваются индивидуальные  номера, и выборка формируется  при помощи таблиц случайных  чисел. 

     2. стратометрический отбор (от греч. «слой»), популяции рассматриваются как объединение страт - групп людей, сходных по полу, возрасту, социальному положению и т.д. В выборку испытуемых включают таким образом, чтобы в ней оказались пропорционально представлены лица из каждой страты.

     Планирование  необходимо для обеспечения внешней и внутренней валидности эксперимента. Валидность эксперимента - это его базовая характеристика, отражающая соответствие эксперимента, нормам и стандартам, принятым в экспериментальной психологии.

     Основные виды валидности:

     1. Внутренняя валидность - соответствие идеального к реальному, т.е. возможность утверждения о том, что изменения в ЗП вызваны именно НП, а не побочными факторами или переменными.

     2. Внешняя валидность - это приближение эксперимента к реальности, т.е. возможность обобщения выводов, перенесения причинно-следственных связей на других людей, ситуации, временные промежутки.

     Необходимо  заметить, что в психологической  практике далеко не всегда оказывается  возможным проведение экспериментального исследования с полным соблюдением  предписанных требований к его «чистоте». В тех случаях, когда «строгий»  эксперимент становится по тем или  иным причинам невыполнимым, организуется квазиэкспериментальное исследование.

     Выбор методов статистической обработки, ее проведение и интерпретация результатов - следующий этап исследования.

     Обычно  методы обработки данных выбираются на стадии планирования эксперимента или же еще раньше - при выдвижении экспериментальной гипотезы. Экспериментальная  гипотеза преобразуется в статистическую. Возможных типов статистических гипотез в экспериментальном исследовании немного:

     а) о сходстве или различии двух и  более групп;

     б) о взаимодействии независимых переменных;

     в) о статистической связи независимых  и зависимых переменных;

     г) о структуре латентных переменных (относится к корреляционному  исследованию).

     Статистические  оценки дают информацию не о наличии, а о достоверности сходств  и различий результатов контрольных  и экспериментальных групп.

       Выводы и интерпретация результатов  завершают исследовательский цикл. Итогом экспериментального исследования  является подтверждение или опровержение  гипотезы о причинной зависимости  между переменными: «Если А, то В».

       Конечным продуктом исследования  являются научный отчет, рукопись  статьи, монография, письмо в редакцию  научного журнала. 
 
 

     3. Квазиэксперимент 

     На  практике при проведении эмпирических исследований не всегда удается реализовать  планы "истинных экспериментов", использовать схемы контроля внешних  переменных. В таких случаях для  частичной компенсации и контроля эффектов, возникающих при нарушении  планов "истинных экспериментов", исследователи используют искусственные  схемы - квазиэкспериментальные (как-бы экспериментальные) планы, которые являются попыткой учета реалий жизни.

     Квазиэксперимент (от лат. «мнимый») - исследовательский метод, также направленный на установление причинно-следственной зависимости переменных, но отличающихся от эксперимента снижением уровня требований к процедуре отбора испытуемых или недостаточного контроля за независимой переменной и побочными факторами.

     Типы  квазиэкспериментов

  1. Отсутствует рандометризация (уравнивание) КГ и ЭГ

    КГ   Т1 _________ Т2

    ЭГ    Т3 Х                Т4 

     Для доказательства примерной эквивалентности  КГ и ЭГ, необходимо с помощью  статистических методов показать, что  Т3 - Т1 - является незначительной величиной.

     2. План временных серий, когда  КГ отсутствует, а сопоставляются результаты, полученные до и после экспериментального воздействия на одну и ту же группу.

     Например:  компания снижения агрессивности среди подростков в школе. Отслежена по годам, Х- воздействие.

     Т1 Т2 Т3 Х Т4 Т5 Т6

     3. Выполнение исследований типа  ex-post-fakto, т.е. сам исследователь не проводит эксперимент, а в качестве НП используется какое-то реальное событие из прошлой жизни испытуемых.

     Например: Травмы, жертвы, какие-либо насилия и т.д.

     КГ  R ___Т1

     ЄГ  R  Х   Т2

     Где R - исследователь гипотетически предполагает одинаковость групп до, экспериментального воздействия.

     Квазиэкспериментом является любое исследование, направленное на установление причинной зависимости между двумя переменными («если А, то В»), в котором отсутствует предварительная процедура уравнивания групп или «параллельный контроль» с участием контрольной группы заменен сравнением результатов неоднократного тестирования группы (или групп) до и после воздействия.

     Для классификации квазиэкспериментальных планов можно выделить два основания: исследование проводится 1) с участием одной группы или нескольких; 2) с одним воздействием либо серией. Следует заметить, что планы, в которых реализуется серия однородных или разнородных воздействий с тестированием после каждого воздействия, получили в советской и российской психологической науке по традиции название «формирующие эксперименты». По своей сути они являются квазиэкспериментами со всеми присущими таким исследованиям нарушениями внешней и внутренней валидности.

     Используя такие планы, нужно отдавать себе отчет в том, что в них отсутствуют средства контроля внешней валидности. Невозможно проконтролировать взаимодействие предварительного тестирования и экспериментального воздействия, ликвидировать эффект систематического смешения (взаимодействия состава групп и экспериментального воздействия), проконтролировать реакцию испытуемых на эксперимент и определить эффект взаимодействия между различными экспериментальными воздействиями.

     Квазиэксперимент позволяет контролировать действие фактора фоновых воздействий (эффект «истории»). Обычно именно этот план рекомендуется исследователям, проводящим эксперименты с участием естественных групп в детских садах, школах, клиниках или на производстве. Его можно назвать планом формирующего эксперимента с контрольной выборкой. Реализовать этот план весьма трудно, но в том случае, если удается провести рандомизацию групп, он превращается в план «истинного формирующего эксперимента».

     Квазиэксперимент - эксперимент с ограниченными формами  контроля  условий  независимой  переменной, Квазиэкспериментальные планы создаются специально с отступлением от схемы "истинного эксперимента". Исследователь осознает те источники артефактов - внешние переменные, которые он не может контролировать. Существуют следующие типы квазиэкспериментальных планов, основными из которых являются:

     а) планы экспериментов для неэквивалентных  групп;

     б) планы дискретных временных серий. 

     3.1 Квазиэкспериментальный план для неэквивалентных групп  

     Квазиэкспериментальный план для неэквивалентных групп - это планы, в которых учитываются ограничения форм контроля до осуществления экспериментального воздействия.

     Данный  план отличается от истинного эксперимента тем, что предварительное тестирование проходит одна группа, а итоговое (после  воздействия) - эквивалентная (после  рандомизации) группа, которая подверглась  воздействию:

     

     Главный его недостаток - невозможность контролировать влияние фактора "истории" - фоновых событий, происходящих наряду с воздействием в период между первым и вторым тестированием.

     Усложненным вариантом этого плана является схема с контрольными выборками  для предварительного и итогового  тестирования. В этом плане используется 4 рандомизированные группы, но воздействию подвергаются лишь 2 из них, причем тестируется после воздействия одна. План имеет следующий вид:

     

 

     В том случае, если группы действительно эквивалентны, данный

     план  по качеству не отличается от планов "истинного  эксперимента". Он обладает наилучшей  внешней валидностью, поскольку позволяет исключить влияние основных внешних переменных, ее нарушающих взаимодействие предварительного тестирования и воздействия взаимодействие состава групп и экспериментального воздействия реакцию испытуемых на эксперимент. Не удается лишь исключить фактор взаимодействия состава групп с факторами естественного развития и фона, так как отсутствуют возможности сравнить влияния предварительного и последующего тестирования на экспериментальную и контрольную группы. Особенность плана состоит в том, что каждая из четырех групп тестируется всего лишь один раз: либо в начале, либо в конце исследования. План этот применяется крайне редко. 
 
 
 

     3.2 Квазиэкспериментальные планы дискретных временных серий

       

     Квазиэкспериментальные планы дискретных временных серий - планы, построенные по схеме временных серий на одной группе, по структуре сходны с экспериментальными планами для одного испытуемого. План дискретных временных серий чаще всего используется в психологии развития, педагогической, социальной и клинической психологии. Суть его состоит в том, что первоначально определяется исходный уровень зависимой переменной на группе испытуемых с помощью серии последовательных замеров. Затем исследователь воздействует на испытуемых экспериментальной группы, варьируя независимую переменную, и проводит серию аналогичных измерений. Сравниваются уровни, зависимой переменной до и после воздействия. Схема плана выглядит так:

     

     Главный недостаток плана дискретных временных  серий в том, что он не дает возможности  отделить результат влияния независимой  переменной от влияния фоновых событий, которые происходят в течение  исследования. Чтобы ликвидировать  эффект "истории", рекомендуют  использовать экспериментальную изоляцию испытуемых.

     Модификацией  этого плана является другой квазиэксперимент по схеме временных серий, в котором воздействие перед замером чеоедуется с отсутствием воздействия перед замером:

     

     Чередование может быть регулярным или случайным. Этот вариант подходит лишь в том  случае, когда эффект воздействия  обратим. При обработке серии  разбивают на две последовательности и сравнивают результаты тех замеров, где было воздействие, с результатами замеров, где оно отсутствовало. Для сравнения данных используется t-критерий Стьюдента с числом степеней свободы п-2 (где п - число ситуаций одного типа).

Информация о работе Сущность и виды психологического эксперимента