Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:30, контрольная работа
в работе описаны виды психологических экспериментов
Эксперимент - как метод научного познания
1. Психологический эксперимент……………………………………………3
1.1. Эксперимент - как метод научного познания…………………….3
1.2. Переменная. Виды переменных…………………………………...7
1.3. Гипотеза. Виды гипотез…………………………………………….8
2. Виды эксперимента…………………………………………………………11
2.1 Экспериментальный план…………………………………………..15
3. Квазиэксперимент…………………………………………………………..17
3.1 Квазиэкспериментальный план с неэквивалентной
контрольной группой…………………………………………………………20
3.2 Квазиэкспериментальные планы дискретных
временных серий……........................................................................................22
3.3 План ex-post-facto……………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………25
Гипотеза будет научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:
1.
Формулировка гипотезы должна
быть максимально точной и
сравнительно простой. В ней
не должно содержаться
2.
Гипотеза должна быть
3.
Гипотеза должна объяснять
В
большинстве экспериментов
Рисунок
1. Структура и иерархия гипотез сложного
экспериментального психолого-педагогического
исследования
Верхнюю
ступень в иерархии обычно занимает
общая гипотеза. Она непосредственно
вытекает из формулировки проблемы и
содержит в себе некоторое утверждение,
достоверность которого предстоит
доказать в проводимом эксперименте.
За общей гипотезой следуют
Например: Для общей цели: «Ускорение процесса умственного развития детей» - может быть предложена следующая общая гипотеза: «В результате проведения эксперимента процесс умственного развития детей будет ускорен».
Частной
цели - «Проверка психолого-
Теперь представим рабочие гипотезы этого эксперимента:
Рабочая
гипотеза 1: «Применение данного
типа задач на занятиях данным учебным
предметом должно будет ускорить
психологическое развитие у учащихся
соответствующих научных
Рабочая гипотеза 2: «Применение приемов проблемного обучения, в частности таких, как…, должно будет способствовать развитию умения учащихся выяснять причинно-следственные связи и отношения».
Доказательство экспериментальной гипотезы состоит из трех основных компонентов: фактов, аргументов и демонстрации справедливости предложенной гипотезы, вытекающей из этих аргументов и фактов.
Факты и аргументы, как правило, представляют собой идеи, истинность которых уже проверена или доказана. Демонстрация — это совокупность логических рассуждений, в процессе которых из аргументов и фактов выводится справедливость гипотезы.
Чтобы избежать ошибок, рекомендуется организовывать и проводить психологический эксперимент в соответствии с одной из заранее продуманных логических схем доказательства, гарантирующих установление именно причинно-следственных зависимостей между изучаемыми переменными.
Основная логическая схема, позволяющая добиться такого результата, включает в себя проведение исследования не на одной, а на двух и более группах испытуемых, одна из которых является экспериментальной, а друше — контрольными. В простейшем случае реализации этой схемы берутся одна экспериментальная и одна контрольная группы. В экспериментальной группе выделяется и целенаправленно изменяется переменная, которая рассматривается как вероятная причина объясняемого явления, а в контрольной группе ничего этого не происходит. По завершении эксперимента оцениваются и сравниваются между собой изменения, которые в экспериментальной и контрольной группах произошли в другой переменной — зависимой. Если все остальные условия эксперимента одинаковы, а сами группы схожи по своему составу, то можно доказать, что гипотеза является истинной или ложной.
ККГ | ТТ1 | __ | ТТ2 | |
Э ЭГ | ТТ3 | ЭЭВ | ТТ4 | |
Где КГ - контрольная группа,
ЭГ - экспериментальная группа,
ЭВ - экспериментальное воздействие,
Т - тестирование, измерение: Т1 - Т3 до экспериментального воздействия,
а Т2 - Т4, после экспериментального воздействия.
_ отсутствие эксперимента
ТКГ= Т2 - Т1 ; ТЭГ= Т4 - Т3,
Вывод:
Если ТЭГ>ТКГ, то гипотеза нашла своё
экспериментальное подтверждение, т.е.
эксперимент удался.
2.
Виды эксперимента
Д. Кемпбел ввел понятие идеального эксперимента, которому удовлетворяют следующие условия:
1.
Изменение экспериментатором
2. Другие условия экспериментатора остаются неизменными.
3.
Эквивалентность (равенство)
4.
Проведение всех
Идеальный эксперимент противостоит реальному, в котором изменяются не только интересующие исследователя переменные, но и ряд других условий. Соответствие идеального эксперимента реальному выражается в такой его характеристике, как внутренняя валидность (validity) - достоверность результатов, которую обеспечивает реальный эксперимент по сравнению с идеальным. Внутренняя валидность характеризует меру влияния на изменение зависимой переменной тех условий (независимой переменной), которые варьирует экспериментатор.
Идеальных экспериментов практически не бывает.
Виды эксперимента:
Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных условиях, отличающихся от реальных. При этом практически всегда применяются технические средства и специальная аппаратура. Действия испытуемых полностью определяют инструкциями.
Достоинства этого эксперимента:
1. высокая точность результатов;
2. создаются оптимальные условия для психологических исследований;
3. осуществляется полный контроль за всеми переменными;
4.
возможны повторные
Недостатки эксперимента:
1.
условия деятельности
2.
испытуемые знают, что они
Многие значимые достижения психологической науки стали следствием использования лабораторных экспериментов. Однако далеко не всегда полученные результаты поддаются правомерному переносу в окружающую действительность
Естественный эксперимент проводится в реальных условиях при целенаправленном варьировании нескольких из них исследователем. В психологии, как правило, применяется для изучения особенностей поведения.
Естественный эксперимент, направленный на решение задач педагогики и педагогической психологии, обычно называют психолого-педагогическими.
Значительный вклад в методику организации такого рода экспериментов внес отечественный ученый А.Ф.Лазурский.
2) По степени разработанности программы.
Поисковые, направленные на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области.
Такие эксперименты проводятся, когда неизвестно, существует ли причинно-следственная связь между независимой и зависимой переменной, или в тех случаях, когда не установлен характер зависимой переменной.
Уточняющие, целью которых является уточнение границ, в пределах которых распространено действие данной теории или закона.
Критические, организуемые в целях опровержения существующей теории или закона новыми фактами.
Воспроизводящие, предусматривающие точное повторение экспериментов предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных ими результатов.
3) По характеру действия исследователя.
Констатирующий эксперимент предусматривает выявление существующих психических особенностей или уровень развития соответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и следствий.
Формирующий
эксперимент предполагает активное,
целенаправленное воздействие исследователя
на испытуемых для того, чтобы выработать
определенные свойства или качества. Это
позволяет раскрыть механизмы, динамику,
закономерности образования психических
феноменов, определить условия их эффективного
развития.
КГ R Т1 _ Т2
R Т3 ЭВ Т4
ЭГ
В
психологической
Критический
эксперимент проводится для того,
чтобы одновременно проверить все
возможные гипотезы. Подтверждение
одной из них ведет к опровержению
всех других возможных альтернатив.
Постановка критического эксперимента
в психологии требует не только тщательного
его планирования, но и высокого
уровня разработки научной теории.
Поскольку в нашей науке
Термин
«пилотажное исследование»
Полевое
исследование проводится для изучения
связи между реальными
Информация о работе Сущность и виды психологического эксперимента