Суицидальный риск у представителей экстремального вида спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Суицид как социальное явление — устойчивый статистический факт. Исследования суицидальной смертности на протяжении многих лет в разных странах и различных районах одного государства показывают сходные значения социального процента самоубийств (количество завершенных суицидов на 100 тыс. жителей) для стран с одинаковым уровнем культуры, схожими политическими, экономическими и социальными системами. В то же время этот социальный процент может резко меняться от нации к нации, от одного территориального образования к другому, если уровень развития основных сфер их жизнедеятельности различен.

Содержание

Введение
1. Теоретические подходы изучения суицидального риска у представителей экстремальных видов спорта.
1.1 Подходы к изучению суицида и суицидального риска.
1.2 Психологические особенности экстремальных видов спорта.
2. Эмпирическое исследование суицидального риска у представителей экстремальных видов спорта.
2.1 Методики исследования.
2.2 Описание полученных данных.
2.3 Анализ и интерпретация данных.
Вывод.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 76.64 Кб (Скачать)

     В-четвертых, экстремальные виды спорта в большинстве  своем крайне дороги, сравниться с  ними может разве, что только Формула-1. Это связано с условием первым, т.е. с необходимостью обеспечить безопасность, а на жизни никто не хочет экономить. Да и производители и продавцы снаряжения не хотят брать на себя ответственность, поэтому предпочитают делать скорее качественно, чем дешево. 

     В-пятых, занятие экстремальным спортом  приносит ни с чем, или мало с чем, сравнимый восторг и чувство  удовлетворения. Если не верите, почитайте  рассказы экстремальщиков, или посмотрите в их глаза. Что еще может зажигать в них такую искру, как ни ощущение эктремальности.

     Эффективность поведения спортсмена в экстремальных  ситуациях зависит от личностных качеств спортсмена, от особенностей экстремальной спортивной ситуации, от психотехнологии разрешения экстремальных ситуаций. Экстремальная ситуация представляет собой результат активного взаимодействия спортсмена со спортивной средой и характеризуется рядом параметров: объективной угрозой жизни, здоровью, ведущим спортивным ценностям; внезапностью наступления; необходимостью резкого выхода спортсмена за пределы нормы спортивных действий и операций; близостью предельных возможностей организма; необходимостью деятельности по преодолению внутренних и внешних ограничений. Экстремальная ситуация в спорте - представляет собой систему ограничений, физических, психических, социальных, нравственных, внутренних и внешних, возникающих перед спортсменом. Экстремальная ситуация в спорте имеет не только негативную, травмирующую спортсмена сторону, но и позитивную, состоящую в преодолении физических, биологических, психологических и социальных ограничений человека и выражается в расширении своих ресурсов и пределов самореализации, возможности личностного и спортивного развития.

     В последнее десятилетие экстремальная  деятельность, экстремальность в  спорте и экстремальные виды спорта становятся объектом пристального внимания исследователей. В рамках исследования экстремальной деятельности выявилась  проблема влияния занятий экстремальными видами спорта, экстремальных ситуаций на формирование сознания личностной целостности. Проблема анализа целостности  человека и его духовной цельности  более глубоко раскрывается при  исследовании человека, спортсмена в  экстремальных условиях деятельности. «Понять поведение и жизнедеятельность  человека как целое оказывается гораздо сложнее, чем определить цели отдельных функциональных систем. Таких, например, как система терморегуляции или система поддержания оптимального артериального давления. Анализ поведенческой активности человека осложняется тем, что человек – единственное живое существо, которое имеет право на моральный выбор. Поэтому целостный взгляд на него, на весь процесс его жизнедеятельности не может быть осуществлён вне рассмотрения проблем добра и зла, творческой экстремальности и экстремизма.» [2, с.25]

     Во-первых, поскольку мы говорим о поведении  человека в экстремальных ситуациях, то невозможно ограничится только уровнем  физиологии и даже психологии. В  отличие от животного, у которого побуждение непосредственно переходит  в действие, человек как разумное существо пытается осознать общий смысл  экстремальной ситуации, дать ей общее  истолкование и действовать в  ней в соответствии со своим пониманием, правда, до тех пор, пока он не поддастся  панике. Это происходит в том случае, если речь идет о непреднамеренно  возникающей экстремальной ситуации. Тем более это касается экстремальных  видов спорта, когда экстремальная  ситуация или создается искусственно, или спортсмен осознанно подвергает свою жизнь опасности, сплавляясь, например, по бурной, порожистой горной реке. Очевидно, что в этом случае предполагается некоторый общий смысл мероприятия, некоторая более или менее  осознаваемая цель. 
Таким образом, поскольку речь идет об истолковании и смыслах, постольку анализ феномена экстремального поведения переводится в социальное и культурно-историческое измерение. Здесь важно понять, чем человеческое, духовное измерение промышленно-урбанистической цивилизации отличается от предыдущих эпох, поскольку в более ранние периоды можно было говорить о героическом поведении, а не о экстремальном. Героическое и экстремальное, видимо, следует различать. Духовное состояние современной эпохи анализировалось многими крупными философами. Можно назвать имена Г.Гегеля, С. Кьеркегор, К.Ясперса, Н.А.Бердяева и это перечисление можно было бы продолжать еще достаточно долго. Общий вывод, к которому пришли мыслители за два столетия анализа можно свести к некоторым основным положениям. Прежде всего, следует сказать о том, что социальный порядок стал пониматься как нечто объективное, а значит обезличенное, хотя и разумное. Философы – просветители видели в этом порядке нечто совершенно положительное, они говорили о грядущем царстве разума, как о некотором совершенном устройстве общества. Видимо, Гегель и йенские романтики, конечно, по-разному, стали осознавать издержки такого объективно-разумного устройства общества. Гегель отмечал, что индивидуальная жизнь в нем выступает как снятое или как второстепенное и безразличное. Подчиненное положение отдельного лица в развитых государствах обнаруживается в том, что оно получает совершенно определенную и всегда ограниченную долю в работе целого. (На основе этого ХХ веке стали говорить о ролевой теории личности). Кроме того, говоря современным языком, появляется, так называемая, политкорректность, когда каждому отдельному лицу предуказаны общие точки зрения, которые должны служить ему руководством в его деятельности. Тем самым, каждый отдельный человек принадлежит существующему общественному порядку и выступает не как принадлежащая этому обществу самостоятельная, целостная и, вместе с тем индивидуально живая фигура этого общества, а лишь как некий ограниченный в своем значении его член. Выполнение отдельных социальных ролей не позволяет осознать себя живой целостной личностью. Тем более что режиссером в этом житейском спектакле выступает безличный порядок, а не человек или порядок сердца, как об этом писал Б.Паскаль. Отсюда следует, что каждый отдельный человек выступает как некоторое средство в реализации внешней ему цели, сам при этом, не являясь для себя самоцелью. Таким образом, человек теряет безусловное достоинство, но получает относительную цену.

     Ролевое, относительное существование приводит к потере индивидуальной личностной целостности и живой самостоятельности  человека. Потеря смысла существования, а именно об этом идет речь, когда  говорят об индивиде как о средстве, не может быть заменена комфортом  и достатком цивилизованной жизни. 
Стремление к осмысленности цельности индивидуального бытия выражается в современном обществе в очень сильно различающихся формах. Можно говорить о совершенно социально неприемлемых преступных болезненных способах самореализации, когда какой-либо индивид начинает страдать манией, будучи, тем не менее, вменяемым, а значит и ответственным за свои поступки. Менее социально опасными, но все же социально неприемлемыми являются наркотики, как иллюзорная форма достижения чувства внутренней целостности и свободы. Определенную социально приемлемую, хотя и иллюзорную, не связанную с деятельностью форму достижения чувства внутренней целостности и свободы дает алкоголь. Самой социально значимой формой девиантного поведения в современном обществе является творчество. Стремление к самореализации находящее свою действительность в экстремальных видах спорта, хотя и является девиацией, но это весьма полезная девиация, позволяющая канализировать многие социальные напряжения. Несколько слов хотелось бы сказать о тех особенностях экстремального спорта, которые делают его значимым для появления сознания личностной целостности, для смысловой интеграции образа Я. Как известно, в структуре самосознания выделяют два уровня — самоощущение и самоосмысление. Самоощущение лежит в основании самоосмысления. Человек идентифицирует себя, прежде всего, со своим телом, он рефлектирует отдельные соматические состояния своего тела. Однако, рефлексия отдельных соматических состояний, не может дать смысловой интеграции образа Я. В том же случае, если возникает оппозиция: чувство жизненности ─ общая опасность для жизни, то тогда это общее чувство жизненности, воспринятое первоначально как страх перед лицом смерти, дает восприятие физической идентичности тела как целого, которое затем дает возможность интегрировать в целостность личностное самосознание. Эта смысловая интеграция происходит, когда дается истолкование тому общему стрессу, который был вызван возникшим и преодоленным риском для жизни. 
Истолкование переживаний может реализовываться в двух видах: образ и слово. И в том и в другом случае происходит обобщение. Образ выступает как типичный, а слово как некоторая абстракция. Таким образом, в акте истолкования происходит переход с физиологического уровня (стресс) и с психологического уровня (индивидуальное переживание, эмоция) на смысловой уровень, который поддается философскому и социологическому анализу. Думается, что поскольку в экстремальном спорте экстремальная ситуация создается осознанно, то есть цель ставится в общем виде и, соответственно, результат может осознаваться в общем виде. Тем самым интерпретация выступает здесь как нечто необходимое. Эта интерпретация, исходно имеющая индивидуальный характер, не исключает интериндивидуального взаимодействия и, соответственно диалога и дискуссии, благодаря которым она становится социальным феноменом. Таким образом, возможен анализ социально-групповых ценностей и смыслов. 
Одновременно с этим возникает и осознание свободы, поскольку предел для деятельности снят. Личность осознает основополагающее значение своей собственной активности для своей жизнедеятельности. Таким образом, экстремальный спорт, порожденный активным стремлением личности найти условия для целостной реализации своего целостного Я, сам в свою очередь становится источником личностной активности. В заключении хотелось бы несколько слов сказать о способах освоения пространства экстремальности обществом. Здесь можно выделить несколько основных способов такого освоения: а) пассивное освоение экстремального, в сфере спорта это позиция болельщика; б) игровое освоение экстремального, в сфере спорта можно говорить о таких видах спортивных развлечений как пейнтбол, где риск для жизни имеет статус «как бы», в форме условности таким образом можно говорить о псевдоэстремальных видах спорта; в) следует также сказать и о китче как весьма распространенном способе восприятия предельных состояний и действий и смыслов, слово “китч” это всего лишь дефиниция плоского, упрощенного, размытого, но обладающего тем большей суггестивной силой романтического представления о смерти. Отличительной особенностью всякого китча является его универсальная подогнанность под вкусы большинства. Универсальность и суггестивная сила китча коренятся в его способности приспосабливать все неординарное к обыденной жизни. Говорят, что типичной особенностью китча является именно нейтрализация экстремальных ситуаций посредством превращения их в воображении в сентиментальную идиллию. Здесь китч близок к игре, хотя в игре игрок осознает, что он только игрок или актер, а в китче этого отстранения нет, китч принимается за реальность г) реальное освоение сферы экстремального, когда определенный человек, ставит себя в условия действительного риска для жизни, причем здесь могут иметься два варианта отношения к созданной экстремальной ситуации: одни погружаются в экстремальную ситуацию с полным сознанием возможного риска для жизни, другие пытаются преодолеть страх возможной смерти с помощью алкоголя и других наркотизирующих средств. Видимо, можно сказать, что только первые духовно растут, преодолевая экстремальную ситуацию, становятся более сильными личностями, активно позиционирующими себя в жизни, а не просто «щекочут себе нервы». Экстремальный спорт представляет собой явление, которое становится все более распространенным. Он оказывает воздействие на многие стороны жизни современного человека. Он приобретает реальную социальную значимость. Вместе с тем в научном плане он малоисследован, поэтому представляемая работа очевидно актуальна.

     Только  понимание субъекта экстремальной  деятельности в единстве его телесной, эмоциональной и мыслящей сторон может позволить правильно оценить  антропологические перспективы  экстремальных видов спорта и  выявить наиболее эффективные направлении  исследования этих перспектив. 
 

     Список  литературы 
1 Жилкина И.В. Феномен экстремальности в творчестве. 2000. 
2.Томалинцев В.Н. Экстремаль России. СПб., 2007

Информация о работе Суицидальный риск у представителей экстремального вида спорта