Суицидальный риск у представителей экстремального вида спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Суицид как социальное явление — устойчивый статистический факт. Исследования суицидальной смертности на протяжении многих лет в разных странах и различных районах одного государства показывают сходные значения социального процента самоубийств (количество завершенных суицидов на 100 тыс. жителей) для стран с одинаковым уровнем культуры, схожими политическими, экономическими и социальными системами. В то же время этот социальный процент может резко меняться от нации к нации, от одного территориального образования к другому, если уровень развития основных сфер их жизнедеятельности различен.

Содержание

Введение
1. Теоретические подходы изучения суицидального риска у представителей экстремальных видов спорта.
1.1 Подходы к изучению суицида и суицидального риска.
1.2 Психологические особенности экстремальных видов спорта.
2. Эмпирическое исследование суицидального риска у представителей экстремальных видов спорта.
2.1 Методики исследования.
2.2 Описание полученных данных.
2.3 Анализ и интерпретация данных.
Вывод.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 76.64 Кб (Скачать)

     Введение

     1. Теоретические подходы изучения суицидального риска у представителей экстремальных видов спорта.

     1.1 Подходы к изучению суицида и суицидального риска.

     1.2 Психологические особенности экстремальных видов спорта.

     2. Эмпирическое исследование суицидального риска у представителей экстремальных видов спорта.

     2.1 Методики исследования.

     2.2 Описание полученных данных.

     2.3 Анализ и интерпретация данных.

     Вывод.

     Заключение.

     Литература.

     Приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Тема  смерти пронизывает всю нашу жизнь, актуализируясь с возрастом. Для  некоторых людей она приобретает  особое значение.

     Суицидальное  поведение в настоящее время  является глобальной общественной проблемой. Высокий уровень самоубийств  в большинстве развитых стран  мира и районах СНГ ставит вопрос о причинах возникновения этого  явления и способах его превенции (предупреждения). Рассмотрение суицидального  поведения лишь как объекта медико-психологических  и юридических наук неизбежно  ограничивает возможность до конца  понять все многообразие негативных факторов, лежащих в основе этого  явления. Обычно в расчет берутся  лишь индивидуальные поведенческие  реакции индивида на те или иные жизненные обстоятельства.

     Суицид  как социальное явление — устойчивый статистический факт. Исследования суицидальной смертности на протяжении многих лет  в разных странах и различных  районах одного государства показывают сходные значения социального процента самоубийств (количество завершенных  суицидов на 100 тыс. жителей) для стран  с одинаковым уровнем культуры, схожими  политическими, экономическими и социальными  системами. В то же время этот социальный процент может резко меняться от нации к нации, от одного территориального образования к другому, если уровень  развития основных сфер их жизнедеятельности  различен.

     Важнейшей научно-практической задачей является установление суицидоопасных контингентов населения (групп суицидального риска) и суицидоопасных зон. Выявление и анализ статистического материала, связанного с суицидами, в сопоставлении с другими социальными переменными может служить индикатором благоприятности социальных условий, уровня социальной напряженности и функционирования социальных систем в целом. Для этого, прежде всего, необходима развернутая социально-демографическая характеристика суицидентов (пол, возраст, социальное положение, религиозная ориентация и т. д.). Катастрофический рост самоубийств в последние годы, а также некоторые статистические данные, например, тот факт, что самоубийство наиболее характерно для кризисных периодов жизни человека (молодой и предпенсионный возрасты), свидетельствуют о том, что изучение суицидальной статистики является важным для стабилизации и управления демографической ситуацией в стране.

     Опыт  мировой суицидологии свидетельствует о существовании тесной зависимости между частотой завершенных суицидов и такими переменными, как: экономические факторы, например, степень урбанизации, соотношение промышленных и сельскохозяйственных рабочих, миграционные потоки, коммуникативно-информационные потоки, проходящие через средства массовой информации. Количество суицидов среди эмигрантов нового поколения выше, чем у местных жителей, что объясняется трудностями в адаптации людей к новым условиям (топофобное состояние индивидуальных пространств), непривычностью существования по сравнению с традиционными и любимыми “ландшафтами детства”. Территориальные ситуации, связанные с миграцией населения, были также отнесены в разряд рискованных и обостряющих возможность суицида московскими исследователями из Всероссийского суицидологического центра под руководством проф. А.Г. Амбрумовой и В.П. Бородина. Современное состояние России и всего СНГ в условиях перехода к рыночной экономике, национального самоопределения суверенных государств, возникновения новых политических и управленческих структур имеет подчас негативные последствия, выраженные, например, во внутренних вооруженных конфликтах. Усиление социально-психологической напряженности в обществе, необходимость менять жизненные ориентиры и привычный образ жизни ведут к разрушению поведенческих стереотипов индивида и его биосоциальной дезадаптации.

     В настоящее время остается открытым вопрос о процессе формирования суицидального поведения, остаются не до конца разработанными клинические вопросы, а также вопросы формирования суицидального риска. Так, до настоящего времени не определены корреляционные взаимосвязи между суицидальным риском и ведущим психопатологическим синдромом. Наряду с данными клинико-психопатологического исследования немаловажное значение имеет комплексное изучение причин, мотивационных механизмов суицидального поведения на основе личностных, психологических средовых характеристик.  
 
 
 

     1. Теоретические подходы  изучения суицидального  риска у представителей  экстремальных видов  спорта.

     1.1 Подходы к изучению  суицида и суицидального  риска. 

     Статистические данные свидетельствуют об увеличении числа самоубийств, что связано с глубоким социально-экономическим и духовным кризисом. Кривая самоубийств напрямую связана с общественными подъемами и спадами в политике, экономике и культуре, однако как показывает исторический опыт, самоубийцы существовали всегда - при любом общественном строе и при любой формации.

     Основные  объяснения самоубийства опираются  на психодинамическую, биологическую и социокультурную модели. Согласно психодинамическому направлению Вильгельма Штекеля, суицид возникает из-за депрессии и гнева на других, который человек направляет на самого себя: «себя убивает тот, кто хотел убить другого или, по крайней мере, желал смерти другого человека» (Shneidman, 1979). Большинство людей учится направлять свой инстинкт смерти «Танатос» в отношении самих себя на других. Люди, склонные к самоубийству, попадают в сети гнева на самих себя и направляют этот инстинкт прямо на себя (Freud, 1955). Отсюда, суицид - крайнее выражение ненависти к себе. По мнению Adam, Bouckoms & Streiner (1982), причиной суицида может быть смерть родителей и развод или раздельная жизнь родителей, особенно в первые годы жизни или в конце подросткового возраста.

     Суицидальное  поведение – аутоагрессивное поведение, проявляющееся в виде фантазий, мыслей, представлений или действий, направленных на самоповреждение или самоуничтожение и, по крайней мере, в минимальной степени мотивируемых явным или скрытым намерением смерти.

     С точки зрения клинической практики суицидальное поведение принято подразделять на внутренние и внешние формы.

     Внутренние  формы:

  • Антивитальные переживания – размышления об отсутствии ценности жизни без чётких представлений о своей смерти
  • Пассивные суицидальные мысли – фантазии на тему своей смерти, но не лишения себя жизни
  • Суицидальные замыслы – разработка плана суицида
  • Суицидальные намерения – решение к выполнению плана

     Внешние формы:

  • Самоубийство (суицид) – намеренное, осознанное и быстрое лишение себя жизни.
  • Суицидальная попытка (парасуицид) – не закончившееся смертью намеренное самоповреждение или самоотравление, которое нацелено на реализацию желаемых субъектом изменений за счёт физических последствий.
  • Прерванная суицидальная попытка (прерванный парасуицид) – акт, предпринятый с целью намеренного самоповреждения или самоубийства, но прерванный до реального самоповреждения внешними обстоятельствами (например, вмешательство посторонних предотвратило физическое повреждение: человека «сняли» с рельсов до прохода поезда, прервали акт самоповешения и т.п.)
  • Абортивная суицидальная попытка (абортивный парасуицид) – акт, предпринятый с целью намеренного самоповреждения или самоубийства, но прерванный до реального самоповреждения непосредственно самим субъектом.

     В настоящее время, считается рискованным  деление суицидальнова поведения на «истинное» и «демонстративно-шантажное», вследствие высокой вероятности гиподиагностики серьёзных суицидальных намерений и принятия их за манипулятивные. Объективная оценка степени суицидальных интенций часто затрудняется следующими обстоятельствами:

  • диссимуляция пациентом истинных намерений поступка (например, из-за опасения госпитализации в психиатрическую больницу или социального осуждения);
  • защитное поведение пациента (неосознаваемые психологические защиты), например, диссоциативная амнезия обстоятельств поступка и его мотивов; декларация манипулятивных намерений при явно противоречащих им тяжёлых последствиях попытки и др.;
  • неадекватные представления пациента (завышенные или заниженные) о степени летальности избранного способа парасуицида. Это характерно для действий детей, подростков или лиц с тяжёлыми психическими расстройствами;
  • недоучёт пациентом случайных внешних обстоятельств (например, вмешательство посторонних).

     Эти и другие обстоятельства приводят к  тому, что далеко не всегда степень травматичности суицидального акта соответствует его мотивам. Кроме того, использование терминов «демонстративный», «шантажный», «манипулятивный» вносит морализаторский, осуждающий оттенок, что может оказать негативное влияние на процесс терапевтических отношений специалиста и пациента.

     Из  сферы суицидальнова поведения принято исключать:

  • Несчастные случаи - случайные, т.е. ненамеренные самоповреждения и передозировки
  • Привычную аутотравматизацию (ПА). Намеренное самоповреждение, не связанное с идеей смерти и суицида. ПА часто сочетается с суицидальными действиями и вместе с ними может являться признаком серьёзной личностной патологии (пограничного расстройства личности).
  1. Суицидальные интенции (намерения)

     Обычно  рекомендуется обращать внимание на следующие факты:

  • Необычное для данного индивида или социального контекста поведение; смена стереотипа поведения.
  • Признаки «прощания»: раздача долгов, подарков, написание завещания, «прощальных» писем.
  • Фантазии и мысли о смерти, самоповреждении, самоубийстве. Необходимо оценить частоту, длительность и характер этих феноменов, а также способность их контролировать пациентом самостоятельно.
  • Суицидальные угрозы. Нередко высказывания носят прямой характер («Я покончу с собой»), но чаще суицидальные тенденции проявляются в косвенных угрозах типа: «Не хочу быть больше обузой…», «Лучше не жить, чем так страдать…», «Теперь я больше никого не побеспокою…», «Я вам больше не помешаю…», «Вы меня больше не увидите…» и т.п.
  • Суицидальные попытки ранее. Количество и тяжесть парасуицидов прогнозируют вероятность дальнейшего суицидального поведения.
  • Степень планирования суицида. Чёткие представления индивида о времени, месте и способе суицидальных действий связаны с большим риском их реализации.
  • Наличие средств суицида (накапливание медикаментов, наличие огнестрельного оружия, ядохимикатов и пр.). Риск увеличивается при наличии доступа к средствам, о которых думает пациент.
 
     
  1. Наличие депрессии и тревоги

     Риск  суицида ассоциирован со многими  психическими расстройствами и является максимальным среди пациентов, страдающих БАР, РДР, зависимостью от ПАВ, ЭНРЛ, шизофренией  и близкими к ней психозами  и значительно увеличивается  при коморбидности этих состояний. Особое значение связано с диагностикой синдрома депрессии.

     Симптомы  депрессии

     Основные:

  • Заметное снижение настроения. Характерные признаки: соответствующие жалобы, «потухший» взгляд, задержка дыхания, тяжёлые вздохи, избегание контактов, сниженная речевая продукция.
  • Снижение интереса к обычным для данного человека делам, контактам и развлечениям. Утрата способности получать удовольствие от тех занятий, которые в обычных обстоятельствах приносят его.
  • Снижение энергичности, работоспособности, повышение утомляемости. Человек обвиняет себя за слабость воли, неконкурентоспособность, несоответствие доминирующим социальным нормам.

     Дополнительные:

  • Снижение самооценки и потеря уверенности в себе. Своё прошлое, настоящее и будущее человек воспринимает как череду прошедших и предстоящих неудач, в которых винит только себя.
  • Чрезмерное чувство вины, беспричинное порицание себя. Субъект гипертрофированно обвиняет себя в реальных и надуманных неудачах, берёт на себя вину за события в жизни близких, а иногда и незнакомых людей.
  • Повторяющиеся мысли и высказывания о смерти, самоубийстве. Суицидальные акты.
  • Нарушение концентрации внимания, снижение памяти, чувство интеллектуальной неполноценности. У человека может появиться ощущение, что его умственные способности необратимо снижаются и он болен каким-либо тяжёлым органическим заболеванием мозга. С купированием симптоматики депрессии эти симптомы проходят.
  • Нерешительность, чрезмерные колебания в выборе даже незначительного решения.
  • Заторможенность, снижение двигательной активности. Реже – тревожная ажитация, беспокойное повышение двигательной активности.
  • Нарушения сна. Затруднения в засыпании, пробуждения по ночам, раннее окончательное пробуждение, отсутствие удовлетворённости ночным сном, чувство постоянной мыслительной работы по ночам. Ранние пробуждения (на 2 и более часов раньше обычного) могут свидетельствовать об утяжелении депрессии. Бессонница в ранние утренние часы может сопровождаться тягостными тревожными переживаниями с суицидальными мыслями. 
  • Понижение или повышение аппетита. Понижение аппетита с потерей веса на 5 и более процентов от обычной массы тела также говорит о тяжести состояния. В некоторых случаях повышение аппетита и увеличение веса может служить бессознательной компенсацией отсутствия удовлетворения в других жизненных сферах. Учащение употребления алкоголя также может говорить о безуспешных попытках «ухода» от тяжёлых чувств.
  • Снижение либидо, уменьшение потребности в сексуальной сфере.
  • Соматические симптомы: задержка стула, сухость слизистых, снижение артериального давления.

Информация о работе Суицидальный риск у представителей экстремального вида спорта