Л.И.
Анцыферова рассматривает аутоагрессию
как дезадаптивные психологические
защиты (копинг-стратегии), возникающие
у личности в трудных или экстремальных
жизненных условиях, ввиду неспособности
к адекватному переосмыслению, переоценке
изменившейся социальной ситуации [2, с.
322 – 324]. Т.Г. Визель предлагает интегративный
нейропсихологический и личностно-типологический
подход к проблемам аутоагрессии,
как фактору социальной дезадаптации.
Она полагает, что не только социальная,
но и психологическая и психофизиологическая
дезадаптация личности зависят от акцентуации
характера в сочетании с особенностями
деятельности мозговых механизмов [4, с.
227].
На
основе анализа внешней обусловленности
аутоагрессивного поведения Г.Я. Пилягина
считает, что возникновения аутоагрессии
необходима система, включающая как минимум
три компонента:
- фрустрированный
человек с формирующимся внутренним конфликтом,
подавляющий свою агрессию, и одновременно
отрицающий свои социализированные интроекты;
- психотравмирующая
ситуация, в которой реализуются защитные
паттерны поведения, обусловленные внутриличностным
конфликтом;
- обратная
отрицательная связь в виде несбывшиеся
ожидания по отношению к объекту и увеличивающей
напряжение ситуации, агрессивность субъекта,
потребность разрешения внутриличностного
конфликта.
С
вышеописанными компонентами Г.Я. Пилягина представляет
иерархическую структуру генеза аутоагрессии
(рис. 2).
Рис.
2. Структурно-динамическая иерархия аутоагрессии
Следовательно, ситуационные (социальные)
факторы влияют на уровень порога
"стрессоустойчивости" человека,
так:
- резкое изменение
образа жизни (необходимость поиска средств
пропитания, увеличение объёма трудовых
нагрузок и т. д.) при ощущении отсутствия
"обязательной" поддержки социальных
институтов;
- синдром утраты
с его интенсивной "психологической
болью" (при потере значимого лица, значимого
социального статуса);
- отсутствие
устойчивых нравственных критериев при
резком повышении общего уровня агрессивности
в популяции;
- существование
в условиях постоянной социальной неопределённости,
хронического стресса [11, с. 24 – 27].
Всё
это по мнению Т.Г. Румянцевой может привести
к резкому усилению психофизических нагрузок
и, соответственно, к истощению компенсаторных
запасов человека (его выраженной астенизации).
Результатом такой социальной предиспозиции
является формирование состояния дезадаптационной
готовности. Наложение на подобное дезадаптационное
состояние конкретной психотравмирующей
ситуации непосредственно включает механизм
формирования защитно-приспособительного
поведения, а точнее аутоагрессивного
поведения [15, с. 36 – 38].
Все
рассмотренные теоретические модели
делают свой акцент на внешнее обусловленность
аутоагрессии, противоположну позицию
в своей теории представляет А.А. Реана.
Им сделан акцент на внутреннюю структуру
аутоагрессии, так по его мнению, аутоагрессия
– это сложный личностный комплекс, функционирующий
и проявляющийся на различных уровнях.
В структуре аутоагрессивного паттерна личности он выделяет
4 субблока:
- характерологический
субблок – здесь уровень аутоагрессии
положительно коррелирует с некоторыми
чертами и особенностями характера: интроверсией,
педантичностью, демонстративностью,
а также с депрессивностью и невротичностью;
- смооценочный
субблок – представлен в связи аутоагрессии
и самооценки, чем выше аутоагрессия
личности, тем ниже самооценка собственных когнитивных способностей, ниже
самооценка тела, ниже самооценка собственной
способности к самостоятельности, автономности
поведения и деятельности;
- интерактивный
субблок – представлен в связи аутоагрессии
личности со способностью/неспособностью
к успешной социальной адаптации, с успешностью/неуспешностью
межличностного взаимодействия. Уровень
аутоагрессии личности отрицательно коррелирует
с общительностью и положительно с застенчивостью;
- социально-перцептивный
субблок – здесь наличие аутоагрессии
связано с особенностями восприятия других
людей. Аутоагрессия практически не связана
с негативизацией восприятия других,
напротив, уровень аутоагрессии коррелирует
с позитивностью восприятия значимых
"других" [14, с. 4 – 12].
В
исследованиях Р.М. Масагутова изучались
гендерные различия в распространенности,
возрастной динамике, факторах риска,
условиях появления и характере аутоагрессивных
действий. Факторы, ассоциированные с
суицидальными попытками у подростков
обоего пола, имели больше сходств, чем
различий. Суицидальное поведение мальчиков
коррелировало с агрессивным фантазированием,
признаками резидуально-органического
поражения головного мозга, нарушением
полоролевой идентичности, опытом физического
насилия в детском возрасте. Суицидальные
попытки девочек сильнее ассоциировались
с употреблением психоактивных веществ,
совершением правонарушений, опытом перенесенного
сексуального насилия и психическими
расстройствами, преимущественно в эмоционально-волевой
сфере [7, с. 8 – 11].
Благодаря
анализу данных всех исследований посвященных
аутоагрессивному поведению Г.Я. Пилягина, выделяет следующие
его типологические формы и определённые
патогенетические особенности их формирования.
Рассмотрим их подробнее.
- Суицидальное
поведение:
- патобиологическая
основа: "включение" программы индивидуального
самоуничтожения;
- чаще всего
формируется на переходе со стадии резистентности
к стадии истощения адаптационного синдрома;
- в виде ответ-реакции
наблюдаются смертельные формы поведения
(самоубийство, жизнеопасные способы осуществления
суицидальных попыток), "туннелизированный"
характер мышления, направленный "на
подведение жизненных итогов", что будет
проявляться в виде резко повышенной когнитивной
активности со специфической "стеничной"
аффектацией к реализации аутоагрессивного
поведения;
- чаще встречается
при непсихотических психических расстройствах
(на фоне декомпенсации шизоидного, параноидного
и ананкастного расстройства личности,
эмоционально-поведенческие расстройства
на фоне тяжёлых соматических заболеваний
и др.);
- может формироваться
при дистимии и депрессивной фазе циклотимии,
а также при психотических расстройствах
в стадии разрешения психоза, ремиссии
или интермиссии;
- личностная
патопсихологическая мотивация направлена
на достижение добровольной смерти вследствие
"отрицательного жизненного баланса";
- проявления
антисуицидального барьера вытеснены
(смерть более привлекательна, чем жизнь);
- собственно
аутоагрессивное тповедение выражается
в виде тщательного планирования и подготовки
аутоагрессивных действий и выбора заведомо
летальных способов их осуществления.
- Парасуицидальное
поведение:
- программа
на индивидуализированное самоуничтожение
"не включается";
- патобиологическая
основа – пониженная стрессоустойчивость
организма;
- чаще встречается
при всех непсихотических психических
нарушениях (преимущественно декомпенсации
личностных расстройств и т. д.), расстройствах
адаптации, может формироваться при психотических
расстройствах (включая аффективные) в
стадии ремиссии, интермиссии на фоне
дополнительных психотравмирующих ситуаций;
- личностная
патопсихологическая мотивация связана
с желанием изменения актуальной ситуации,
а не достижением добровольной смерти
на фоне выраженной ситуации актуальных
потребностей;
- возможна
фиксация на "несправедливости" несбывшихся
ожиданий; децентрации субъективного
времени связаны со страхом перед неизвестным
будущим (попытка таким образом "отодвинуть"
его наступление), гиперболизация прошлого
при ощущении "несправедливости"
настоящего;
- характерны
импульсивные аутоагрессивные действия,
выбор преимущественно нежизнеопасных
способов их реализации. Это наиболее
часто осуществляется преимущественно
в виде суицидальных попыток. Наибольшей
опасностью при её реализации является
закрепление аутоагрессивных паттернов.
- Псевдосуицидальное
поведение:
- к нему относятся
демонстративно-шантажные формы аутоагрессивного
поведения;
- отсутствие
программы на самоуничтожение;
- чаще всего
наблюдается при истерическом (возможно,
зависимом) расстройстве личности или
при расстройствах адаптации у личности
с выраженным истерическим радикалом;
- личностная
патопсихологическая мотивация направлена
исключительно на желаемое изменение
актуальной ситуации;
- характерны
инфантильные психологические установки;
- децентрации
субъективного времени могут не наблюдаться,
однако возможны варианты, когда будущее
планируется исключительно в соответствии
с "собственным сценарием".
- Асуицидальная
форма аутоагрессивного поведения:
- встречается
исключительно при психотических расстройствах
под воздействием болезненных переживаний
(бред, галлюцинации): при шизофрении и
шизотипических расстройствах, а также
при органических и аффективных психозах;
- личностная
патопсихологическая мотивация обусловлена
содержанием психотических болезненных
переживаний, а направленность на собственную
смерть чаще не осознается и не является
проявлением собственного волеизъявления;
- характерна
импульсивная реализация аутоагрессивных
действий с выбором жестоких (часто изощрённых)
жизнеопасных способов их осуществления;
- вероятность
летального исхода очень высока;
- смерть в
таких случаях квалифицируется как несчастный
случай [12, с. 24].
Таким
образом, теоретические исследования
аутоагрессивного поведения опираются
на то, что аутоагрессия никогда не совершается
бесцельно, ее совершение всегда видится
субъектом как выход из создавшегося кризисного
положения, как способ разрешения жизненной
проблемы, обязательства, затруднения
или невыносимой ситуации. Чтобы понять
и предупредить аутоагрессиию, целесообразно
узнать, на основании каких субъективных
систем значений индивид пришел к выбору
данного способа поведения. После анализа
субъективных систем значений как операциональных
аналогов сознания аутоагрессора можно
ставить практическую задачу на достижение
долговременного результата предупреждения
аутоагрессии или ее редукции к социально
приемлемым формам через пересмотр и трансформацию
тех систем субъективного опыта индивида,
которые связаны в его актуальной системе
значений с аутоагрессией.
Список
используемой литературы
- Агазаде Н.В.
Аутоагрессивные явления в клинике
психических болезней. – М.: Наука,
1989. – 189 с.
- Анцыферова
Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии.
М.: Инс-т психологии РАН, 2006. – 512 с.
- Аарон Бек,
А. Раш, Брайан Шо, Гэри Эмери Когнитивная
терапия депрессии. – М.: Наука, 1988. – 196
с.
- Визель Т.Г.
Основы нейропсихологии. – М.: АСТ, 2007.
– 400 с.
- Ениколопов
С.Н. Аутоагрессия лиц старшего подросткового
и юношеского возраста, склонных к поведению
с преднамеренным самоповреждением //
Материалы Юбилейной конференции Московского
психологического общества. 2005. – Т.2. –
C.167-169.
- Карл Ясперс
Общая психопатология. – М.: Практика,
1997. – 1056 с.
- Масагутов
Р.M. Гендерные различия в проявлениях
аутоагрессии у подростков // Вопросы психологии,
- 2003, - №3 – С. 8-11.
- Меннингер
Карл Война с самим собой. – М.: Академия,
1996. – 172 с.
- Немировский
К. Винникот и Кохут. Новые перспективы
в психоанализе, психотерапии и психиатрии.
Интерсубъективность и сложные психические
расстройства. – М.: Когнито-центр, 2010.
– 217 с.
- Нэнси Мак-Вильямс
Психоаналитическая диагностика: Понимание
структуры личности в клиническом процессе.
– СПб.: Класс, 2003. – 476 с.
- Пилягина
Г.Я. Аутоагрессия: биологическая целесообразность
или психологический выбор // Таврический
журнал психиатрии. – 1999. – Т. 3, № 3. — С.
24–27.
- Пилягина
Г.Я. К вопросу о клинико-патогенетической
типологии аутоагрессивного поведения
// Таврический журнал психиатрии. — 2000.
– Т. 4, № 1. – С. 22–24.
- Попов Ю.В.,
Бруг А.В. Аддиктивное суицидальное поведение
подростков //Обозрение психиатрии и медицинской
психологии. - 2005. - №2. - С.3-6.
- Реан А.А.
Агрессия и агрессивность личности // Психологический
журнал. – 1996. - №5. – С.3-18.
- Румянцева
Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии.
– 1992. - №5/6. – С.35-40
- Сельченок
К.В. Психология человеческой агрессивности.
– Мн.: Аспект-пресс, 1999. – 656с.
- Социальные
отклонения / Под ред. В.Н. Кудрявцевой,
- М.: Просвещение, 1989. – 215 с.
- Тарабрина
Н.В. Практикум по психологии посттравматического
стресса. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
- Шустов Д.И.
Аутоагрессивность и иллюзия бессмертия
// Журнал практической психологии и психоанализа.
– 2005. - №1 – С. 19 – 23.
- Диагностика
личности / сост. Т.Н. Разуваева. – Шаадринск,
1993. – С. 17
- Диагностика
состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
/ Диагностика эмоционально-нравственного
развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. –
СПб.: Питер, 2002. С.80-84.
- Определение
интегральных форм коммуникативной агрессивности
(В.В.Бойко) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов
Г.М. Социально-психологическая диагностика
развития личности и малых групп. – М.:
Академия, 2002. – C.132-135.
- Определение
склонности к отклоняющемуся поведению
(А.Н.Орел) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов
Г.М. Социально-психологическая диагностика
развития личности и малых групп. – М.,
Изд-во Института Психотерапии. 2002. – C.362-370
1.2
Психологические
особенности экстремальных
видов спорта.
Психология
экстрима неоднозначна. Для многих
она заключается в получении
предельно острых ощущений, балансировании
на грани жизни и смерти. Есть
так же люди, для которых экстрим
— это возможность постоянно
поддерживать в себе обострённое
чувство жизни. Некоторые современные
виды спорта, которые стали продвигаться
в мире с 50-х годов XX века, постепенно
стало принято называть экстремальными.
К таким видам спорта относятся
BMX, триал, скейтбординг, скалолазание,
маунтинбайк, паркур, экстремальный туризм
и многие другие. Их характеризует высокая
степень опасности для жизни и здоровья
спортсмена, большое количество акробатических
трюков, высокий уровень адреналина, который
выделяется у спортсмена во время занятия
спортом.
Если
следовать определению словаря
иностранных слов, то экстремальный
– это крайний, необычный по трудности,
сложности. Следовательно экстремальный
спорт - это предельный спорт или необычный
по сложности и риску спорт.
Во-первых,
это спорт, изначально связанный
со смертельным риском и большим
травматизмом. Конечно, если мыслить
глобально, то любой спорт может
привести к фатальному исходу, или по
меньшей мере к больничной койке.
Но ни бег ни шахматы мы не не относим к
экстремальному спорту, потому что риск,
который там присутствует: а) ничтожно
мал б) скорее всего не зависит от особенностей
самого спорта в) не контролируем человеком,
как и все непредвиденные обстоятельства.
В экстремальном же спорте человек осознанно
подвергает себя смертельной опасности.
Хотя это совершенно не значит, что все
занимающиеся экстремальными видами спорта
- смертники и камикадзе. Как бы то ни было,
а человек все таки существо разумное,
и даже рискуя осознанно, он с помощью
современного оборудования, снаряжения,
страховки старается максимально обезопасить
себя.
Во-вторых,
экстремальный спорт - это перешагивание
за физический и эмоциональный предел
возможностей человека. Инстинкт самосохранения,
старательно оберегая человека, выстраивает
для него этот предел, а экстремальщики
с упорством его преодолевают. Человек
не должен летать потому, что крыльев у
него нет, так некоторые упрямцы убеждают
себя, что рождены именно для этого. А все
эти трюки с сальто противоречат всемирному
тяготению, так экстремальщики и через
законы физики перешагивают. В-третьих,
экстремальный спорт предельно обостряет
все шесть чувств человека (зрение, обоняние,
осязание, слух, вкус, интуицию). Именно
от концентрации всех чувств зачастую
зависит исход тренировок и соревнований.