Суицидальное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Современный человек зачастую не может найти позитивный смысл собственной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим неповторимым путем. «Экзистенциальный вакуум» во многом объясняет социальные патологии, которые являются болью нашего общества: преступность, наркоманию, самоубийства.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения проблемы особенностей суицидального поведения у детей и молодежи…………………………………6
1.1. Проблема суицидального поведения у детей и молодежи………………..6
1.2. Виды и причины суицидального поведения у детей и молодежи……….12
1.3. Исследование темы суицидального поведения у детей и молодежи……16
ГЛАВА II Экспериментальное исследование склонности к суицидальному поведению подростков.
2.1. Цели и задачи исследования. Констатирующий эксперимент…………..22 2.2.Тематический план, результаты исследования……………………………23
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Психология суицидального поведения.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

    Высокая тревожность у мальчиков может  быть связана также с склонностью  к переживаниям и застреванию  на своих переживаниях, так как  тревожность в этих случаях часто  порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценивать его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это может выразиться и в различного рода аутоагрессии, и в частности сопровождаться негативизмом, раздражением, угрызениями совести.

Исследование  связи самооценки с агрессивностью подростков по методике Басса-Дарка

Поведение детей подросткового возраста зачастую связан с агрессивным поведением.  Исследование агрессивности подростков даст нам возможность оценить  роль самооценки в  агрессивном поведении  подростка.

Таблица  3

Особенности  взаимосвязи агрессивности

    Агрессия. Общие по группе Девочки Мальчики
    Физическая  агрессия 7,7 7,5 7,9
    Косвенная агрессия 5,9 5,4 5,8
    Раздражение 6,1 5,8 6,2
    Негативизм 3,5 3,5 3,7
    Обида 6,9 6,7 7,1
    Подозрительность 6,9 6,2 7,3
    Вербальная  агрессия 7,1 7,1 6,9
    Угрызения совести 6,5 6,3 7,6
 
 

           Из табл. 3 мы видим, что ведущим  компонентом агрессивного поведения  среди исследуемых оказалась  физическая агрессия (7,7) и вербальная  агрессия (7,1). Примечательно, что  в подростковом возрасте "явная"  физическая агрессия и "явная" вербальная агрессия выражены гораздо ярче, нежели "неявная" косвенная агрессия.. Спонтанное реагирование, будь то действия или слова, - это явно непроизвольная детская реакция, которая практически всегда  выражается в различных конфликтных действий. В то время как выражение косвенной агрессии в той или иной степени предполагает опосредованность поведения иными, завуалированными, иногда, на первый взгляд, неагрессивными действиями и как правила предполагает латентную сторону переживания

      Далее, попытка установить взаимосвязь между агрессивностью и самооценкой показала, что явной взаимосвязи нет, так как разница в средних показателях незначительно высока. И все же косвенная и физическая агрессия наиболее свойственна подросткам, с неадекватно заниженной и чаще завышенной самооценкой, наибольшую разницу все же получила группа подростков с завышенной самооценкой.

Таблица  5.

Особенности агрессивности по половому признаку

Агрессивность Общие по выборке Адекватная  самооценка Неадекватная  самооценка
Физическая 7,7 7,4 7,9
Косвенная 5,8 5,6 6,2
Раздражение 6,1 6,1 6,5
Негативизм 3,5 3,0 3,5
Обида 6,5 6,1 6,5
Подозрительность 6,7 6,3 6,1
Вербальная  7,1 6,9 7,5
Угрызения 6,5 6,7 6,5
 
 
 
 
 

      Исходя  из выше описанной таблицы, мы видим, что подростки с адекватной самооценкой  имеют более низкие показатели агрессивности практически по всем выше описанным параметрам. Это уже в целом дает нам основание сделать выводы, что самооценка определенным образом отражается на уровень агрессивности. Однако подростки с завышенной или заниженной самооценкой по разному реагирует на ситуации. Так подростки с заниженной самооценкой чаще реагируют обидой или подозрительностью. Данная форма аутоагресии как раз предполагает паттерн поведения который делает подростков виктимными

     В целом также можно сделать  вывод, что самооценка достаточно сильно влияет на отдельные личностные характеристики человека, так  человек, адекватно себя оценивающий, находится в более выгодном положении, чем человек с заниженной самооценкой. Самооценка служит основой, на которой человек выстраивает свои взаимоотношения с окружающим миром. Неадекватная самооценка как правило связана с  тревожностью и аутоагрессивным поведением по отношению к себе Следовательно, самооценка это очень важный личностный показатель, который  помогает детям подросткового возраста правильно оценить себя и свои возможности, а  в отдельных случаях даже определить выбор поведения.

     Таким образом, в данном исследовании нами рассматривались некоторые характеристики виктимности подростков. Так в  ходе нашего исследования нами было установлено, что виктимность подростка может быть связана с самооценкой тревожностью и аутоагресией, которые могут рассматриваться как паттерны виктивного поведения 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

      В ходе данной го исследования нами проводилось  исследование темы.  Особенности  суицидального поведения детей и подростков. Актуальность данной темы бала обоснована значимостью данной проблемы так как Россия  и на сегодняшний день до сих пор остается в рейтинге первых стран по данной проблеме.

      В  первой главе данной работ нами рассматривались такие характеристики как: проблема суицидального поведения у детей и молодежи; виды и причины суицидального поведения у детей и молодежи; исследование темы суицидального поведения у детей и молодежи. В процессе работы над теоретическим исследованием особенностей суицидального поведения, анализируя различные источники информации, мы пришли к выводу, что суицидальное поведение иногда непосредственно связанно с личностными характеристиками и особенностями.

      :Во  второй главе нашего исследования  нами проводился анализ личностных характеристик подростков склонных к суициду. Так в ходе нашего исследования мы установили что неадекватная самооценка напрямую связанна с тревожностью и ауттоагрессией.    Следовательно, именно самооценка может выступать как механизм, провоцирующий отдельные аспекты такого поведения.

      Спланировав и организовав эмпирическое исследование, мы апробировали в нём выдвинутую гипотезу о том, что самооценка тревожность  и аутоагрессия выступают как  симптомы суицидальных паттернов поведения.

      Проанализировав информацию, полученную посредством выработанных нами характеристик мы пришли к следующим выводам. 

Выводы: 

      Таким образом,  результаты нашего исследования показали, что связь уровня самооценки с агрессивностью и тревожностью наблюдается следующая:

1. Чем  адекватнее у подростка самооценка, тем ниже у детей показатели  школьной самооценочной и межличностной  тревожности. У подростков с  неадекватной самооценкой наблюдаться  более высокие показатели тревожности  по параметру самооценочная тревожность.

2. Агрессивность  также имеет определенные связи  с самооценкой. Так как подростки  с адекватной самооценкой реже  имеют различные проявления агрессии. Подростки с заниженной самооценкой  более обидчивы и ранимы. Склонны  к аутоагрессии..

3.  В целом самооценка достаточно сильно влияет на отдельные личностные характеристики человека, так  человек, адекватно себя оценивающий, находится в более выгодном положении, чем человек с заниженной самооценкой. Самооценка служит основой, на которой человек выстраивает свои взаимоотношения с окружающим миром: в одних случаях это может выражаться различными проявлениями тревоги, в других агрессией. Следовательно самооценка это очень важный личностный показатель.

      Практическая  значимость нашего исследования может  заключаться в возможном применении его результатов в деятельности психолога. В частности, работе с трудными подростками а также могут быть использованы при организации работы с такими детьми  по выявление симптомов суицидального поведения личности, что позволит спрогнозировать профилактику и коррекцию поведения 
 

   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Банщикова Е.Г. Философские и методологические основы психопатологического анализа  самоубийства. // http://www.rusmedserv.com/psychsex/su.shtml (Русский Медицинский Сервер; 24.01.2002).
  2. Гроллман Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах.- М.,2001.-С. 305-306.
  3. Зотов В.М.Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. Речь 2008 С.144.
  4. Молодежь: будущее России / Редкол.: Ильинский И.М., Ручкин Б.А., Бабочкин Г.И. М.: Социс, 1995. - 240 с.
  5. Мягков А.Ю. Темпоральные характеристики самоубийств // Социологические исследования (СОЦИС). – 2004.-№12. - С.83-91
  6. Ручкин Б.А., Гришина Е.А., Серикова Н.А. Российская молодежь: десять главных проблем. М.: Социум, 1999. - 365 с.
  7. Социология молодежи. / Под ред. В.Т.Лисовского. СПб: Изд-во СПбГУ, 1996. - 460 с.
  8. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М.: Наука, 2001. -230 с.

Информация о работе Суицидальное поведение