Суицидальное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Современный человек зачастую не может найти позитивный смысл собственной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим неповторимым путем. «Экзистенциальный вакуум» во многом объясняет социальные патологии, которые являются болью нашего общества: преступность, наркоманию, самоубийства.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения проблемы особенностей суицидального поведения у детей и молодежи…………………………………6
1.1. Проблема суицидального поведения у детей и молодежи………………..6
1.2. Виды и причины суицидального поведения у детей и молодежи……….12
1.3. Исследование темы суицидального поведения у детей и молодежи……16
ГЛАВА II Экспериментальное исследование склонности к суицидальному поведению подростков.
2.1. Цели и задачи исследования. Констатирующий эксперимент…………..22 2.2.Тематический план, результаты исследования……………………………23
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Психология суицидального поведения.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

          Второй психологический механизм, формирующий суицидальное поведение, — аутоагрессия. В подростковом возрасте уровень агрессии повышается. Если формируется негативное отношение к себе, то агрессия направляется на самого себя. С точки зрения составляющей аутоагрессии здесь присутствует эмоциональный компонент: тревога, чувство вины, депрессия. Подросток часто не понимает, что с ним происходит, не может и не умеет поделиться своими ощущениями. Еще одна составляющая аутоагрессии — заниженная самооценка.

                   Третий психологический механизм — пессимистическая установка. Несколько лет назад кафедра общей психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена провела широкомасштабное исследование по изучению проблемных зон подростка. Самой проблемной зоной оказалось будущее. По отношению к нему подросток испытывает страх, тревогу. На этом фоне пессимистическая установка как психофизиологическая готовность действовать в кризисной ситуации у подростка развивается быстрее, чем у взрослого.

Следующая психологическая характеристика — паранояльность. Речь идет не о том, что все суициденты — параноики, а о том, что у человека, переживающего это состояние, параноидальные тенденции отчетливы: треть людей, что совершили попытки суицида, повторяют их в течение года. При паранояльном состоянии происходят сужение сознания и фиксация на определенные ценности. Последняя, доминируя, переходит в цель.

Применимо к подросткам, в их возрасте ценностно-ориентационная сфера не сформирована. Идея уйти из жизни как выход из кризисной ситуации в отсутствии ценностей и жизненного опыта быстро становится доминантой. Плюс мотивы, толкающие на это, которых в суицидологии выделено пять: протест, призыв к помощи, самонаказание, уход от тяжелых душевных и физических страданий, капитуляция. В подростковом возрасте наиболее типичны такие мотивы, определяющие социальное поведение, как протест и призыв к помощи. Протестная форма может возникнуть из-за существования ребенка в рамках двойной морали. С одной стороны, мораль ребенка — послушание, с другой стороны, мораль взрослых — непомерные требования. Когда гармонии нет, ребенок начинает протестовать в ответ на педагогическое давление. Формой призыва к помощи ребенок сообщает о тяжелых эмоциональных нагрузках, которые испытывает. — Какую роль в формировании суицидального поведения играет общество? — Сегодняшняя ситуация в обществе становится фактором появления все большего количества суицидов: налицо культ насилия, падение нравственности, доминирование материальных ценностей, отсутствие досуговой политики. Нас окружает все более агрессивная среда. С точки зрения профилактики суицидального поведения огромная роль отводится ближайшему окружению, то есть семье. Именно она может сформировать адекватную самооценку, построить взаимоотношения с ребенком на уважении, оказать поддержку, научить справляться с трудными ситуациями. 
 
 
 
 
 
 
 

   1.2. Виды и причины  суицидального поведения  у детей и молодежи 

            В последние годы Россия занимает 1-ое место в мире по смертности от самоубийств, убийств, несчастных случаев и других внешних воздействий. Наблюдается тенденция увеличения смертности среди молодежи. Происходит рост суицидальных настроений. По последним данным, мысль о самоубийстве возникает у 19% юношей и 43% девушек.[4] Суицид становится одной из самых важных социальных проблем современной российской молодежи. Суицидальное поведение является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта. Оно зависит от средовых (ситуационных) и личностных факторов, так называемых факторов риска.[1]        

    В личностном смысле суицидальное поведение  может быть представлено следующими типами: протест, месть; призыв; избежание (наказания, страдания); самонаказание, отказ. В данной работе мы провели социологический анализ средовых (ситуационных) факторов риска, которые присущи современной молодежи России:

            1) Проблемы со здоровьем, различные  тяжелые заболевания. Происходит  снижение качества здоровья молодого поколения, растет число заболеваний, прежде не свойственных молодым людям, а теперь приобретающих все большее распространение (кардиологические заболевания, заболевание сосудов, нервной системы, желудочно-кишечного тракта, обвальный рост венерических заболеваний, туберкулеза, заболевание крови и т.д.). Тяжелые заболевания (например, рак, СПИД, глубокие эндокринные расстройства, судорожные припадки, дегенеративные неврологические заболевания) повышают опасность совершения больным самоубийства.

         2) Алкоголизм и наркомания. Проблема суицида среди молодого населения России сложна не только спецификой возраста и менталитета, но и тем, что она тесно связана с другими социальными проблемами. Например, взаимосвязь между употреблением алкоголя, наркотиков и суицидальной активностью весьма очевидна. Именно алкогольная переменная «ответственна» за резкое увеличение числа суицидов в воскресные и праздничные дни.[4] Наркомания также влияет на увеличение количества самоубийств, причем в настоящее время происходит модификация, усложнение данной проблемы: появляются новые виды наркотиков, дурманящие средства становятся все более доступными для молодежи.

          3) Также следует принять во  внимание временную характеристику  совершения самоубийств: вероятность суицидов достигает максимальных значений в вечернее и раннее ночное время (это обусловлено спецификой временной структуры жизненной активности

молодых людей), в воскресные и праздничные  дни, в последней декаде месяца, а  также в весенне-летний период.[4]

         4) В настоящее время, из-за урбанизации,  развития компьютерной техники  и информационных технологий  и др., убыстряется ритм жизни  и формируется новый, изолированный  тип личности. Молодая личность  становится «оторванной» от общества, появляется недостаток социальной поддержки, усиливается деградация социальных связей, изолированность человека сопровождается психологическими расстройствами, депрессиями - эти факторы ведут к увеличению риска самоубийств.

         5) Деформация института семьи.  Развод и семейные конфликты. Исследования показывают, что многие люди, кончающие с собой, воспитывались в неполной семье.

         6) Экономические неурядицы, которые  порождают проблемы, связанные с  едой, одеждой и жильем, также  являются ситуационным фактором  риска. Помимо выделения основных факторов риска, необходимо дифференцировать истинные суициды и демонстративно-шантажные. Целью истинных самоубийств и покушений является лишение себя жизни. В качестве конечного результата предполагается смерть. Демонстративно-шантажное суицидальное поведение своей целью предполагает не лишение

себя  жизни, а демонстрацию этого намерения. Хотя такая демонстрация зачастую оканчивается завершенным самоубийством вследствие недоучета реальных обстоятельств. По данным российских социологических исследований, для девушек более характерно демонстративно-шантажное суицидальное поведение, чем для молодых людей. В отличие от суицидального поведения самоповреждения или членовредительства вообще не направляются представлениями о смерти, следовательно, этот аспект не рассматривается в рамках данной темы. Ослабление негативных факторов на молодежь, должно являться одним из приоритетных направлений социальной политики российского государства, так как молодежь выступает субъектом общественного воспроизводства и гарантом его развития. Она – важный фактор социальных перемен и инновационная сила, и в то же время, молодежь-это одна из самых уязвимых частей населения. В современных кризисных условиях России эта социальная группа, с еще не устоявшимся мировоззрением и с подвижной системой ценностей, больше всего подвержена крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии.

   .При изучении суицидального поведения, следует различать следующие типы:

      1. Демонстративное поведение. 

      2. Аффективное суицидальное поведение.

      3. Истинное суицидальное поведение. 

          Более всего восприимчивы к  суициду следующие группы: предыдущая (незаконченная) попытка суицида. (парасуицид). По данным некоторых  источников процент достигает  30%; суицидальные угрозы, прямые или завуалированные; тенденции к самоповреждению (аутоагрессия); суициды в семье; алкоголизм. Риск суицидов очень высок у больных употребляющих алкоголь. Это заболевание имеет отношение к 25 - 30% самоубийств; среди молодых людей его вклад может быть еще выше — до 50%. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду; хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов, Наркотики и алкоголь представляют собой относительно летальную комбинацию. Они ослабляют мотивационный контроль над поведением человека, обостряют депрессию или даже вызывают психозы;. аффективные расстройства, особенно тяжелые депрессии ( психопатологические синдромы); хронические или смертельные болезни; тяжелые утраты, например смерть супруга (родителя), особенно в течение первого года после потери; семейные проблемы: уход из семьи или развод.

   Специалисты, сталкивающиеся с этими группами населения, друзья и их семьи должны остерегаться упрощенного подхода или чрезмерно быстрых заключений. Люди могут попасть в группу риска, что еще не означает их склонности к суициду. Необходимо подчеркнуть, что не существует какой-либо одной причины самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

   Самоубийство (суицид) и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов  аутоагрессии - явление антропологическое, мы относим его к формам поведения, присущим исключительно человеку. Только он осознает конечность жизни, задумывается о ее смысле и переживает бессмысленность. Специфически человеческая потенция самоуничтожения возникла как «оборотная сторона медали» высшего саморегулятивного поведения: в основе ее лежит возможность осознания смерти и принятия свободного решения.

Суицидально опасная  референтная группа

  • молодежь: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”, злоупотребляющие алкоголем  или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
  • сверхкритичные к себе.
  • лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат.
  • подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями.
  • Люди, страдающие от болезней или покинутые окружением.

Признаками  эмоциональных нарушений являются:

  • потеря  аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних  дней
  • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость)
  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду
  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти
  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы
  • погруженность в размышления о смерти
  • отсутствие планов на будущее
  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей
 

   1.3. Исследование темы  суицидального поведения  у детей и подростков. 

     Почти каждый, кто всерьез думает  о самоубийстве, так или иначе,  дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, до этого по какому-либо поводу в течение ближайших недель и месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи, соцработники и семья не слушают их.

Информация о работе Суицидальное поведение