Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:16, курсовая работа
Современный человек зачастую не может найти позитивный смысл собственной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим неповторимым путем. «Экзистенциальный вакуум» во многом объясняет социальные патологии, которые являются болью нашего общества: преступность, наркоманию, самоубийства.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения проблемы особенностей суицидального поведения у детей и молодежи…………………………………6
1.1. Проблема суицидального поведения у детей и молодежи………………..6
1.2. Виды и причины суицидального поведения у детей и молодежи……….12
1.3. Исследование темы суицидального поведения у детей и молодежи……16
ГЛАВА II Экспериментальное исследование склонности к суицидальному поведению подростков.
2.1. Цели и задачи исследования. Констатирующий эксперимент…………..22 2.2.Тематический план, результаты исследования……………………………23
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………30
Второй психологический
Третий психологический
Следующая
психологическая
Применимо
к подросткам, в их возрасте ценностно-ориентационная
сфера не сформирована. Идея уйти из жизни
как выход из кризисной ситуации в отсутствии
ценностей и жизненного опыта быстро становится
доминантой. Плюс мотивы, толкающие на
это, которых в суицидологии выделено
пять: протест, призыв к помощи, самонаказание,
уход от тяжелых душевных и физических
страданий, капитуляция. В подростковом
возрасте наиболее типичны такие мотивы,
определяющие социальное поведение, как
протест и призыв к помощи. Протестная
форма может возникнуть из-за существования
ребенка в рамках двойной морали. С одной
стороны, мораль ребенка — послушание,
с другой стороны, мораль взрослых — непомерные
требования. Когда гармонии нет, ребенок
начинает протестовать в ответ на педагогическое
давление. Формой призыва к помощи ребенок
сообщает о тяжелых эмоциональных нагрузках,
которые испытывает. — Какую роль в формировании
суицидального поведения играет общество? — Сегодняшняя
ситуация в обществе становится фактором
появления все большего количества суицидов:
налицо культ насилия, падение нравственности,
доминирование материальных ценностей,
отсутствие досуговой политики. Нас окружает
все более агрессивная среда. С точки зрения
профилактики суицидального поведения
огромная роль отводится ближайшему окружению,
то есть семье. Именно она может сформировать
адекватную самооценку, построить взаимоотношения
с ребенком на уважении, оказать поддержку,
научить справляться с трудными ситуациями.
1.2.
Виды и причины
суицидального поведения
у детей и молодежи
В последние годы Россия
В личностном смысле суицидальное поведение может быть представлено следующими типами: протест, месть; призыв; избежание (наказания, страдания); самонаказание, отказ. В данной работе мы провели социологический анализ средовых (ситуационных) факторов риска, которые присущи современной молодежи России:
1) Проблемы со здоровьем,
2) Алкоголизм и наркомания. Проблема суицида среди молодого населения России сложна не только спецификой возраста и менталитета, но и тем, что она тесно связана с другими социальными проблемами. Например, взаимосвязь между употреблением алкоголя, наркотиков и суицидальной активностью весьма очевидна. Именно алкогольная переменная «ответственна» за резкое увеличение числа суицидов в воскресные и праздничные дни.[4] Наркомания также влияет на увеличение количества самоубийств, причем в настоящее время происходит модификация, усложнение данной проблемы: появляются новые виды наркотиков, дурманящие средства становятся все более доступными для молодежи.
3) Также следует принять во
внимание временную
молодых людей), в воскресные и праздничные дни, в последней декаде месяца, а также в весенне-летний период.[4]
4) В настоящее время, из-за
5) Деформация института семьи. Развод и семейные конфликты. Исследования показывают, что многие люди, кончающие с собой, воспитывались в неполной семье.
6) Экономические неурядицы,
себя
жизни, а демонстрацию этого намерения.
Хотя такая демонстрация зачастую оканчивается
завершенным самоубийством
.При изучении суицидального поведения, следует различать следующие типы:
Специалисты, сталкивающиеся с этими группами населения, друзья и их семьи должны остерегаться упрощенного подхода или чрезмерно быстрых заключений. Люди могут попасть в группу риска, что еще не означает их склонности к суициду. Необходимо подчеркнуть, что не существует какой-либо одной причины самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.
Самоубийство (суицид) и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии - явление антропологическое, мы относим его к формам поведения, присущим исключительно человеку. Только он осознает конечность жизни, задумывается о ее смысле и переживает бессмысленность. Специфически человеческая потенция самоуничтожения возникла как «оборотная сторона медали» высшего саморегулятивного поведения: в основе ее лежит возможность осознания смерти и принятия свободного решения.
1.3.
Исследование темы
суицидального поведения
у детей и подростков.
Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, до этого по какому-либо поводу в течение ближайших недель и месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи, соцработники и семья не слушают их.