Суицидальное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Современный человек зачастую не может найти позитивный смысл собственной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим неповторимым путем. «Экзистенциальный вакуум» во многом объясняет социальные патологии, которые являются болью нашего общества: преступность, наркоманию, самоубийства.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения проблемы особенностей суицидального поведения у детей и молодежи…………………………………6
1.1. Проблема суицидального поведения у детей и молодежи………………..6
1.2. Виды и причины суицидального поведения у детей и молодежи……….12
1.3. Исследование темы суицидального поведения у детей и молодежи……16
ГЛАВА II Экспериментальное исследование склонности к суицидальному поведению подростков.
2.1. Цели и задачи исследования. Констатирующий эксперимент…………..22 2.2.Тематический план, результаты исследования……………………………23
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Психология суицидального поведения.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

   Суицидальными людьми, в целом, часто руководят  амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.

   Часто желания за и против суицида настолько уравновешенны, что если близкие в эти минуты проявят теплоту, заботу и проницательность, то весы могут накрениться в сторону выбора жизни. Поэтому очень важно знать во время беседы с суицидальным человеком об особых ключах и предостерегающих признаках самоубийства.

   Различают склонности к суицидальному поведению, в зависимости от типа личности. Так приводится статистика, что в 36% суициды совершают истероиды, в 33% - инфантильные эмоционально лабильные субъекты, и в 13% - у субъектов отмечались астенические черты.  
 
 

Внешний вид и поведение 
  • Тоскливое выражение лица (скорбная мимика)
  • Гипомимия
  • Амимия
  • Тихий монотонный голос
  • Замедленная речь
  • Краткость ответов
  • Отсутствие ответов
  • Ускоренная экспрессивная речь
  • Патетические интонации
  • Причитания
  • Склонность к нытью
  • Общая двигательная заторможенность
  • Бездеятельность, адинамия
  • Двигательное возбуждение
Эмоциональные нарушения 
  • Скука
  • Грусть
  • Уныние
  • Угнетенность
  • Мрачная угрюмость
  • Злобность
  • Раздражительность
  • Ворчливость
  • Брюзжание
  • Неприязненное, враждебное отношение к окружающим
  • Чувство ненависти к благополучию окружающих
  • Чувство физического недовольства
  • Безразличное отношение к себе, окружающим
  • Чувство бесчувствия
  • Тревога беспредметная (немотивированная)
  • Тревога предметная (мотивированная)
  • Ожидание непоправимой беды
  • Страх немотивированный
  • Страх мотивированный
  • Тоска как постоянный фон настроения
  • Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности
  • Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг
Психические заболевание 
  • депрессия
  • неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой
  • маниакально-депрессивный психоз
  • шизофрения

Оценка  собственной жизни 

  • Пессимистическая оценка своего прошлого
  • Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого
  • Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния
  • Отсутствие перспектив в будущем
Взаимодействие  с окружающим
  • Нелюдимость, избегание контактов с окружающими
  • Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью
  • Склонность к нытью
  • Капризность
  • Эгоцентрическая направленность на свои страдания

Вегетативные нарушения

  • Слезливость
  • Расширение зрачков
  • Сухость во рту (“симптомы сухого языка”)
  • Тахикардия
  • Повышенное АД
  • Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха
  • Ощущение комка в горле
  • Головные боли
  • Бессонница
  • Повышенная сонливость
  • Нарушение ритма сна
  • Отсутствие чувства сна
  • Чувство физической тяжести, душевной боли в груди
  • То же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе)
  • Запоры
  • Снижение веса тела
  • Повышение веса тела
  • Снижение аппетита
  • Пища ощущается безвкусной
  • Снижение либидо
  • Нарушение менструального цикла (задержка)
Динамика состояния в течение суток
  • Улучшения состояния к вечеру
  • Ухудшение состояния к вечеру
 

   Диагностика предсуицидального синдрома имеет  важно профилактическое значение. Лица, находящиеся, а в предсуицидальном периоде, нуждающиеся в индивидуальной, групповой и (или) семейной психотерапии. Особую практическую значимость имеет анализ факторов, удерживающих детей от самоубийства. К их числу относят: отсутствие психических заболеваний, протекающих с депрессивными расстройствами; лучшая интегрированность в семье; когнитивные функционирование, не достигшее уровня конкретного или формального мышления; наличие культуральных и духовно-религиозных факторов, делающих суицид менее приемлемым или табуирующих его; проведение индивидуализированной терапии, направленной на купирование травматизации и избирательно адресующейся к слабым сторонам акцентуированной или психотической личности (сенситивность, склонность к депрессивным состояниям у шизоидов и циклоидов).

   Многие  из черт, свидетельствующих о суицидальности, сходны с признаками депрессии. Ее основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Поступки и настроение как бы выдыхаются и становятся безвкусными. Психика лишается сильных чувств. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость. Соматические признаки тревоги проявляются дрожанием, сухостью губ и учащенным дыханием. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе. Больные постоянно ощущают свою нежеланность, греховность и бесполезность, в силу чего приходят к заключению, что жизнь не имеет смысл

   Психогенные причины депрессии часто связаны  с потерей: утратой друзей или  близких, здоровья или работы. Она  может наступить в годовщины  утраты, причем человек может не осознавать приближающейся даты.

   Если  человека постигает утрата, то это, естественно, порождает не только депрессию, но и гнев. Если нет возможности  выразить свои чувства, то они вытесняются  в бессознательное, в результате чего внутреннее напряжение и фрустрация осложняют процесс горя. Важно помнить, что почти всегда можно найти физиологическое и психологическое объяснение депрессии. Депрессия не обязательно обозначает, что человек находится в состоянии психоза или испытывает суицидальные намерения.

   Подавляющее большинство этих больных не утрачивают связей с реальностью, заботятся  о себе и далеко не всегда поступают  на стационарное лечение. Однако, когда  они решаются на попытку самоубийства, ими овладевает отчаяние. Несмотря на это, существует достаточно «нормальных» людей с депрессивными переживаниями, которые не заканчивают жизнь самоубийством.

   Интересен суицидологический аспект и других психических расстройств. Существует три основные группы этих заболеваний. Во-первых, неврозы , которые характеризуются беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой. Невротик не утрачивает связи с окружающей действительностью, но у него отсутствует доверие к миру, в силу чего он становится подозрительным и тревожным. Характерологические или личностные проблемы возникают из-за дефицита моральных норм, здравомыслия или сложных взаимоотношений с окружающими. Эти люди не страдают собственно душевным расстройством, однако склонны к совершению антисоциальных поступков без возникновения чувства вины.

   Психозы протекают тяжелее, чем неврозы. Человек, страдающий психозом, обычно неадекватно реагирует на большинство ситуаций окружающей жизни. К ним относится маниакально-депрессивный психоз с глубокими изменениями настроения от мании к депрессии, которая часто сопровождается суицидальными мыслями. Широко распространенным заболеванием является шизофрения, при которой возникают бредовые расстройства и обманы восприятия: голоса и видения. Для этих больных «ночные кошмары становятся реальностью». Окружающее причудливо изменяет свои очертания, а значение, которое придается определенным фактам, не имеет каких-либо реальных оснований.

   Среди страдающих психозами, шизофренией  и маниакально- депрессивным психозом частота суицидов достаточно велика: к ним относятся не менее, чем 1/4 суицидентов. Необходимо подчеркнуть, что больные, страдающие психотической депрессией, часто совершают суицидальные действия в начале и при затухании психоза. Среди больных шизофренией, как показывают различные исследования, от 3 до 12% совершают самоубийства. Причем риск суицида на протяжении их жизни колеблется от 15 до 20%. Больные шизофренией часто совершают суициды из-за отчаяния, если внезапно осознают неспособность контролировать свою судьбу или в силу бредовых переживаний и постоянных галлюцинаторных расстройств.

   ВЫВОД; Подводя итог первой части нашей  работы, можно заключить, что исследования, проведённые российскими и зарубежными  авторами, показана относительная. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 2.  ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ  И АГРЕССИВНОСТИ. 

    2.1.Цели  и задачи исследования. Констатирующий эксперимент.

        В данном исследовании принимали  участие 10 учащихся  средней школы  № 18. В состав исследуемой нами  группы входило 4 мальчиков и  11 девочек.  Основной возраст рассматриваемых нами респондентов 13 -14 лет.

        Предметом  данного исследования  являются факторы, суицидального  поведения 

      Объект  исследования: в исследовании принимали  участие трудные подростки средней  школы № 18. Степень трудности  подростков определялась на основе наблюдений.

      Сам по себе подростковый возраст наиболее уязвимый относительно виктимности  подростка. В этом возрасте самооценка детей достаточноь уязвима, а  самооценка зачастую выступает как  наиболее объективный показатель определяющий склонность подростка к самоубийству. В этом возрасте психика подростка закономерно реагирует последовательной эмоциональной реакцией:  тревогой; агрессией, которая может выражаться депрессией, которая может повлиять на понижение настроения,  и степень адекватности может сыграть определенную роль в виктимности подростка.

      Данные факты могут создать  дополнительный риск социально-психологической  дезадаптации подростков, которая  может выразиться в склонности  к суициду. 

             Для анализа склонности подростков к суициду нами использовались параметры самооценки тревожности и аутоагрессии:

1.Методика исследования  самооценки личности  Будасси:

2. Методика  диагностики школьной тревожности.  Рогова.

3. Методика  исследование агрессивности - Дарки.  

2.2.Тематический  план, результаты  исследования

Методика  исследования самооценки личности  Будасси:

Таблица 1

Результаты  исследования самооценки.

      
№ п/п пол Возраст Коэффициент ранговой корреляции

«Ч»

Уровень самооценки
1 ж 14 0,69 высокий
2 ж 15 0,34 средний
3 ж 14 0,4 средний
4 ж 15 0,77 высокий
5 ж 14 0,5 средний
6 м 14 0,51 средний
7 ж 14 0,35 средний
8 ж 15 0,97 завышенный
9 ж 15 0,33 средний
10 ж 15 0,81 завышенный 

      В среднем коэффициент ранговой корреляции по группе  равен  0,57 баллам, что соответствует среднему уровню самооценки, который почти граничит с уровнем самооценки выше средней (с 0,6 баллов).

      На  основании данной методики мы выделили три группы подростков:

подростки с заниженной самооценкой 3 человека, адекватной 7 человек и завышенной 5 человек. Дальнейший анализ интересующих нас параметров проводился исходя их этих данных, так как степень адекватности самооценки рассматривается как наиболее важный показатель, так как многочисленные исследования показывают, что наиболее склонны к самоубийствам подростки с неадекватно заниженной или завышенной самооценкой. 
 

  Исследования связи самооценки с тревожностью подростков. 

    Диагностика тревожности проводилась с помощью  методики диагностики школьной тревожности. Методика включала  в себя диагностику тревожности по параметрам: школьной, межличностной и самооценочной тревожности. Тревожность сама по себе является характерной особенностью эмоционального переживания в подростковом возрасте, что говорит о низкой способности к саморегуляции в ситуации взаимодействия с миром.

Таблица 2

Особенности тревожности у обследуемых подростков 

    Тревожность Общие по группе Девочки Мальчики
    Межличностная 12,3 12,3 14,1
    Самооценочная 11,3 11,2 10,9
    Школьная 14,1 10,5 11,9
 
 

    Из  табл.2, можно сделать следующие  выводы, что высокий уровень тревожного реагирования говорит о несформированности психологической культуры и несформированности адаптивных компонентов поведения  подростков. Проявлением первого  является способность к саморегуляции, к позитивному контролю над собой, проявлением которого, в свою очередь, является умение устанавливать межличностные отношения, адекватный уровень самооценки и т.д. В нашем исследовании мальчики оказываются более тревожными, нежели девочки. Это особенно проявляется в показателях общей и школьной тревожности, страха самовыражения, страха ситуации и проверки знаний, страха не соответствовать ожиданиям окружающих и низкой сопротивляемости физиологическому стрессу. У девочек обнаруживаются в целом более умеренные показатели тревожности.

Информация о работе Суицидальное поведение