Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:16, курсовая работа
Современный человек зачастую не может найти позитивный смысл собственной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим неповторимым путем. «Экзистенциальный вакуум» во многом объясняет социальные патологии, которые являются болью нашего общества: преступность, наркоманию, самоубийства.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения проблемы особенностей суицидального поведения у детей и молодежи…………………………………6
1.1. Проблема суицидального поведения у детей и молодежи………………..6
1.2. Виды и причины суицидального поведения у детей и молодежи……….12
1.3. Исследование темы суицидального поведения у детей и молодежи……16
ГЛАВА II Экспериментальное исследование склонности к суицидальному поведению подростков.
2.1. Цели и задачи исследования. Констатирующий эксперимент…………..22 2.2.Тематический план, результаты исследования……………………………23
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………30
Суицидальными людьми, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.
Часто желания за и против суицида настолько уравновешенны, что если близкие в эти минуты проявят теплоту, заботу и проницательность, то весы могут накрениться в сторону выбора жизни. Поэтому очень важно знать во время беседы с суицидальным человеком об особых ключах и предостерегающих признаках самоубийства.
Различают
склонности к суицидальному поведению,
в зависимости от типа личности.
Так приводится статистика, что в
36% суициды совершают истероиды,
в 33% - инфантильные эмоционально лабильные
субъекты, и в 13% - у субъектов отмечались
астенические черты.
|
Диагностика предсуицидального синдрома имеет важно профилактическое значение. Лица, находящиеся, а в предсуицидальном периоде, нуждающиеся в индивидуальной, групповой и (или) семейной психотерапии. Особую практическую значимость имеет анализ факторов, удерживающих детей от самоубийства. К их числу относят: отсутствие психических заболеваний, протекающих с депрессивными расстройствами; лучшая интегрированность в семье; когнитивные функционирование, не достигшее уровня конкретного или формального мышления; наличие культуральных и духовно-религиозных факторов, делающих суицид менее приемлемым или табуирующих его; проведение индивидуализированной терапии, направленной на купирование травматизации и избирательно адресующейся к слабым сторонам акцентуированной или психотической личности (сенситивность, склонность к депрессивным состояниям у шизоидов и циклоидов).
Многие
из черт, свидетельствующих о
Психогенные
причины депрессии часто
Если человека постигает утрата, то это, естественно, порождает не только депрессию, но и гнев. Если нет возможности выразить свои чувства, то они вытесняются в бессознательное, в результате чего внутреннее напряжение и фрустрация осложняют процесс горя. Важно помнить, что почти всегда можно найти физиологическое и психологическое объяснение депрессии. Депрессия не обязательно обозначает, что человек находится в состоянии психоза или испытывает суицидальные намерения.
Подавляющее большинство этих больных не утрачивают связей с реальностью, заботятся о себе и далеко не всегда поступают на стационарное лечение. Однако, когда они решаются на попытку самоубийства, ими овладевает отчаяние. Несмотря на это, существует достаточно «нормальных» людей с депрессивными переживаниями, которые не заканчивают жизнь самоубийством.
Интересен суицидологический аспект и других психических расстройств. Существует три основные группы этих заболеваний. Во-первых, неврозы , которые характеризуются беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой. Невротик не утрачивает связи с окружающей действительностью, но у него отсутствует доверие к миру, в силу чего он становится подозрительным и тревожным. Характерологические или личностные проблемы возникают из-за дефицита моральных норм, здравомыслия или сложных взаимоотношений с окружающими. Эти люди не страдают собственно душевным расстройством, однако склонны к совершению антисоциальных поступков без возникновения чувства вины.
Психозы протекают тяжелее, чем неврозы. Человек, страдающий психозом, обычно неадекватно реагирует на большинство ситуаций окружающей жизни. К ним относится маниакально-депрессивный психоз с глубокими изменениями настроения от мании к депрессии, которая часто сопровождается суицидальными мыслями. Широко распространенным заболеванием является шизофрения, при которой возникают бредовые расстройства и обманы восприятия: голоса и видения. Для этих больных «ночные кошмары становятся реальностью». Окружающее причудливо изменяет свои очертания, а значение, которое придается определенным фактам, не имеет каких-либо реальных оснований.
Среди страдающих психозами, шизофренией и маниакально- депрессивным психозом частота суицидов достаточно велика: к ним относятся не менее, чем 1/4 суицидентов. Необходимо подчеркнуть, что больные, страдающие психотической депрессией, часто совершают суицидальные действия в начале и при затухании психоза. Среди больных шизофренией, как показывают различные исследования, от 3 до 12% совершают самоубийства. Причем риск суицида на протяжении их жизни колеблется от 15 до 20%. Больные шизофренией часто совершают суициды из-за отчаяния, если внезапно осознают неспособность контролировать свою судьбу или в силу бредовых переживаний и постоянных галлюцинаторных расстройств.
ВЫВОД;
Подводя итог первой части нашей
работы, можно заключить, что исследования,
проведённые российскими и
ГЛАВА
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ
НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ
И АГРЕССИВНОСТИ.
2.1.Цели и задачи исследования. Констатирующий эксперимент.
В данном исследовании
Предметом данного
Объект
исследования: в исследовании принимали
участие трудные подростки
Сам по себе подростковый возраст наиболее уязвимый относительно виктимности подростка. В этом возрасте самооценка детей достаточноь уязвима, а самооценка зачастую выступает как наиболее объективный показатель определяющий склонность подростка к самоубийству. В этом возрасте психика подростка закономерно реагирует последовательной эмоциональной реакцией: тревогой; агрессией, которая может выражаться депрессией, которая может повлиять на понижение настроения, и степень адекватности может сыграть определенную роль в виктимности подростка.
Данные факты могут создать
дополнительный риск социально-
Для анализа склонности подростков к суициду нами использовались параметры самооценки тревожности и аутоагрессии:
1.Методика исследования самооценки личности Будасси:
2. Методика
диагностики школьной
3. Методика
исследование агрессивности - Дарки.
2.2.Тематический план, результаты исследования
Методика исследования самооценки личности Будасси:
Таблица 1
Результаты исследования самооценки.
№ п/п | пол | Возраст | Коэффициент ранговой
корреляции
«Ч» |
Уровень самооценки |
1 | ж | 14 | 0,69 | высокий |
2 | ж | 15 | 0,34 | средний |
3 | ж | 14 | 0,4 | средний |
4 | ж | 15 | 0,77 | высокий |
5 | ж | 14 | 0,5 | средний |
6 | м | 14 | 0,51 | средний |
7 | ж | 14 | 0,35 | средний |
8 | ж | 15 | 0,97 | завышенный |
9 | ж | 15 | 0,33 | средний |
10 | ж | 15 | 0,81 | завышенный |
В среднем коэффициент ранговой корреляции по группе равен 0,57 баллам, что соответствует среднему уровню самооценки, который почти граничит с уровнем самооценки выше средней (с 0,6 баллов).
На основании данной методики мы выделили три группы подростков:
подростки
с заниженной самооценкой 3 человека,
адекватной 7 человек и завышенной 5 человек.
Дальнейший анализ интересующих нас параметров
проводился исходя их этих данных, так
как степень адекватности самооценки
рассматривается как наиболее важный
показатель, так как многочисленные исследования
показывают, что наиболее склонны к самоубийствам
подростки с неадекватно заниженной или
завышенной самооценкой.
Исследования связи самооценки с тревожностью
подростков.
Диагностика
тревожности проводилась с
Таблица 2
Особенности
тревожности у обследуемых
Тревожность | Общие по группе | Девочки | Мальчики |
Межличностная | 12,3 | 12,3 | 14,1 |
Самооценочная | 11,3 | 11,2 | 10,9 |
Школьная | 14,1 | 10,5 | 11,9 |
Из табл.2, можно сделать следующие выводы, что высокий уровень тревожного реагирования говорит о несформированности психологической культуры и несформированности адаптивных компонентов поведения подростков. Проявлением первого является способность к саморегуляции, к позитивному контролю над собой, проявлением которого, в свою очередь, является умение устанавливать межличностные отношения, адекватный уровень самооценки и т.д. В нашем исследовании мальчики оказываются более тревожными, нежели девочки. Это особенно проявляется в показателях общей и школьной тревожности, страха самовыражения, страха ситуации и проверки знаний, страха не соответствовать ожиданиям окружающих и низкой сопротивляемости физиологическому стрессу. У девочек обнаруживаются в целом более умеренные показатели тревожности.