Структура содержание и формы общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 01:42, курсовая работа

Описание работы

Проблема эффективного обмена информацией между людьми, возможности достижения взаимопонимания в контактах между ними является очень важной в социальной психологии. Это объясняется тем, что общение, наряду с деятельностью, является одной из основных форм активности людей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………4
1. СТРУКТУРА И ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ…………………………..…...6
2. КЛАССИФИКАЦИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ АКТОВ………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..19

Работа содержит 1 файл

М.С.Кузнецова,КР,социология.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

служебных отношений. Примерами могут быть неслужебные контакты с товарищами по работе, знакомыми, встречи с друзьями, товарищами по

спортивным  и иным увлечениям и т. п. Особая область  неформального общения — общение  между близкими людьми или членами  семьи.

      Структура общения может быть рассмотрена  с учетом анализа элементов, составляющих ситуацию общения. Общение всегда привязано к определенной ситуации и в этом смысле обязательными ее компонентами являются взаимодействующие между собой субъекты, побуждаемые конкретными потребностями и мотивами, реализующие свои цели в общении посредством применения определенных коммуникативных средств и приемов, репрезентирующих собеседнику то или иное содержание. Кроме того, структуру ситуации общения составляют время, место, среда и контекст общения, а также нормы регулирующие общение. Субъект общения – человек, являющийся инициатором общения, а также тот, кому эта инициатива предназначена.

      Содержание  общения – информация, которая  в межличностных контактах передается от одного человека к другому. Содержанием  общения могут быть различные  сведения, в том числе о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии человека, один человек может передавать другому человеку информацию о наличных потребностях. Содержанием общения могут выступать наши оценки, которые мы даем собеседнику, команды, просьбы и распоряжения в процессе взаимодействия и т.д. Структура общения может быть рассмотрена с учетом анализа элементов, составляющих ситуацию общения. Общение всегда привязано к определенной ситуации и в этом смысле обязательными ее компонентами являются взаимодействующие между собой субъекты, побуждаемые конкретными потребностями и мотивами, реализующие свои цели в общении посредством применения определенных коммуникативных средств и приемов, репрезентирующих собеседнику то или иное содержание. Кроме того, структуру ситуации общения составляют время, место, среда и контекст общения, а также нормы регулирующие общение. Субъект общения – человек, являющийся инициатором общения, а также тот, кому эта инициатива предназначена.

           Итак, процесс общения, коммуникации. Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, т. е. общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны

совершать само действие, которое мы и называем общением, т. е. делать нечто (говорить, жестикулировать), позволять "считывать" со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях,

переживая в связи с тем, что сообщается. В-третьих, сообщение характеризуется  каким-то содержанием, какой-то формой и каким-то смыслом. Это не одно и то же.

      Допустим, что некто (скажем, молодой человек) преподносит кому-то (скажем, знакомой девушке), букет желтых тюльпанов. И  делает он это необычно: без улыбки, с отчужденным выражением лица. По форме допустим, что произносится: "Возьми, пожалуйста, цветы от меня", здесь все стилистически, грамматически и по этикету корректно. Содержание — "передача или подношение цветов" — ясно и вполне может быть, в общем, оценено положительно. Но смысл особый: "юноша расстается с девушкой". Вспомните, что лицо его было серьезным, а тюльпаны были желтые (издавна желтый цвет — символ расставания, разлуки). Разумеется, истинный смысл

реального коммуникативного акта такого рода может  быть и иным, если юноша смог достать  только желтые тюльпаны или вообще не знал, что желтый цвет — это символ. Неприветливое выражение лица может определяться обстоятельствами, не имеющими никакого отношения к свиданию. Важно было только привести пример возможного вообще в этой ситуации смысла, показать, чем смысл может отличаться и от содержания и

от формы  конкретного коммуникативного акта. Необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте, канал  связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио вербальном (слухословесном) канале, проще — о слуховом канале.

      Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу.

      Рукопожатие — способ передачи дружеского приветствия  по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение об его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) нам никто ничего не сообщал.

         В качестве важного компонента  коммуникативного акта выступают  мотивы участников общения, т.  е. их цели и намерения. Преподаватель,  допустим, хочет в лекции сообщить  нечто студентам, чтобы они  это нечто усвоили. Бывает, что кое-кто из студентов не хочет в это же время усваивать это нечто. Тогда говорят о "ножницах в интенциях" (намерениях). Общение в таких случаях либо затрудняется, либо приходит к нулевому результату.

         Наконец, всем хорошо известно, что человек во время акта  коммуникации может говорить  одно, а думать другое, т. е.  лжет или просто о чем-то  умалчивает из каких-то (не обязательно  плохих) побуждений. В целом ряде  случаев (а с помощью научных  методов — всегда) можно обнаружить диссоциацию (т. е. рассогласование) формы и содержания сообщения. Криминалисты, например, хорошо знают, как важно наблюдать во время дачи показаний за выражением лица и внешним видом допрашиваемого. Да

и мы с  вами, не будучи специалистами, часто говорим что-нибудь вроде: "по глазам вижу, что неправда", "говорит о веселом, а сам все ходит, места себе не находит — что-то его тревожит. Спросишь — "все в порядке", а на деле..."4

           Следовательно, если мы хотим,  чтобы нас поняли правильно, надо, чтобы и форма, и содержание, гармонично сливались бы друг с другом, не внося элементов диссоциации. И каналы связи при этом должны быть свободны от "шума" (так специалисты называют любые, не только звуковые, помехи). Разговаривая, не хорошо отворачиваться, заниматься посторонними

делами (например, листать книгу), нельзя, одним  словом, "зашумлять" канал связи. Естественно, что надо выбрать оптимальную  громкость голоса — говорить достаточно громко, но не оглушать, держать оптимальную  дистанцию общения (об этом даже есть специальные интересные исследования). Плохой почерк — не такой уж безобидный недостаток, если подумать, что он может помешать адресату легко и правильно понять написанное письмо. Авы сами разве не испытывали раздражения, разбирая с

трудом  чьи-то каракули?

     2 глава основной части

    1. КЛАССИФИКАЦИЯ  КОММУНИКАТИВНЫХ  АКТОВ
 
 

         Если рассмотреть сами коммуникативные  акты по их видам и типам,  то в зависимости от разных  критериев классификации мы получили  бы и различные разновидности:  по содержанию: производственные, практически-бытовые, межличностно-семейные, научно-теоретические; по форме контактирования: прямые, опосредованные. Скажем, переписка является

опосредованной  формой контактирования коммуникантов, а личная беседа — прямой формой контактирования; по типу связи: двунаправленные и однонаправленные. Например, чтение книги, или просмотр кинофильма, или

выполнение  роли зрителя на спектакле — однонаправленный коммуникативный акт. ( См. приложение 1 ). Но если вы аплодируете актерам, или пишете автору пьесы, книги или кинорежиссеру письмо, или награждаете певцов аплодисментами — связи становятся двунаправленными, взаимными; по степени взаимосоответствия коммуникантов: высокая, удовлетворительная,

незначительная, неудовлетворительная, отрицательная.

      При неудовлетворительной степени взаимосоответствия (в таких случаях и о коммуникабельной несовместимости и даже о полной психологической несовместимости) уместно констатировать: "говорят  на разных языках". Хотя имеют при  этом в виду вовсе не разные национальные языки, а, например, совершенно разные пристрастия, интересы, манеры разговаривать и общаться в целом; по результатам: от негативного ("совершенно превратно меня понял, извратил мою мысль") через нулевой ("никак не можем понять друг друга") к позитивному ("он меня понимает, а я — его"). Шкала негативного и позитивного результатов достаточно растянуты: мы можем понять кого-то так, что он будет в восторге, а можем вызвать просто кивок одобрения. Непонимание может граничить и

с извращением понимания. Именно поэтому и необходимо стремиться к максимальному успеху в общении.

         Есть люди, которые не очень  разговорчивы. Они могут слушать  вас со вниманием, но в то  же самое время вы этого  не увидите. Вам кажется, что  вас просто не хотят слушать, а на самом деле у вашего собеседника такая

привычка  и для него это норма общения. Часто так ведут себя люди, которые  имеют либо уважаемое положение  в обществе, либо высокий рост и  большие размеры. Часто при разговоре  с такими людьми мы чувствуем себя неуютно, смущаемся, а иногда и останавливаемся, т. к. нам кажется, что нас не совсем внимательно слушают или просто игнорируют. Этому часто способствует наша собственная установка перед разговором. Если нам кто-то сказал нечто, не делающее собеседнику чести, до разговора, то у нас появляется отчуждение, и притом не всегда правомерное.

      Нет ничего смешнее, как убрать стул из-под  садящегося на него человека. Можно  почти с полной уверенностью сказать, что такой "шутник" еще не дорос  до понимания действительно смешного и плохо знает или не знает лучших образцов юмора. Но это не значит, что чувство юмора нельзя развить. Ведь развить можно (и это доказано экспериментально) и музыкальный слух. Как это сделать? Для этого придется немного потрудиться, хотя труд в последствии будет вознагражден сверх меры добрым смехом. Надо будет почитать, наверное, юмористические очерки, романы,  не забыв про "Похождения бравого солдата Швейка".5

         Общение с помощью речи обеспечивает  успех совместной деятельности. Когда мы хотим выразить свое отношение к царящей вокруг неразберихе, мы говорим: "Вавилонское столпотворение!" Истоки этих крылатых слов — в библейской легенде о сооружении в древнем Вавилоне башни до неба ("столпа творение"), окончившемся неудачей, так как бог разгневался, смешал языки людей, и они перестали понимать друг друга.

"Говорим  с тобой на разных языках, не  можем найти общего", — с  горечью заключаем мы, когда нет  взаимопонимания, и отношения  не складываются.

         Самым частым видом общения  является разговор. Во время разговора мы используем язык, будь он наш родной или иностранный, в любом случае он необходим.

         Язык — бесценный дар, которым  наделен человек. "Языком не  расскажешь, пальцами не растычешь", — говорят в народе. С помощью  слов можно рассказать обо  всем. "Главный характер нашего языка состоит в

чрезвычайной  легкости, с которой все выражается в нем: отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающаяся  страсть", — писал А. П. Герцен. Язык — орудие человека. Он необходим, чтобы люди могли полноценно общаться. Верно, конечно, поется в старой песне — "ведь порою и молчание нам понятней многих слов". Но ведь это порою. А в повседневном общении нам чаще всего не хватает именно слова, и мы "корчимся, безъязыкие", пытаясь найти его, это единственно нужное, правильное, точное. "Изводишь, единого слова ради, сотни тонн словесной руды..." Это не только о поэтах и поэзии. Это и в каждом, кто ценит высказанное, стремится взвешивать свое слово, понимая, что оно является сильнейшим раздражителем, может оказать огромное воздействие на человека: "слово может убить, слово может спасти".

      Средства  общения можно определить как  способы кодирования и  передачи информации, передаваемой в процессе общения одним человеком другому. (См. приложение 2 ). Информация может передаваться как при помощи устной или письменной речи, так и с помощью, прямых телесных контактов: касанием тела руками и т.п. Получать  и передавать информацию можно и на расстоянии, например через органы чувств, наблюдая за действиями, эмоциями и  движениями человека на расстоянии, а так же с помощью технических средств.

      Общение посредством слова (речевое общение) закрепляет и сохраняет опыт человечества, передавая его от поколения к  поколению, потому что язык — это  орудие культуры.

         В более чем 3,5 тысячах языков  мира многогранно отражаются  все достижения науки, техники,  искусства. Интерес к родному  языку, стремление к совершенному  владению его письменной и  устной формами всегда 

характеризуют культурного человека. Нет такой сферы общения, где бы ни требовалось хорошее владение языком и умение пользоваться этим бесценным даром, завещанным нам предками.  Знаем ли мы родной язык? "Конечно, — ответят многие, — ведь с детства им пользуемся. Да и в школе

Информация о работе Структура содержание и формы общения